Наталья Клюшина
Конспект занятия по финансовой грамотности для детей дошкольного возраста 6–7 лет «Деньги в жизни людей»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: Содействовать финансовому просвещению и воспитанию детей.
Задачи:
Образовательная область - познавательное развитие. Продолжать закреплять представления детей об истории возникновения денег, понятиях «деньги», «монета», «пластиковая карта», формировать представление о содержании деятельности людей некоторых профессий. Упражнять детей в умении выделять в предметах и объектах положительные и отрицательные стороны, учить находить противоречия в окружающей жизни. Формировать правильное отношение к деньгам как предмету жизненной необходимости.
Публикация «Конспект занятия по финансовой грамотности для детей дошкольного возраста 6–7 лет „Деньги в жизни людей“» размещена в разделах
- Деньги, монеты. Все о деньгах для детей
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Подготовительная группа
- Финансовая грамотность, деньги. Экономическое воспитание
- Финансовая грамотность. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
Образовательная область - речевое развитие. Продолжать развивать диалогическую, связную речь детей. Упражнять детей в умении составлять рассказ по моделям, сложные предложение, с союзом «но». Отвечать на вопросы полным предложением.
Образовательная область - социально-коммуникативное развитие. Воспитывать уважительное отношение к труду, деньгам, интересу к истории возникновения денег, память, внимание. Воспитывать навыки сотрудничества, инициативности. Развивать творческое воображение, мелкую моторику рук.
Образовательная область - физическое развитие. Содействовать формированию правильной осанки, упражнять в умении выполнять гимнастику для глаз.
Предварительная работа.
Участие в конкурсе детских рисунков «Как я буду зарабатывать деньги, когда стану взрослым», беседа с детьми о истории возникновения денег, рассказ с рассматриванием иллюстраций о профессиях в Амурской области и г. Свободном, в том числе о космодроме «Восточный», АГПЗ, загадывание загадок, сюжетно-ролевые игры.
Формы организации коллективной деятельности: Работа в парах, взаимопроверка, совместная работа педагога с детьми, самостоятельная деятельность детей.
Методы и приемы: Игровой, метод наглядного моделирования, практическая деятельность детей, ИКТ технология, игра по «ТРИЗ» технологии, упражнение с использованием кругов Эйлера, загадывание загадок.
Материал к занятию.
Демонстрационный: Технические средства обучения: ноутбук/ компьютер, мультимедиапроектор, экран, презентация - слайд 1 – изображение карты с заданиями под номерами и схемами, слайд 2- заколдованные картинки, слайд 3 - круги разного размера и цвета. Коробка для почтовой посылки, музыкальная шкатулка с медалями сладким угощением для детей.
Раздаточный: схематическая модель для составления рассказа о истории возникновения денег; набор кругов разного размера и цвета (круги Эйлера, картинки и с изображением профессий, разрезные картинки с изображением вещей которые можно купить за деньги (дом, книга, лекарство, телохранитель, красный и зеленый квадрат на каждого ребенка.
Ход ООД.
Воспитатель: Ребята, в каком конкурсе мы с вами участвовали?
Дети: «Как я буду зарабатывать деньги, когда стану взрослым»
Воспитатель: Мы выиграли в этом конкурсе, нам прислали призы (показывает почтовую коробку). Открывают коробку, она оказывается пустой.
Воспитатель: Где же наши призы?
При рассматривании коробки обнаруживают сверток (послание). Воспитатель разворачивает, читает детям послание.
«Здравствуйте, детишечки. Ваши призы спрятаны на моем волшебном острове. Вам они ни когда не достанутся, потому что с трудными заданиями вам не справится».
Воспитатель: Это проделки злой колдуньи. Посмотрите, (обращает внимание детей на экран, на котором карта- слайд 1, это остров злой колдуньи, а вот здесь спрятаны наши призы. Чтобы до них добраться, нам надо выполнить эти задания. Рассматривают карту.
Воспитатель: Вы хотите получить свою награду?
Дети: Да.
Воспитатель: Тогда нам надо потрудиться, будет сложно, но мы обязательно справимся.
Упражнение на сплочение детей.
Дети и воспитатель встают в круг. Воспитатель вытягивает руку вперед ладонью вверх, предлагает детям положить руку ей на ладонь.
Воспитатель: Ребята, нам предстоит выполнить сложные задания, мы обязательно справимся, потому что мы с вами умные, дружные и будем обязательно помогать друг другу. Раскачивают руки вверх-вниз и на счет 3 поднимают руки вверх.
1 задание. Воспитатель обращает внимание детей на экран, на карте под номером 1 схема, на которой изображены бесформенные черные пятна.
Воспитатель: это заколдованная картинка, чтобы расколдовать, нам надо отгадать загадки и тогда эти пятна исчезнут. (слайд -2)
Предлагает присесть на подушки перед экраном. Загадывает загадки:
1 Загадка
Бывают они медные,
Блестящие, бумажные,
Но для любого из людей,
Поверьте, очень важные!
Дети: Деньги.
Воспитатель: Как вы догадались, что это деньги?
Ответы детей. Воспитатель побуждает детей давать ответ полным предложением.
Воспитатель: Для чего людям нужны деньги?
Ответы детей.
Воспитатель: Где люди берут деньги?
Ответы детей. (получают заработную плату, пенсию, стипендию)
Воспитатель: Молодцы, посмотрите, исчезло первое пятно, а вместо него появилась ваша отгадка.
2 Загадка
Маленька, кругленька
Из кармана в карман скачет,
Весь мир обскачет
Ни к чему сама не годна
А всем нужна.
Ответы детей. (монета)
Воспитатель: Почему в загадке говорится, что она ни к чему не годна, а всем нужна?
Ответы детей. (на нее ничего нельзя купить, а если не будет хватать, то не продадут товар….)
Воспитатель: Правильно, молодцы второй пятно исчезло!
3 Загадка
Из какого аппарата
Выдается нам зарплата.
Ответы детей. (Банкомат)
Воспитатель: Без чего мы не сможем получить зарплату из банкомата?
Ответы детей. (Без пластиковой карты)
Воспитатель: Правильно.
Обращает внимание детей на экран, на котором вместо третьего пятна появилось изображение пластиковой карты.
Воспитатель: Слушайте следующую загадку.
4 Загадка.
В этой фирме все бывают,
Бланк сначала заполняют,
Вносят в кассу платежи.
Что за фирма, подскажи?
Ответы детей. (Банк)
Воспитатель: Все согласны с ответом? Почему вы решили, что это банк?
Ответы детей
Воспитатель: Для чего людям нужны банки?
Ответы детей.
Воспитатель обращает внимание детей на экран, на котором исчезло последнее пятно, а вместо него появилась картинка с изображением банка.
Воспитатель хвалит детей. На экране, на карте на одно задание стает меньше.
Гимнастика для глаз.
2 задание.
Воспитатель: Обращает внимание на карту. Следующее задание под цифрой 2. Подойдите к столам. Достаньте из конверта содержимое.
Как вы думаете, какое задание нужно выполнить?
Дети: Рассказать о истории возникновения денег.
Воспитатель: Расположите картинки по порядку. У вас на столе лежат два квадрата. Кто закончил, поднимите зеленый квадрат. А если кому-то нужна помощь – поднимите красный квадрат.
Воспитатель дает указания по взаимопроверке и взаимопомощи.
Воспитатель: Кто готов начать рассказ? Дети последовательно рассказывают.
Воспитатель задает вопросу по уточнению рассказа.
1. Схема.
Давным-давно, много лет назад у людей не было денег. Мужчины ходили охотиться на диких зверей, а женщины ждали их в пещере у очага.
2. Схема.
Постепенно человек учился обрабатывать землю, выращивать различные съедобные вершки и корешки, делать посуду и предметы домашнего обихода, шить одежду. Люди стали обмениваться различными предметами.
3. Схема
Это было неудобно и тяжело, занимало много места, в карман не
положить как деньги. Первые деньги были каменными. Тогда деньги существовали лишь в виде монет разной формы, размера. Деньги могли быть квадратными, удлиненными, полукруглыми и, конечно же, круглыми. Их можно было не только держать в кошельке, но и носить на шее.
4. Схема
Деньги изготовляли из золота, серебра, делали медные, бронзовые монеты. Когда монеты начали чеканить в Российской империи, то на монетах, выдавливали три, пять точек, так как население было неграмотным и не могло прочитать, какая это монетка.
5. Схема
Металлические деньги тяжелые и занимают много места. И поэтому люди стали выпускать бумажные деньги. Появились они сначала в Китае, а затем и в других странах.
6. Схема
В наше время, люди пользуются как бумажными, металлическими, пластиковой картой. В каждой стране свои деньги. Называются -валюта.
Воспитатель: - Молодцы, ребята, посмотрите на карту, мы выполнили это трудное задание, и их стало на одно меньше.
Воспитатель: Дети, вы хотели бы зарабатывать хорошую зарплату, когда вырастите?
Ответы детей. (да)
Воспитатель: А что для этого нужно делать уже сейчас? Это следующее задание. А помогут нам в этом разноцветные круги. (слайд- 3,)
На экране появляются круги разного цвета и размера.
Воспитатель: Предлагаю вам подумать, кем бы вы хотели работать, выбрать картинку с изображением профессии и рассказать, что вы будете делать, чтобы получить профессию и зарабатывать деньги.
Дети выбирают картинку с изображением профессии, круги, присаживаются на ковер и на планшете выкладывают модель. Каждый ребенок рассказывает о том, что он будет делать, чтобы получить профессию. Предположительный рассказ ребенка:
*маленький круг – Сейчас я хожу в детский сад. Здесь я играю, гуляю, пою, танцую, узнаю много нового о предметах, природе. Учусь правильно и красиво говорить…
*круг побольше – Потом я пойду в школу. Там научусь писать, читать, считать, решать задачи. Буду изучать, (например, профессия врач) как устроен человек, (космонавт) планеты, космос, (
*круг большего размера – После окончания школы, я поступлю в институт. Там меня научат, как лечить людей (врач, строить космические аппараты, запускать их в космос, .
*последний круг- самый большой. Я пойду работать в больницу – врачом, буду помогать людям, и мне за это будут платить зарплату.
Воспитатель хвалит детей и обращает внимание, что на карте стало на одно задание меньше.
Физ. Минутка «Будем денежки считать»
Один, два, три, четыре, пять (шагаем на месте)
Будем денежки считать. (сжимаем и разжимаем пальцы рук)
Один и два оплатим дом, (пальцы в кулак, отгибаем мизинец и безымянный) Дом, в котором мы живём.
Третья монетка – одежду купить (отгибаем средний палец)
На четвёртую монетку купим есть и пить (отгибаем указательный палец)
Ну а пятую пока (шевелим большим пальцем)
Спрячем на донышке кошелька! (спрятать большой палец в кулак, согнув все пальцы)
4 задание Игра по ТРИЗ «Хорошо – плохо» на ковре в кругу.
Воспитатель: Я буду называть предметы, а вы скажите, что в этом предмете хорошо, а что плохо.
1. Деньги.
«Хорошо»: можно покупать разный товар, если заболел – лекарство, поехать на отдых, заплатить за услугу…
«Плохо»: Их можно потерять, их могут украсть…
2. Пенсионер
«Хорошо»: Он не работает, а получает пенсию, может много времени гулять, путешествовать, проводить время с родными…
«Плохо»: ему много лет, часто болеет, трудно ходить…
3. Студент
«Хорошо»: учится в институте, много друзей, получат стипендию…
«Плохо»: нужно много заниматься, можно не сдать экзамен, получить двойку…
4. Банк
«Хорошо»: можно взять деньги, положить деньги под проценты, заплатить за услугу…
«Плохо»: очереди, нет денег, могут ограбить…
По окончании игры воспитатель обращает внимание детей на экран, где на карте исчезла схема задания.
Воспитатель: Наши испытания на этом не закончились. Чтобы выполнить следующее задание, нам нужно разделиться на пары, подойдите к столам
Ребята, нам надо из частей собрать целое и сказать, что можно купить за деньги, а что нельзя.
Дети работают в парах.
Дети собирают из частей целое и составляют сложные предложения с союзом «но»
1 Книга
За деньги можно купить книгу, но нельзя купить мудрость.
2. Лекарство
За деньги можно купить лекарство, но нельзя купить здоровье.
3. Дом
За деньги можно купить дом, но нельзя купить не семью.
4. Телохранитель
За деньги можно купить телохранителя, но нельзя купить друга.
Воспитатель хвалит детей и обращает внимание на карту, где исчезла схема последнего задания. В это время отрывается музыкальная шкатулка, в которой находятся медали и сладкие призы.
Воспитатель хвалит детей, вручает приз, проводит анализ занятия.
Вопросы для анализа
1. Ребята, вам сегодня было сложно?
2. Какое задание было самым сложным?
3. С каким заданием вы справились быстро?
4. Какое задание вам понравилось выполнять?
Воспитатель: Сегодня вы все молодцы, все хорошо работали, и у вас получилось забрать свои призы у злой колдуньи. А (имена детей) старались лучше всех. Молодцы.