Бабенко Галина
Японское искусство оригами — на службе детского самобытного развития
▼ Скачать + Заказать документы
Японское искусство оригами – на службе детского
самобытного развития
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования нацеливает педагогов на раскрытие у каждого ребенка его индивидуальных способностей и наклонностей посредством развития творческой инициативы и самостоятельности. Ни маленький ребенок, ни его родители, тем более педагоги не знают о тех тайнах, которые скрыты в самом ребенке. Профессиональная компетентность педагога позволяет по проявлению определенных наклонностей увидеть еще скрытые от всех природные способности малыша. Чтобы дать возможность ребенку проявить себя в условиях детского сада, когда каждый из 20 детей – это личность со своими потребностями и способностями помогает культурные практики.
Темочки:
- Консультации для педагогов и воспитателей
- Оригами для детей
- Поделки. Мастерим с детьми
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
Культурные практики – это ситуативное, автономное, самостоятельное, инициируемое взрослым или самим ребенком приобретение и повторение различного опыта общения и взаимодействия с людьми в различных группах, командах, сообществах и общественных структурах с взрослыми, сверстниками и младшими детьми. Индивидуальность ребёнка складывается именно в культурных практиках, которые у каждого различны, не похожи на практики другого, хотя вид деятельности может быть одним. Для ребенка практика становится культурной тогда, когда он реализует свои творческие способности и выбирает эту художественную деятельность.
Детское художественное творчество имеет многогранное значение для всестороннего развития ребенка. Мелкая моторика руки малыша слабо развита. Любые упражнения, в которые задействованы пальчики, оттачивают тонкие и точные движения руки, согласуются четкие действия руки и глаза.
Особенную роль по развитию умственных, конструктивных и координационных способностей ребенка играет такое искусство как оригами. Об этом японском волшебстве слышали все, но немногие сумели его постичь.
Оригами («ори» - сгибать, «гами» - бумага) японское искусство складывания из бумаги, пользуется большой популярностью, благодаря своим занимательным и развивающим возможностям. Оригами - волшебство, чудо и, конечно, игра.
Оригами чудесным образом создает игровые ситуации. Из листа бумаги на глазах ребенка появляется фигурки животных, сказочных героев, цветов. Это мотивирует ребенка к обучению бумажной технике. Но техника оригами достаточно сложная и требует усидчивости и терпения. Поэтому для дошкольников в рамках культурных практик в старшей группе была организована творческая мастерская «Бумажные сказки».
Мастерская была «открыта» один раз в неделю. Но педагоги проводили большую подготовительную работу. Помимо бумаги и инструментов, педагоги составляли игровую проблемную ситуацию, которая активизировала продуктивную деятельность дошкольников. А все началось со сказки квадратика… На последующих занятиях к детям обращалась собачка-мама, чтобы помогли отыскать потерявшегося щенка, для бабочки, которую смастерили раньше, изготавливали цветочную полянку всей подгруппой и т. д.
Чтобы подготовить пальчики к работе, для них проводили гимнастику со стихотворным текстом. Например, «Эти пальчики гуляют, эти пальчики щипают, эти – любят поболтать, эти – тихо подремать, а большой с мизинцем – братцем могут чисто умываться!»
Перед началом каждого занятия педагоги с детьми повторяли правило работы с бумагой: складывать бумагу нужно не спеша, тщательно проглаживать сгибы. Только тогда все фигурки получатся аккуратными и красивыми!
Для облегчения работы над поделкой воспитатели подготавливали пооперационные карты, четко определяющие алгоритм действий. Такие карты облегчали процесс организации индивидуальной работы с детьми. Но главное, приучали ребенка трудиться самостоятельно, согласовывая свои действия с картой, а не с мнением воспитателя. Первая работа с картой была предназначена для изготовления гусеницы. По привычке дошкольники все также обращались за советом и поддержкой к воспитателю, но терпеливые наставления смогли убедить детей в их успешной самостоятельной работе. И уже сложную конструкцию голубя дети изготавливали самостоятельно.
Увлеклись изготовлением поделок из бумаги и родители после того, как увидели первые бумажные конструкции своих детей. Оказалось, что некоторые мамы также увлекались техникой оригами и провели 2 занятия в творческой мастерской, тем самым привлекли и других детей из группы, не занимающихся в кружке. Постепенно воспитатели предлагали дома с родителями изготовить ту или иную поделку. Особенно сложные конструкции стали получатся на второй год работы мастерской и уже ко дню Защитника Отечества папы получили в подарок «Пароход», а мамы к Женскому празднику – букет из тюльпанов. После каждого занятия в творческой мастерской оформлялась выставка поделок, демонстрирую возрастающее мастерство детей.
В результате деятельности творческой мастерской у дошкольников появился устойчивый навык самостоятельный работы с бумагой. Владея чтением пооперационной карты, дети могли изготавливать сложные конструкции. Совместная деятельность детей и родителей объединила их не только работой над поделками, но и совместным интересом к технологии волшебного превращения простого листа бумаги в игрушку.