Елена Мазанова
К особенностям организации социального направления воспитания с детьми дошкольного возраста
Аннотация: в статье раскрыты особенности формирования у детей дошкольного возраста навыков адаптации к определенной социальной ситуации, общения со сверстниками, обхождения с чувствами, преодоления стресса и альтернативы агрессии.
Ключевые слова: воспитание, социальное направление, дошкольный возраст.
Актуальность организации социального направления воспитания возрастает в современных условиях в связи с особенностями социального окружения ребёнка, в котором часто наблюдаются дефицит воспитанности, доброты, доброжелательности, речевой культуры во взаимоотношениях людей.
Цель и задачи социального направления воспитания детей дошкольного возраста строятся на ценностной основе. Цель – формирование целостного отношения детей к семье, другому человеку, развитие дружелюбия, создание условий для реализации в обществе. Задачи очень тесно связаны с компонентами воспитания, которые общеприняты в дошкольной педагогике. К задачам социального направления относятся:
1. развивать представления ребенка о доброте и зле;
2. формировать позитивный образ семьи с детьми;
3. формировать навыки необходимые для полноценного существования в обществе: эмпатии (сопереживания, коммуникабельности, заботы, ответственности, сотрудничества, умение договариваться, умение соблюдать правила;
4. развивать способность поставить себя на место другого человека, как проявление личностной зрелости и преодоление детского эгоизма.
Компонент воспитания содержателен тогда, когда мы развиваем представление ребенка, даем ему определенное знание. Если это знание дополнить еще и соответствующим отношением, то появляется осознание и потом это осознание проявляется в поведении нашего ребенка
Представление развития ребенка об окружающем мире являются только отправной точкой, потому что ребенок может хорошо знать правила поведения в обществе, но не осознавать, почему нужны именно такие правила, он может знать, что нужно любить и беречь природу, но любви к природе у него не будет от этих знаний. Здесь важен эмоционально-побудительный компонент, который дает осознанное отношение тем правилам, которые установлены на протяжении всей истории развития человечества. История развития нашего современного общества вносит свои коррективы, у нас появляются другие правила взаимодействия, которые тесно связаны с сетевым взаимодействием. Сетевое взаимодействие вносит корректировки в содержательный и в эмоционально – побудительный компоненты, благодаря этому появляется осознанное отношение к установленным правилам [2, с. 12-16].
Самое главное, чего мы должны добиться, это соответствующее отношение к полученному знанию, где будет отражаться в поведении нашего ребенка, то есть в деятельностном компоненте. Знать компоненты воспитания, безусловно, очень важно, особенно в социальном направлении, когда поступки и поведение ребенка должны свидетельствовать о позитивной его социализации, о том, что он умеет себя вести в обществе сверстников и других людей.
Социальное направление воспитания также тесно связано с содержанием образовательной области – социально-коммуникативное развитие. Данная область тесно связана с решением воспитательных задач и ее целью является позитивная социализация детей дошкольного возраста, приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства.
Приоритеты социально-коммуникативного развития связаны с содержательным, эмоционально-побудительным и деятельностным компонентом воспитания. Например, усвоение и присвоение ребенком моральных, нравственных норм и ценностей будут являться содержательным и эмоционально-побудительным компонентами. Если брать эмоциональный и социальный компоненты, то в его состав будет входить становления самостоятельности, целенаправленности, способности к регуляции собственных действий.
Деятельностный компонент включает в себя социальные навыки, которые ребенок демонстрирует в своем поведении, их можно разбить на 5 групп:
1. навыки адаптации к определенной социальной ситуации.
2. навыки общения со сверстниками;
3. навыки обхождения с чувствами;
4. навыки преодоления стресса
5. навыки альтернативы агрессии.
Это важнейшие навыки, которые определяют умение человека жить в обществе, сосредоточиться не только на своих собственных чувствах, но и на чувствах окружающих людей, это имеет непосредственное отношение, потому что мы называем это эмоциональным интеллектом. Люди, которые обладают хорошо развитым эмоциональным интеллектом, умеют ориентироваться на чувства других. Взрослый человек должен строить линию своего поведения в зависимости от эмоционального состояния окружающих людей, если он действительно хочет добиться каких-то значимых для него целей, нужно понимать, когда и с кем можно или нужно себя вести. У детей раннего возраста началом эмоционального интеллекта зачастую выражена гораздо ярче, чем у взрослых людей, но здесь есть множество причин. Ребенок очень четко может ориентироваться на чувства других людей, не осознавая этого [3, с. 5-15].
Навыки альтернативы агрессии заключаются в том, что дети бывают агрессивными и очень ярко выражают гнев, недовольство, обиды и негативные эмоции. Поэтому очень важно учить детей справляться с гневом, с агрессией и бороться со стрессом, в данном случае, навыки альтернативной агрессии тесно связаны с навыками борьбы со стрессом – эти навыки не появляются сами по себе, над ними приходится работать в социальном направлении воспитания. От этих навыков зависят дальнейшие взаимодействия со сверстниками и в любых других сообществах [1, с. 33].
Например, после физической нагрузки детям можно разрешить побегать в том темпе, в котором им хочется, и плюс к этому разрешить выплеснуть все эмоции голосом. Благодаря, такому методу мы предотвращаем стресс, и дети чувствуют себя легче после выплескивания этого гнева, и никак не мешаем взаимодействию детей друг с другом.
Развитие эмоционального интеллекта начинается в раннем возрасте и, если мы не будем обращать внимание на развитие эмоциональной сферы, а начинаем учить детей английскому языку вместо того, чтобы научиться идентифицировать свои собственные эмоции, то ребенок так и останется эмоционально неполноценным в течение всей своей жизни. Развитие эмоционального интеллекта позволяет в дальнейшем ориентироваться на чувства других людей и даже управлять не только своими эмоциями, но и эмоциями других людей.