Магомедова Басират Ризвановна
Организация СОД взрослого и детей разновозрастной группы «Ярмарка мастеров»
▼ Скачать + Заказать документы
КОНСПЕКТ СПЕЦИАЛЬНО ОРГАНИЗОВАННОЙ СОВМЕСТНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВЗРОСЛОГО И ДЕТЕЙ
В РАЗНОВОЗРАСТНОЙ ГРУППЕ
ТЕМА: «ЯРМАРКА МАСТЕРОВ»
Содержание Примечание
1. Тема
образовательной
деятельности «Ярмарка мастеров»
2. Доминирующая
образовательная
область Художественно-эстетическое развитие
2. Доминирующий вид
деятельности детей Младшая подгруппа Старшая подгруппа
Публикация «Организация СОД взрослого и детей разновозрастной группы „Ярмарка мастеров“» размещена в разделах
Восприятие декоративно-прикладного искус-ства (на примере хохломской, городецкой рос-писей) Восприятие декоративно-прикладного искус-ства (на примере хохломской, городецкой и гжельской росписей)
3 Методы и приемы реализации содержания занятия
3.1 Общепедагогические методы и приемы
Младшая подгруппа Старшая подгруппа
Методы формирования сознания
Беседа: осмысление значимости декоративно-прикладного искусства для каждого человека.
Беседа: обсуждение значимости труда масте-ров для каждого человека
Методы организации деятельности, общения, опыта поведения
Совет: всмотреться в цветовую гамму и рас-положение элементов росписей на фигурках
Косвенное требование: мысленно создать ор-намент росписи, запомнить его; спланировать свои действия; довести замысел до конца
Методы стимулирования и мотивации деятельности
Предоставление права выбора изобразитель-ных материалов и инструментов
Предоставление права выбора изобразитель-ных материалов и инструментов; обсуждение значимости народной игрушки для человека
3.2 Методы и приемы, характерные для спе-цифических видов деятельности
Младшая подгруппа Старшая подгруппа
Наглядные методы
Изделия с Хохломской, Городецкой и Гжель-ской росписями.
Работы детей старшей подгруппы выполнен-ные ранее.
Шаблоны-силуэты хохломской и городецкой посуды для каждого ребенка.
Изделия с Хохломской, Городецкой и Гжель-ской росписями.
Шаблоны-силуэты городецкой и гжельской посуды для каждого ребенка.
Словесные методы
Чтение стихов о хохломской, городецкой рос-писи; Н. Забила «Моя страна».
Рассказать о выбранных элементах для хох-ломской и городецкой росписи.
Чтение стихотворения о гжельской росписи.
Исследование и обсуждение средств вырази-тельности, использованных мастерами для со-здания изделий прикладного творчества, сравнение по сходству и различию (цветовая гам-ма, выразительность линий и форм, элементов росписей)
Рассказать о выбранных элементах для городецкой и гжельской росписей
Приложение 1
Практические методы
Выбор шаблонов, создание росписи на определенном силуэте, согласуя форму и расположение элементов.
4. Интеграция образовательных областей
Младшая подгруппа Старшая подгруппа
Художественно-эстетическое развитие: восприятие изобразительного и поэтического текстов; ( Описание изделий народного творчества: - Развивать способно-сти и любовь детей к декоративному рисованию.
- Развивать фантазию, творческое мышление.
- Закреплять знания о декоративно-прикладном искус-стве.
- Развивать чувство цвета и художественного ритма.
- Отрабатывать навыки работы кончиком кисти; приемы отпечатка и тычка.
- Упражнять в плавных поворотах при рисовании округ-лых линий, завитков в разном направлении.
- Развивать умение видеть красоту в передаче плавности, слитности линий и их тонкости, ритмичности.)
Социально-коммуникативное развитие: осмысление значимости декоративно-прикладного искусства для че-ловека; Практические действия - Воспитывать чувство гордости за свою страну, уважение к труду, интерес к народному изобразительному искусству и традициям русского народа.
- Развивать умение детей договариваться о последова-тельности совместных действий.
- Воспитывать творческую самостоятельность.
- Воспитывать дружеские взаимоотношения между деть-ми.
Речевое развитие: использование поэтических сравне-ний; диалогическая речь – формулирование вопросов и ответов по поводу декоративно-прикладного искусства;
Беседа, задавание вопросов, игра «Узнай по голосу» - Совершенствовать художественно-речевые исполнитель-ские навыки детей при чтении стихотворений.
- Приучать детей проявлять инициативу, совершенство-вать речь, как средство общения.
- Развивать связную речь, через планирование последовательности выполнения работы и в процессе сопоставления готовой работы с образцом.
- Побуждать к словесному обозначению выполняемых действий и их результата.
Познавательное развитие: закрепление представления о декоративно-прикладном искусстве; Рассматривание изделий народного промысла (- Воспитывать доброе и бережное отношение к природе и социальной среде. - За-креплять правила поведения в лесу.)
Физическое развитие: арт-терапевтическое воздействие изобразительной деятельности, перемещение по группе со сменой видов деятельности. Гимнастика для глаз, физминутка, пальчиковая гимнастика- Закреплять уме-ние выполнять движения в соответствии с текстом сти-хотворений.
- Совершенствовать общую и мелкую моторику.
Художественно-эстетическое развитие: восприятие изобразительного и поэтического текстов; художественное твор-чество по созданию узора городецкой или гжельской росписи; (Описание изделий народного творчества - Развивать способности и любовь детей к декоративному рисованию.
- Развивать фантазию, творческое мышление.
- Закреплять знания о декоративно-прикладном искусстве.
- Развивать чувство цвета и художественного ритма.
- Отрабатывать навыки работы кончиком кисти; приемы от-печатка и тычка.
- Упражнять в плавных поворотах при рисовании округлых линий, завитков в разном направлении.
- Развивать умение видеть красоту в передаче плавности, слитности линий и их тонкости, ритмичности.
Социально-коммуникативное развитие: осмысление зна-чимости декоративно-прикладного искусства для рисующего и созерцающего человека; Практические действия - Воспитывать чувство гордости за свою страну, уважение к труду, интерес к народ-ному изобразительному искусству и традициям русского народа.
- Развивать умение детей договариваться о последовательности совместных действий.
- Воспитывать творческую самостоятельность.
- Воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми
Познавательное развитие: закрепление представления о декоративно-прикладном искусстве; Рассматривание изделий народного промысла Обобщить знания об особенностях Хохломской, Городецкой и Гжельской росписях, прослеживать взаимосвязь промыслов с народными обычаями. - Рас-ширить представления детей в сферах человеческой деятельности через народно-прикладное искусство.
Речевое развитие: использование поэтических сравнений; мысленное создание узора декоративно-прикладного искус-ства; Беседа, задавание вопросов, игра «Узнай по голосу» - Совершенствовать художественно-речевые исполнительские навыки детей при чтении стихотворений.
- Приучать детей проявлять инициативу, совершенствовать речь, как средство общения.
- Развивать связную речь, через планирование последовательности выполнения работы и в процессе сопоставления готовой работы с образцом.
- Побуждать к словесному обозначению выполняемых дей-ствий и их результата.
Физическое развитие: арт-терапевтическое воздействие изобразительной деятельности, перемещение по группе со сменой видов деятельности. Гимнастика для глаз, физминутка, пальчиковая гимнастика - Закреплять умение выполнять движения в соответствии с текстом стихотворений.
- Совершенствовать общую и мелкую моторику.
Приложение 2
Приложение 3
4. Возрастная группа
Старший дошкольный возраст (5-7 лет)
5. Цель
Формирование элементарных представлений о видах искусства в процессе изучения народного творчества.
6. Задачи
Планируемые результаты
Младшая подгруппа
6.1 Формировать представления о декоративно-прикладном искусстве.
Проявляет интерес к декоративно-прикладному искусству, легко определяет виды, классифицирует предметы и дет-ские рисунки в соответствии с видом; различает элементы росписей.
6.2 Развивать эстетическое восприятие и эстетическую оценку декоративно-прикладного искусства в процессе осмысления их эмоционального содержания и средств выразительности, использованных народными мастерами.
Рассуждает о впечатлениях, чувствах, настроении в про-цессе созерцания предметов декоративно-прикладного ис-кусства; соотносит изображение мастеров с реальными компонентами природы (ягоды, листья, цветы).
6.3 Формировать охранно-созидательную позицию и потреб-ность в самостоятельном изучении декоративно-прикладного искусства
Активен в подготовке выставок поделок и рисунков сверстников; стремится к исполнению роли продавца или покупателя в лавке с предметами декоративно-прикладного искусства
Старшая подгруппа
6.1 Формировать представления о декоративно-прикладном искусстве в процессе изучения всех видов декоративно-прикладного искусства
Свободно ориентируется в видах декоративно-прикладного искусства; легко выделяет знакомые элементы росписи; помнит их названия; охотно включается в беседу о видах искусства.
6.2 Развивать эстетическое восприятие и эстетическую оценку в процессе осмысления предметов декоративно-прикладного искусства и средств выразительности, используемых мастерами
Использует в собственном творчестве опыт созерцания и оценки предметов декоративно-прикладного искусства; учитывает особенности построения композиции и правильность расположения элементов в росписи, выразительность линий и форм.
6.3 Совершенствовать технические навыки и самостоятельность в выборе материалов для реализации составления орнамента
Не затрудняется в выборе изобразительных материалов, объясняет их необходимость для реализации замысла
7. Возможные затруднения детей и способы их преодоления
Затруднения
Технология построения композиции с учетом правильно-сти расположения элементов росписи и выбор цветовой гаммы.
Способы преодоления
Сопровождение создания композиции узора (индивидуально, напоминание, рекомендации по выбору цветовой гам-мы.
8. Организация среды для проведения занятия (образовательной деятельности)
Младшая подгруппа Старшая подгруппа
Литературный ряд: стихотворения о видах декоративно-прикладного искусства, Н. Забила «Моя страна»
Зрительный ряд: предметы с дымковской, городецкой и гжельской росписями; работы старших детей выполненные ранее
Музыкальный ряд: Н. Сухова «Расписная ложка»
Материалы и оборудование: шаблоны-силуэты для каждо-го ребенка; тычки для хохломской росписи; гуашь разных цветов; палитры для смешивания красок; кисти №1,2,3.
Литературный ряд: стихотворения о видах декоративно-прикладного искусства, Н. Забила «Моя страна»
Зрительный ряд: предметы с дымковской, городецкой и гжельской росписями; работы старших детей выполненные ранее
Музыкальный ряд: Н. Сухова «Расписная ложка»
Материалы и оборудование: шаблоны-силуэты для каждого ребенка; гуашь разных цветов; палитры для смешивания красок; кисти №1,2,3.
Приложение 4
9. Подготовка в режимные моменты к образовательной деятельности на занятии
Младшая подгруппа Старшая подгруппа
Создание в группе совместно с родителями выставки предметов с разными видами росписей.
Изготовление работ с элементами Хохломской, Городецкой и Гжельской росписями.
Разучивание стихов, песен, народных игр.
Виртуальная экскурсия в мастерские народных мастеров.
Изготовление дидактической игры «Народные промыслы» с детьми старшей подгруппы для детей младшей подгруппы.
ПРИМЕРНЫЙ ХОД СПЕЦИАЛЬНО ОРГАНИЗОВАННОЙ СОВМЕСТНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВЗРОСЛОГО И ДЕТЕЙ
№ Этап Содержание Примечание
I. Вводная часть
1.1 Введение в тему
Младшая подгруппа Старшая подгруппа
Ребенок читает стихотворение Н. Забила «Моя страна». Воспитатель рассказывает детям старинный сказ, о том как по-явились на земле мастера и мастерицы народных промыслов и предлагает отправиться на ярмарку мастеров. Для того, чтобы вспомнить и закрепить знания о видах декоративно-прикладного искусства. Приложение 1
1.2 Мотивация деятельности детей
Младшая подгруппа Старшая подгруппа
Обратить внимание детей на то, сколько впечатлений они получили посетив ярмарку. Сделать акцент на виды декоративно-прикладного искусства; наличие элементов для каждого вида. Предложить выбрать один из видов, для создания своего орнамента.
1.3 Целеполагание (с помощью педагога дети формулируют цель своей деятельности или принимают цель педагога)
Младшая подгруппа Старшая подгруппа
Попытаться уяснить, почему ребенок выбрал именно дан-ный вид декоративно-прикладного искусства.
Подвести детей к мысли о том, что каждый вид декоративно-прикладного искусства имеет свои характерные особенности.
Помочь детям сформулировать цель: научиться выделять элементы росписи, ее колорит, мотивы и композицию узора на изделиях. Подвести детей к мысли о возможности доставить радость, подарить крупинку счастья себе и другим, нарисовав свой узор и предоставив возможность им любоваться.
Предложить детям сформулировать цель: закрепить уме-ние выделять элементы росписи, ее колорит, мотивы и композицию узора на изделиях.
II. Основная часть:
2.1 Актуализация ранее приобретенных знаний
Младшая подгруппа Старшая подгруппа
На основе посещения ярмарки, на которой представлены виды декоративно-прикладного искусства выявить особен-ности каждого вида. Попытаться классифицировать виды по элементам росписи. На основе посещения ярмарки, на которой представлены виды декоративно-прикладного искусства выявить особен-ности каждого вида. Попытаться классифицировать виды по элементам росписи. Особое внимание уделить гжельской росписи.
2.2 Добывание (сообщение и приятие) нового знания
Младшая подгруппа Старшая подгруппа
Рассмотреть все представленные виды декоративно-прикладного искусства; обсудить какие цвета и элементы используют мастера для создания узора; сравнить между собой виды декоративно-прикладного искусства по колориту, композиционному решению. Предложить детям мысленно создать собственный узор, вспоминая компоненты природы (листья, ягоды, цветы, смоделировать свой замысел.
2.3 Самостоятельная деятельность детей по закреплению нового знания
Младшая подгруппа Старшая подгруппа
Рассмотреть все виды декоративно-прикладного искусства. Обратить внимание на два вида: дымковскую и городец-кую. Выделить элементы каждой росписи. Создание композиции гжельской росписи. В процессе самостоятельной творческой деятельности детей активизировать внимание на неповторимость элементов, оригинальности композиции, значимости цветового решения.
III. Заключительная часть
3.1 Анализ и самоанализ деятельности детей
Младшая подгруппа Старшая подгруппа
Ребята где мы с вами сегодня побывали?
Что мы видели на ярмарке?
В какие игры играли?
Какие виды росписи были представлены на ярмарке?
Какую роспись вы выбрали для рисования узора?
3.2 Взаимодействие детей младшей и старшей подгрупп
Привлечь детей и младшей и старшей подгрупп к просмотру творческих работ сверстников. Посвятить их в ту цель, которую дети поставили и как они к этой цели шли. Предложить детям послушать стихотворения и найти те работы, к которым эти строки подходят. Приложение 5
ДАЛЬНЕЙШАЯ РАЗРАБОТКА ТЕМЫ
№ Культурные практики/
виды деятельности детей/
мероприятия Содержание Примечание
I. Совместная образовательная деятельность взрослого и детей в режимных моментах
Выставка Привлечь родителей к созданию выставки декоративно-прикладного искусства В группе
II. Самостоятельная деятельность детей в свободной деятельности
2.1 Ребенок сам Завершение работы (в случае необходимости)
Дидактические игры В группе
2.2 Ребенок с участием педагога Ребенок привлекает педагога к решению поставленной перед собой задачи В группе
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Швайко Г. С. Занятия по изобразительной деятельности в детском саду: Программа, конспекты: Пособие для педагогов дошк. учреждений. – М. :Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. – 160с. :ил.
2. Голицына Н. С. Конспекты комплексно-тематических занятий. Интегрированный подход. – М. : «Издательство СКРИПТОРИЙ 2003», 2017. – 448с.
Приложение 1
Как велика моя земля,
Как широки просторы!
Озера, реки и поля,
Леса и степь, и горы!
Раскинулась моя страна
От севера до юга:
Когда в одном краю весна,
В другом – снега и вьюга!
И поезд по стране моей
К границе от границы
Не меньше, чем за десять дней,
И то едва домчится!
Как огромна и красива
Наша Родина – Россия!
Приложение 2
Игра «Узнай по голосу» :
(имя) ты сейчас в лесу.
Мы зовем тебя: «А-у!»
Ну-ка глазки закрывай,
Не робей,
Кто позвал тебя?
Узнай скорей!
Приложение 3
Гимнастика для глаз:
Раз – налево,
Два – направо,
Три – наверх,
Четыре – вниз.
А теперь по кругу смотрим,
Чтобы лучше видеть мир.
Взгляд направим
Ближе, дальше.
Тренируем мышцы глаз.
Видеть скоро будем лучше,
Ведь гимнастика для глаз.
Пальчиковая гимнастика:
Вот все пальчики мои, дети смотрят на раскрытые ладони
Их как хочешь поверни: и вертят ими
И вот эдак, и вот так,
Не обидятся никак.
Раз, два, три, четыре, пять хлопки ладоней
Не сидится им опять. встряхивание кистями
Постучали, повертели, постукивание кулачками
Рисовать мы захотели. сжимание и разжимание кулачков
Физкультминутка «Посуда» :
Вот большой стеклянный чайник,
Надуть живот, одна рука на поясе
Очень важный как начальник.
Другая рука изогнута как носик
Вот фарфоровые чашки,
Присесть, одна рука на поясе
Очень хрупкие бедняжки.
Вот фарфоровые блюдца,
Кружиться, рисуя руками круг
Только стукни разобьются.
Вот серебряные ложки,
Потянутся, руки сомкнуть над головой
Вот пластмассовый поднос –
Он посуду нам принес.
Сделать большой круг
Приложение 4
Хохломские мастера :
Подходите! Подходите!
На товары поглядите!
Привезли из далека
Мы не ситцы, не шелка,
И не кольца, и не брошки –
Расписные чудо ложки!
Городецкие мастера :
Есть у нас в стране местечко
Где расписывают дощечки!
Вот на них растут цветы
Небывалой красоты.
Гирлянды птицы собирают,
Кони гривами играют!
Вы по Волге вниз спуститесь,
На другой берег поднимитесь,
Вас встретит, как родной отец,
Славный город Городец!
Гжельские мастера :
Синие птицы по белому небу,
Море цветов голубых!
Кувшины и кружки – быль или небыль?
Изделия рук золотых!
Синяя сказка – глазам загляденье,
Словно весною капель.
Ласка, забота, тепло и терпение –
Русская звонкая Гжель!
И светлее вода родниковая,
И дыхание ветра слышней!
Расцветает Гжель васильковая,
Незабудковая Гжель!
Приложение 5
Ветка плавно изогнулась, и колечком завернулась.
Рядом с листиком трёхпалым, земляничка цветом алым.
Засияла, поднялась, сладким соком налилась.
А трава, как бахрома. Что же это? …Хохлома!
Городецкая роспись – как ее нам не знать.
Здесь и жаркие кони, молодецкая стать.
Здесь такие букеты, что нельзя описать.
Здесь такие сюжеты, что ни в сказке сказать.
Желтый вечер, черный конь,
И купавки, как огонь,
Птицы смотрят из ларца –
Чудо-роспись Городца!
Ай да посуда, что за диво, хороша и та, и та,
Вся нарядна и красива, расписная, вся в цветах.
Здесь и роза, и ромашка, одуванчик, васильки,
С синей сеточкой по краю, просто глаз не отвести.
Сотворили это чудо не за тридевять земель,
Расписали ту посуду на Руси, в местечке Гжель.