Ольга Шубина
Изучение современных технологий здоровьесбережения
▼ Скачать + Заказать документы
Изучение современных технологий здоровьесбережения и внедрение современных инноваций в области физического развития детей.
Система здоровьесберегающих технологий в ДОУ.
Здоровый образ жизни — это не просто сумма усвоенных знаний, а стиль жизни, адекватное поведение в различных ситуациях, дети могут оказаться в неожиданных ситуациях на улице и дома, поэтому главной задачей является развитие у них самостоятельности и ответственности.
Публикация «Изучение современных технологий здоровьесбережения» размещена в разделах
- Здоровьесберегающие технологии в ДОУ
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» февраль 2015
Одним из главных условий успешности работы в этом направлении является грамотная организация здоровье сберегающего процесса в детском саду.
Здоровьесберегающие образовательные технологии – это системно организованная совокупность программ, приемов, методов организации образовательного процесса, направленная на укрепление и сохранение здоровья детей.
Цель здоровьесберегающих технологий :
1) Обеспечение высокого уровня реального здоровья воспитаннику детского сада и воспитание здоровье сберегающей культуры как совокупности осознанного отношения ребенка к здоровью и жизни человека, здоровье сберегающей компетентности, позволяющей дошкольнику самостоятельно и эффективно решать задачи здорового образа жизни и безопасного поведения, задачи, связанные с оказанием элементарной медицинской, психологической самопомощи и помощи.
2) Содействие становлению культуры здоровья, в том числе культуры профессионального здоровья воспитателей ДОУ и валеологическому просвещению родителей.
Можно выделить следующие виды здоровьесберегающих технологий
в дошкольном образовании:
1. Медико – профилактические;
2. Физкультурно – оздоровительные;
3. Технологии обеспечения социально – психологического благополучия ребенка;
4. Здоровьесберегающие образовательные технологии.
5. Технологии валеологического просвещения родителей.
6. Технологии здоровьесбережения и здоровьеобогащения педагогов дошкольного образования.
Современная система образования претерпевает сегодня целый ряд изменений, выражающихся в изменении содержания образования, применении новых педагогических технологий и инноваций.
И. В. Никишина кандидат педагогических наук дает следующее определение: Технология – это, прежде всего, системный метод создания, применения и определения всего процесса обучения и усвоение знаний с учетом технических и человеческих ресурсов и их взаимодействия, ставящий своей задачей оптимизацию форм образования. Технология описывает систему работы человека как деятельность к достижению поставленной образовательной цели.
И мы с Вами, уважаемые коллеги успешно применяем в своей работе различные образовательные технологии, соответствуя современным требованиям к организации педагогического процесса.
Информационно - коммуникационные технологии (ИКТ)
Здоровьесберегающая технология
Технология проектирования
Социоигровая технология
Личностно-ориентированная технология
Понятие “здоровье сберегающие образовательные технологии” появилось в педагогическом лексиконе в последние несколько лет и до сих пор воспринимается многими педагогами по разному. Почему сегодня здоровье сберегающее направление в работе ДОУ зачастую рассматривается как инновационное! Ведь в детских садах, казалось бы, всегда здоровью детей уделялось немало внимания? Современные условия требуют пересмотра, переоценки всех компонентов образовательного процесса. Ключевой момент нового мышления меняет суть и характер процесса, ставя в центр его - здоровье ребенка.
Здоровьесберегающие технологии в дошкольном образовании - технологии, направленные на решение приоритетной задачи современного дошкольного образования-задачи сохранения, поддержания и обогащения здоровья субъектов педагогического процесса в детском саду: детей, педагогов и родителей.
Цель здоровьесберегающих технологий в дошкольном образовании
применительно к ребенку – обеспечение высокого уровня реального здоровья воспитаннику детского сада и воспитание валеологической культуры как совокупности осознанного отношения ребенка к здоровью и жизни человека, знаний о здоровье и умений оберегать, поддерживать и сохранять его, валелогической компетентности, позволяющей дошкольнику самостоятельно и эффективно решать задачи здорового образа жизни и безопасного поведения, задачи, связанные с оказанием элементарной медицинской, психологической самопомощи и помощи.
Применительно к взрослым- содействие становлению культуры здоровья, в том числе культуры профессионального здоровья воспитателей ДОУ и валеологическому просвещению родителей
Виды здоровьесберегающих технологий в дошкольном образовании –классификация здоровьесберегающих технологий по доминированию целей и решаемых задач, а также ведущих средств здоровьесбережения и здоровьеобогащения субъектов педагогического процесса в детском саду. В связи с этим можно выделить следующие виды здоровьесберегающих технологий в дошкольном образовании:
медико - профuлактические;
физкультурно-оздоровительные;
технологии обеспечения социально-психологического благополучия ребенка;
здоровьесбережения и здоровьеобогащения педагогов дошкольного образования;
валеологического просвещения родителей
Результаты внедрения здоровьесберегающих технологий в ДОУ :
• Сформированные навыки здорового образа жизни воспитанников, педагогов и родителей ДОУ.
• Проявление толерантности всех участников внедрения здоровьесберегающих технологий в педагогический процесс ДОУ.
• Формирование нормативно-правовой базы по вопросам оздоровления дошкольников.
• Внедрение научно-методических подходов к организации работы по сохранению здоровья детей, к созданию здоровьесберегающего образовательного пространства в ДОУ и семье;
• Улучшение и сохранение соматических показателей здоровья дошкольников.
В ДОУ разработана «Примерная общеобразовательна прграмма ДОУ», которая позволяет целенаправленно проводить всю физкультурно-оздоровительную работу.
Организационное направление ориентировано на организацию здоровьесберегающей среды в ДОУ, определение показателей физического развития, двигательной подготовленности, объективных и субъективных критериев здоровья методами диагностики, составление индивидуальных планов оздоровления, изучение передового педагогического, медицинского и социального опыта по оздоровлению детей, отбор и внедрение эффективных технологий и методик, систематическое повышение квалификации педагогических и медицинских кадров, пропаганда ЗОЖ и методов оздоровления в коллективе детей, родителей, сотрудников.
Для создания целостной системы здоровьесбережения детей очень важным является организация предметно-развивающей среды в ДОУ.
В нашем детском саду созданы все условия для систематического, профилактического влияния на растущий организм ребенка. На протяжении всего дня в группе поддерживается оптимальный двигательный режим: физкультурные занятия, физкультминутки, подвижные игры, пальчиковая гимнастика, дыхательная гимнастика, игры на свежем воздухе, спортивные праздники, развлечения, лечебный массаж, массаж биологически активных зон, предотвращающий простудные заболевания, гимнастика для глаз, ритмопластика, лечебно-корригирующая гимнастика.
Цели нашей работы: оздоровление подрастающего поколения; создание условий для охраны укрепления здоровья детей; формирование ценностного отношения детей к здоровью и здоровому образу жизни; профилактика заболеваний опорно-двигательного аппарата детей через лечебно-коррегирующую гимнастику.
В нашей практике мы успешно используем оборудование, предназначенное для профилактики плоскостопия и сохранения правильной осанки: тактильная гимнастическая дорожка, ребристая дорожка «змейка», дорожка «ножки» с отпечатками стоп, помогающие правильно устанавливать стопу, массажерные мячи различного диаметра.
Данное оборудование помогает детям уверенно выполнять задание, при этом сохранять правильную осанку и положение головы в пространстве, служит профилактикой плоскостопия, формирует у детей навыки правильной осанки, силовую выносливость мышц стоп; воспитывает желание добиваться правильного выполнения упражнений.
Реализация оздоровительной деятельности ДОУ - это четкая интеграция профилактического и организационного направления, педагогического и физически - формирующего воздействия на ребенка специфическими и неспецифическими средствами, целостной организацией педагогического процесса.
С целью повышения иммунитета два раза в год все воспитанники получают витамины, витаминизированный компот. Для профилактики инфекционных заболеваний гриппа, ОРВИ используются в пищу лук, чеснок, лимоны, употребление фитонцидов (чесночные бусы).
Таким образом, проводимая нами физкультурно-оздоровительная работа и внедрение современных инновационных технологий позволяет заниматься оздоровлением детского организма в течение всего пребывания в дошкольном учреждении. Созданная в детском саду система по здоровьесбережению позволяет качественно решать цель развития физически развитой, социально-активной, творческой личности. Ориентация на успех, высокая эмоциональная насыщенность образовательной деятельности, постоянная опора на интерес, воспитание чувства ответственности за порученное дело - все это дает положительный эффект в нашей работе: у большинства детей наметилась тенденция сознательного отношения к своему здоровью и использованию доступных средств для его укрепления, стремления к расширению двигательного опыта. Целостная система образования, оздоровления, психолого-педагогического сопровождения, основанная на классических образцах и педагогических инновациях способствует гармоничному физическому развитию детей нашего дошкольного учреждения.