Раиса Миннахметовна Насибуллина
«Я, ты, он, она — вместе дружная семья». НОД в подготовительной группе
▼ Скачать + Заказать документы
НОД в подготовительной группе
Тема:«Я, ты, он, она вместе дружная семья!»(слайд №1)
Программное содержание: Продолжать знакомить с принципами уважения всех без исключения людей, расширять понимание того, что каждый человек- это личность, поддерживать интерес к истории и культуре разных национальностей.
Словарная работа: национальность, татары, чуваши, марийцы,удмурты,Шурале,универсиада.
Публикация «„Я, ты, он, она — вместе дружная семья“, НОД в подготовительной группе» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Подготовительная группа
- Семья. Все материалы по теме семьи
- Семья. Конспекты занятий на тему семьи
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» март 2014
Предварительная работа: индивидуальная работа с детьми: разучивание стихотворения марийского поэта, рассматривание альбомов народов России, картин, иллюстраций, организация выставки альбомов «Народы Вятского края». Разучивание национальной удмуртской игры «Удмуртские горелки».
Чтение сказки «Шурале»Г. Тукая.
Материалы: мультимедийная презентация.
ХОД:
Воспитатель: Чтение отрывка стихотворения Анатолия Никитина «Мой город – Поляны родные!» (слайд 2).
Мой городок стоит в красивой чаше,
Среди лесов у Вятки голубой.
Есть города огромнее и краше,
Но для меня он самый дорогой.
Гляжу, гляжу на милые Поляны,
В туманной дымке даль родных полей.
А лес стоит сентябрьский и багряный,
И слышен крик прощальный журавлей.
Мой город, Поляны родные –
Частица огромной России.
Здесь дом мой отцовский родимый, родимый.
Не жить мне без этого края,
Где сосны над Вяткой взлетают,
Где люди такие простые, простые.
Воспитатель: Ребята, мы с вами живем в красивом городе Трудовой Славы Вятские Поляны. В городе живут около 35 – ти тысяч человек, разных национальностей.
Воспитатель:Люди какой национальности живут в нашем городе?
Дети: Татары, удмурты, русские, марийцы.
Воспитатель: Правильно. Русские, татары, удмурты, марийцы, чуваши и многие другие. Все мы одинаковы, не смотря на то, что мы разной национальности и у всех нас одинаковые права. У каждого города есть свой флаг и герб, который является символом города. (Я их все покажу на слайдах). А сейчас я хочу рассказать вам об одной из национальностей, проживающих в нашем городе – татарах. Столица Татарстана - город Казань (слайд №3).Татарская земля располагается на бескрайних равнинах на берегу Волги. В Татарстане красивая архитектура: мечети, башни.
В этом году в Казани проходила Универсиада (слайд№4). Дети, а вы знаете, что такое Универсиада?
Дети: Да, это спортивные игры.
Воспитатель: Совершенно верно. Это спортивные игры, на которых участвуют студенты – спортсмены всех стран.
Казань славится свои поэтами и писателями, один из них – это Габдулла Тукай, автор сказки «Шурале». Артур и Максим разыграют нам сцену из сказки Шурале, слова ведущей буду читать я.
Дети разыгрывают:
Ведущий:И в глаза уроду глядя, что зажглись как два огня,
Дровосек спросил отважно:
Батыр: "Что ты хочешь от меня?"
Шурале: - Молодой джигит, не бойся, не влечет меня разбой.
Но хотя я не разбойник - я не праведник святой.
Почему, тебя завидев, я издал веселый крик?
Потому что я щекоткой убивать людей привык.
Каждый палец приспособлен, чтобы злее щекотать,
Убиваю человека, заставляя хохотать.
Ну-ка, пальцами своими, братец мой, пошевели,
Поиграй со мной в щекотку и меня развесели!
Батыр: - Хорошо, я поиграю,
Ведущий:- дровосек ему в ответ. -
Только при одном условье. Ты согласен или нет?
Шурале:-Говори же, человечек, будь, пожалуйста, смелей,
Все условия приму я, но давать играть скорей!
Батыр: - Если так - меня послушай, как решишь - мне все равно.
Видишь толстое, большое и тяжелое бревно?
Дух лесной! Давай сначала поработаем вдвоем,
На арбу с тобою вместе мы бревно перенесем.
Щель большую ты заметил на другом конце бревна?
Там держи бревно покрепче, сила вся твоя нужна.
Ведущий: На указанное место покосился шурале
И, джигиту не переча, согласился шурале.
Пальцы длинные, прямые положил он в пасть бревна.
Мудрецы! Простая хитрость дровосека вам видна?
Клин, заранее заткнутый, выбивает топором,
Выбивая, выполняет ловкий замысел тайком.
Шурале не шелохнется, не пошевельнет рукой,
Он стоит, не понимая умной выдумки людской.
Вот и вылетел со свистом толстый клин, исчез во мгле.
Прищемились и остались в щели пальцы шурале.
Шурале обман увидел, шуралевопит, орет.
Он зовет на помощь братьев, он зовет лесной народ.
(слад№5)
Воспитатель: А теперь поговорим о такой национальности, как удмурты. (слайд№6, Столица Удмуртии – город Ижевск. Традиционные занятия удмуртов — пашенное земледелие, животноводство. Развиты были ремёсла и промыслы — рубка леса, заготовка древесины, смолокурение, мукомольное производство,прядение, ткачество, вязание, вышивка. Ткани для нужд семьи полностью производились дома (удмуртские холсты ценились на рынке). У удмуртов очень красочные национальные костюмы. А сейчас я вам предлагаю поиграть в удмуртскую игру, которая называется «Удмуртские горелки».
Описание. Играют в нее девочки и мальчики подростки или юноши и девушки, собравшись на небольшой поляне или на широкой улице села. Обычно играющих бывает не менее 7-9 человек. Для игры требуется платок или пояс.
Несколько пар становятся одна за другой вереницей; впереди - один из играющих, который держит над головой платок или пояс (рис. 1). Составляющие заднюю пару разделяются и бегут один с правой, другой с левой стороны стоящих пар к игроку с платком. Каждый, подбежав, старается взять этот платок. Держащий платок отдает его без сопротивления. Взявший платок заменяет державшего его, но переходит примерно на 1 м назад, чтобы освободить место впереди себя для новой пары. Ее образуют, взявшись за руки, игрок, державший до этого платок, и тот, кто подбежал к нему вторым. Если оба бежавших возьмутся за платок одновременно, то он остается у державшего его, а прибежавшие становятся первой парой. Потом бежит другая пара с конца вереницы и т. д. Строй играющих постепенно перемещается вперед. Раньше, если играли на улице, то проходили ее за время игры из конца в конец, а порой еще и в обратную сторону.
Бежать последняя пара начинает сразу же после разъединения рук (без специального сигнала).
Вырывать друг у друга платок не разрешается.
Воспитатель: Сейчас поговорим о марийцах. Республика Мари – Эл, столица – город Йошкар Ола. (слайд№7) Марийцы – один из немногих народов в мире, который до сих пор в повседневной жизни в некоторых районах страны носит национальную одежду. Национальная одежда у марийцев – это рубахи – туники (тувыр, штаны (йолам, кафтан (шовыр).
Марийская республика богата песнями, стихами, народным творчеством. Марийская музыка – это в основном лирические и танцевальные композиции. Традиционными музыкальными инструментами марийцев являются флейты из тростника, барабаны, гармонь, волынки. Также славится республика народными стихами. Сейчас нам Даша расскажет стихотворение про марийскую землю.
Какими словами нам славить тебя,
Марийская щедрая наша земля!
Лесами, озёрами, росной травой
Ты делишься с нами, наш край дорогой.
Песней, что сердце в груди бередит,
Танцем, что тайну вселенной хранит,
Скромным задором марийской земли.
Край наш любимый, мы - дети твои!
Честность, отвага, мудрость земли –
Всё это - в нашей смешалось крови –
Солнца тепло – в наших сильных руках,
Блеск ярких звёзд отразился в глазах.
Воспитатель:Сейчас я познакомлю вас с такой национальностью, как чуваши. Столица Чувашии – город Чебоксары. В Чувашии протекают реки Волга, Сура, Цивиль, а также 754 озера, жемчужинами разбросанных по чувашскому краю. Одним из богатств республики являются леса. Леса Чувашии - это нагорные дубравы, смешанные леса. Животный мир - лось, медведь, волк, кабан, заяц, лисица, куница и выдра.
Чебоксары очень красивый город (слайд№8). Давайте посмотрим чувашский танец в исполнении детей из чебоксарского детского садика. (слайд№9)
Воспитатель: Дети, как называется страна, в которой мы живем?
Дети: Россия.
Воспитатель: Правильно. Как называется столица России? (слайд№10)
Дети: Москва.
Воспитатель: Сейчас наши девочки станцуют русский народный танец «Сударушка»,
Воспитатель: А знаете ли вы как зовут президента России?
Дети: Владимир Владимирович Путин.
Воспитатель: Верно. Ребята, президент нашей страны заботится, чтобы люди всех национальностей жили мирно, дружно и счастливо. Как вы думаете, что каждый из нас может для этого сделать?
Дети: Любить друг друга, уважительно относится к людям другой национальности и культуры, помогать друг другу.
Воспитатель: Замечательно. Вам понравилось? Что вы запомнили? С какими новыми словами вы познакомились?
Дети: (отвечают)
Воспитатель. Дети, вы были очень внимательны, молодцы!
Теперь мы с вами устроим чаепитие с угощением из разных национальных блюд тех народов, про которые мы сегодня говорили. (чак - чак,перепичи, команмелна (трехслойные блины,хупла – большой пирог с начинкой из мяса или рыбы (звучит песня «Я, ты, он, она») (слайд№11)
Литература: «Вятские Поляны» редактор Л. Панкратова, 2008 г. г. Вятские Поляны
«Шурале» Габдулла Тукай,1998 г. г. Казань
«Методическая работа с кадрами по патриотическому воспитанию в ДОУ» Е. М. Шалимова –М,Издательство «Скрипторий 2009».