Валентина Шишкина
Конспект занятия по развитию речи «К нам весна шагает»
▼ Скачать + Заказать документы
по развитию речи
с детьми старшей группы
Тема
«К нам весна шагает…»
Дата проведения:
18.03.22г
Составитель: воспитатель
Шишкина Валентина Александровна
2022г
Цель:
Формирование у детей целостной картины мира в весенний период. Развитие познавательных интересов.
Задачи:
Образовательные
Актуализировать, систематизировать и дополнить знания детей об
Публикация «Конспект занятия по развитию речи „К нам весна шагает“» размещена в разделах
- Весна. Все материалы на весеннюю тему
- Весна. Конспекты занятий, НОД на весеннюю тему
- Весна. Конспекты по развитию речи
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
изменениях в природе весной.
Формировать умение детей внимательно слушать стихотворение, понимать его смысл, запоминать, читать его интонационно выразительно с опорой на мнемотаблицу.
Способствовать обобщению представлений о неживой природе, о жизни растений, животных, птиц весной.
Развивающие
Развивать в детях умение видеть простейшие причинно-следственные
связи между весенними природными явлениями (солнце пригревает
тает снег, день становится длиннее, у диких животных появляются детеныши, возвращаются перелетные птицы, распускаются первые цветы).
Активизировать словарь за счет слов: имен существительных
(подснежник, проталина, ручей, лучи, капель, первоцветы и др.); имен
прилагательных (перелетные, весеннее, звонкий, длиннее, короче, яркое, радостное, теплое, весеннее и др.); глаголов (тает, капает, прилетают, журчит, радует, темнеет, припекает и др.).
Развивать слуховое восприятие, зрительное внимание, артикуляционный аппарат.
Поддерживать стремления детей высказывать свои суждения, делать логические выводы.
Развивать физиологическое дыхание.
Воспитательные
Воспитывать интерес детей к поэтическим произведениям; бережное, заботливое отношение к природе.
Предварительная работа: наблюдение за весенними изменениями в природе на прогулке, слушание аудиозаписи «Звуки весны», рассматривание картин о весне; чтение художественной литературы и заучивание стихотворений, примет, пословиц о весне, о птицах; беседы на темы: «Весна», «Животные весной», «Птицы весной», «Весенние приметы».
Методы и приемы: игры, игровые упражнения, рассматривание
иллюстраций, беседы, наблюдения на прогулке.
Материалы и оборудование: презентация «Весенние месяцы», аудиозапись «Звуки весеннего леса», песенка – игра «Червячок» (авторы Марютина Н., Бармина И., массажный колючий мячик, мнемокартинки.
Ход ОД:
I. Вводная часть:
Ребята, сегодня нас с вами ждет интересное, увлекательное дело. А начнем мы его с того, что «согреем» друг друга улыбками.
Игра приветствие
Ручки поднимаем вверх, солнцу говорим привет!
Хлопаем в ладоши, будет день хороший!
Водичкой умылись и нарядились!
Пришли заниматься, будем мы стараться!
(Дети проговаривают текст и выполняют движения по тексту)
II. Основная часть:
Слышится звук капели, пение птиц. (Аудиозапись «Звуки весны»)
Беседа о весне.
-Ребята, кажется, я слышу какие -то звуки, а вы слышите? (Ответы детей)
- Давайте, присядем на ковер и послушаем. (Дети садятся на ковер, слушают звуки весеннего леса, закрыв глаза).
-В какое время года мы можем услышать звук капели? Вы рады весне?
- А скажите, пожалуйста, какая бывает весна. (ранняя, робкая, весёлая, зелёная,солнечная, разноцветная, долгожданная, сказочная, красивая.)
- А как вы узнали, что на улице весна?
( Дети называют приметы этого времени года: пригрело солнце, тает снег, появились сосульки, из теплых стран возвращаются перелетные птицы, скоро зацветут первые цветы, появляются насекомые, у птиц появляются птенцы и т. д.)
- Молодцы, вы правильно всё сказали и назвали много весенних примет.
Посмотрите, пожалуйста, на экран (Презентация весенние месяцы)
- Ребята, почему время года одно, а изображения разные? (Ответы детей)
- Да, правильно, у весны три месяца. Назовите весенние месяцы. (Март – это первый месяц весны, ранняя весна. Апрель – это середина весны. Май – это последний месяц весны.)
- У каждого месяца свои особенности, расскажите о них. (Ответы детей)
- Предлагаю поиграть со словом «весенний» (Одновременно массаж ладошек массажным мячиком)
Я буду называть слово, а вы повторите это слово и добавьте к нему слово «весенний» правильно его изменяя.
Словесная игра «Весеннее настроение»
Весеннее небо, ручеек весенний, весенний ветер, сосулька какая- весенняя, песенка весенняя, солнце какое – весеннее, весенняя тучка, дождик какой – весенний, облака какие – весенние, цветы какие – весенние, лес весенний, погода весенняя, утро какое – весеннее, настроение весеннее и т. д.
- Ребята, а вы любите весну? Почему? (Рассуждения детей за что они любят весну)
Музыкальная физкульминутка «Мякиш-червячок»
- Ребята, весна нас радует своим приходом? А чем мы можем порадовать весну? ( Предложения детей: спеть весне песенку, нарисовать рисунок, рассказать стихотваорение). Я предлагаю выучить стихотворение!
Чтение стихотворения И. Токмаковой «Весна»
К нам весна шагает быстрыми шагами,
И сугробы тают под ее ногами
Черные проталины на полях видны.
Видно очень теплые ноги у весны.
Вопросы по стихотворению:
- о чем говорится в стихотворении?
- что происходит с сугробами?
- что видно на полях … (черные проталины)
- почему все это происходит?
Д/игра «Громко - тихо»
- А сейчас я предлагаю поиграть со стихотворением в игру «Громко-тихо»
Если я произнесу строчку из стихотворения громко, то вы должны повторить её тихо, а если я произнесу тихо, то вы наоборот громко. Попробуем?
(Чтение стихотворения с опорой на мнемотаблицы)
- Ребята, стихотворение, с которым мы познакомились, мы с вами можем только рассказать? ( Дети: послушать, нарисовать, слепить, показать движениями).
- Давайте подумаем, как можно «показать» как шагает весна? Какими шагами она шагает? Как можно показать тающие сугробы? Появляющиеся черные проталинки? Теплые ноги весны?
Чтение стихотворения с движением.
К нам весна шагает (дети идут, высоко поднимая колени)
Быстрыми шагами
И сугробы тают под ее ногами (медленно приседают, показывая руками как тает сугроб)
Черные проталины (показывают руками круг)
На полях видны (встать, приложить ладонь ко лбу, посмотреть вправо, влево)
Видно очень теплые ноги у весны (наклонится, приобнять колени)
- А теперь мы с вами пройдем в зрительный зал и присядем на стульчики.
Рассказ стихотворения со зрительной опорой на мнемокартинки (1-2 ребенка)
III. Заключительная часть:
- Вам легко было рассказывать по картинкам?
- Кому можем рассказать это стихотворение?
Игра –закрепление. (В кругу)
Дружно хлопнули в ладоши, (хлопают)
Дружно топнули ногой, (топают)
Все во что мы здесь играли, Мы запомнили с тобой!
Молодцы! Спасибо всем!