Екатерина Питаева
Конспект занятия «Я расту среди людей»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: способствовать созданию положительной эмоциональной атмосферы в группе.
Задачи:
Образовательные:
-формировать положительное отношение к таким качествам, как отзывчивость, доброжелательность, принципиальность; побуждать детей к поиску новых знаний, к расширению своего кругозора.
Воспитательные:
-умение оказывать помощь, замечать и оценивать свои собственные поступки.
Развивающие:
Развитие познавательных процессов.
Ход занятия
I. Организационный момент.
Здравствуйте ребята! Сегодня на нашем занятии мы с вами поговорим о вежливости и правилах общения.
Публикация «Конспект занятия „Я расту среди людей“» размещена в разделах
II. Эмоциональный настрой.
Я расскажу вам сказку, слушайте.
Давным-давно это было. Люди тогда одевались в шкуры животных и были очень невежливыми. Например, встретит один человек другого и, вместо того чтобы сказать приветствие, ударит его или убежит. Хорошего от таких встреч было мало. Так продолжалось очень долго.
Но вот однажды человек вышел из своей пещеры в дремучий лес. Идет, а кругом ни души - все друг друга перебили. Лишь через несколько дней увидел он другого человека и так ему обрадовался, что выбросил свой камень и побежал навстречу. Но другой оказался боязливым и сразу замахнулся каменным топором. Первый протянул ему обе руки: смотри, мол, у меня ничего нет, не бойся меня. Тогда и состоялось первое рукопожатие.
Было ли так на самом деле или это только сказка - неизвестно, но правила вежливости зародились еще в древности, и это очень хорошо.
III. Контроль исходного уровня знаний:
- Давайте вспомним, какие слова нужно произносить при встрече. (Здравствуйте, доброе утро, добрый день, добрый вечер.)
Произнося слово «здравствуйте», ваш знакомый желает вам здоровья. Вдвойне приятно, когда вас приветствует незнакомый человек! (Читает отрывок из стихотворения В. Солоухина.)
- Здравствуйте! -
Поклонившись, мы друг другу сказали,
Хоть были совсем незнакомы.
- Здравствуйте! -
Что особого тем мы друг другу сказали?
Просто «здравствуйте», больше ведь мы ничего не сказали.
Отчего же на капельку солнца прибавилось в мире?
Отчего же на капельку счастья прибавилось в мире?
Отчего же на капельку радостней сделалась жизнь?
III. Обучающий этап.
Сегодня мы познакомимся с правилами общения. Как вы думаете, для чего нужно их знать? (Дети высказываются.)
Человек, который соблюдает правила общения, легко и непринужденно чувствует себя в компании, нравится людям.
Итак, правило первое: старайся быть доброжелательным к людям.
- Что значит быть доброжелательным? (Желать добра всем, с кем встречаешься.)
- Как другие узнают, что ты желаешь им добра? Как нужно вести себя?
(Дети высказывают предположения.)
Давайте составим список. Что у нас получилось? (Записывает на доске.)
Человек, желающий добра:
• не вредничает;
• не обижает никого;
• не жадничает;
• часто улыбается;
• не капризничает;
• не надоедает другим.
- Всегда ли нужно следовать этому правилу? Ведь бывают ситуации, когда не сразу понимаешь, как надо поступить. Вот пример, послушайте.
К Славе пришел друг Володя.
- Включай телевизор, наши играют!
- Не могу. На завтра не подготовил литературу.
- Кончай со своими уроками, пропустим первый период.
- Извини меня, Володя, но не могу.
- Эх ты, а еще друг называется!
- Как вы думаете, ребята, правильно ли поступил Слава?
Примерные ответы детей:
- Думаю, неправильно. Он мог выучить литературу и после матча.
- А я думаю, что правильно. Друг должен был с пониманием отнестись к Славиному решению.
Воспитатель. Верно, истинная дружба держится не на уступчивости, а на взаимопонимании. Если вы будете стараться понять другого, то и вас будут понимать.
Переходим ко второму правилу, которое звучит так: будь всегда веселым, не унывай, не плачь по пустякам.
С веселыми людьми легко и приятно общаться. Они умеют посмеяться и над другими, и над собой. Я точно знаю, что и вы любите веселье и смех. Давайте проведем шуточную викторину. За каждый правильный ответ - маленький приз. Кто первый поднимет руку, тот и отвечает.
1. Что должен проверить судья, когда выходит судить матч? (Свисток.)
2. Когда журавль стоит на одной ноге, он весит 3 кг. Сколько будет весить журавль, если встанет на две ноги? (3 кг.)
3. Почему львы едят сырое мясо? (Они не умеют готовить.)
4. Огромный зверь, но не кусается, ни на кого не бросается и живет выше крыши. (Созвездие Большая Медведица.)
5. Когда черной кошке легче всего пробраться в дом? (Когда не закрыта дверь.)
6. Что находится между школой и детским садом? (Союз И.)
7. Летели три страуса, охотник одного убил, сколько страусов осталось? (Страусы не летают.)
8. У какой фигуры нет ни начала, ни конца. (У кольца.)
9. Кто автор сказки «Колобок»? (Русский народ.)
10. Почему скелеты не смеются? (Боятся рассыпаться.)
Молодцы! Отлично справились с заданием и посмеялись немножко. Правда, даже настроение сразу поднялось? Вот так и вы легко можете поднять окружающим настроение.
Правило третье: помогай тому, кто нуждается в помощи. Я вам расскажу историю.
Шел по лесу человек. Споткнулся о торчащий корень и сильно поранил ногу. Сидит, идти домой не может. А неподалеку на полянке играли ребята. Увидели они этого человека. Один сказал: «Да ладно, пойдемте играть, посидит, отдохнет и сам дойдет до дома». Другой сказал: «Давайте спросим, нужна ли помощь». А девочка Лиза подошла к человеку и протянула руку: «Опирайтесь на меня, я вас домой провожу».
- А как бы поступили вы? (Я бы поступил, как девочка Лиза. Надо помощь предлагать сразу, а не ждать неизвестно чего.)
- Как вы думаете, почему появилась русская пословица «Сам погибай, а товарища выручай»? Какой в нее заложен смысл? {Думаю, что люди высоко ценили дружбу, поэтому и появилась пословица. Смысл пословицы в том, что нужно приходить на помощь другому, жертвуя своими интересами.)
Вы все правильно поняли. Будьте внимательны к людям, помогайте тем, кто в этом нуждается.
- Как вы можете помочь однокласснику? (Можно помочь разобраться в теме, которую не понял товарищ, или объяснить, как решить задачу.)
Если кто-то заболел, нужно обязательно навещать и помогать, чтобы ваш товарищ не отстал в учебе. Мальчики могут помогать девочкам, например донести что-то тяжелое. А девочки могут помогать мальчикам, например пришить что-то или украсить.
Правило четвертое: старайся быть человеком, который много знает и многое умеет, тогда с тобой будет интересно каждому.
- Представьте: вы познакомились с новым человеком и не знаете, о чем с ним говорить, во что поиграть. Сидите и молчите. Интересно вам будет? (Ответы детей.)
А если хотя бы один из вас умеет что-то мастерить, знает много игр или увлекательных историй, вы сразу найдете чем заняться. С такими людьми все хотят дружить, с ними легко и интересно.
- Что нужно сделать, чтобы стать интересным человеком?
Примерные ответы детей:
- Запоминать побольше веселых историй.
- Много читать.
- Смотреть познавательные программы.
- Научиться мастерить всякие поделки.
Чем большему вы научитесь, тем лучше: вам не будет скучно ни в одиночестве, ни в компании друзей.
Эти четыре несложных правила помогут вам найти общий язык с окружающими, подружиться с новыми людьми, а главное - сохранить дружбу. В заключение я хочу вам прочитать басню Ивана Андреевича Крылова.
Когда в товарищах согласья нет,
На лад их дело не пойдет,
И выйдет из него не дело, только мука.
Однажды Лебедь, Рак да Щука
Везти с поклажей воз взялись,
И вместе трое все в него впряглись;
Из кожи лезут вон, а возу все нет ходу!
Поклажа бы для них казалась и легка,
Да Лебедь рвется в облака,
Рак пятится назад, а Щука тянет в воду.
Кто виноват из них, кто прав, - судить не нам;
Да только воз и ныне там.
Лучше добрым на свете быть, злого в мире и так довольно. (Э. Асадов)
На свете, кроме тебя, есть другие люди, и они нуждаются в твоей доброте, понимании, мужестве, в твоей защите и помощи. (Л. Кассиль)
Доброта – это солнце, которое согревает душу человека. Всё хорошее в природе – от солнца, а всё лучшее жизни – от человека. (М. Пришвин)
IV. Контроль исходного уровня знаний.
- Ребята давайте ещё раз вспомним правила необходимые нам для позитивного общения.
V. Итог.
- А теперь запишите их в свои тетрадочки и нарисуйте смайлик своего настроения.