Татьяна Тукиш
Изучение родственных слов на занятиях в группе коррекционной направленности
▼ Скачать + Заказать документы
У детей старшего дошкольного возраста с ОНР недостаточно развитый словарный запас. Они не до конца понимают, а иногда и не знают значения многих слов, часто не могут правильно употребить слова, т. е. их словарный запас количественно и качественно отличается от нормы речевого развития. Одно из направлений в коррекции и формировании лексической стороны речи у детей с ОНР – обогащение словарного запаса за счет развития навыков словообразования. Детей учат устанавливать родственные связи между однокоренными словами.
Публикация «Изучение родственных слов на занятиях в группе коррекционной направленности» размещена в разделах
В самом начале изучения темы логопед объясняет детям сущность слов- «родственников», их похожесть между собой.
Дети подводятся к пониманию того, что многие слова могут иметь «родственников». Слова – родственники не просто имеют похожую часть, но и должны быть связаны по смыслу:
Мы слова похожие,
Как родственники схожие.
Мы живем одной семьей,
Поиграть хотим с тобой.
Для упражнения детей в определении родственных слов в тексте на занятиях можно использовать разные стихи, например, «Яблоко», цикл стихов «Снежное», «Лесное», «Солнечное» и другие известные стихотворения. Кстати их не так много.
Для определения родственных слов в тексте можно использовать загадки. Работа с загадкой всегда интересна для детей, потому что в ней даётся поэтическое, метафорическое описание предмета, уделяется внимание каким – то отдельным чертам, по которым он может быть узнан.
Хороший результат дает использование игр при знакомстве с родственными словами. Прежде всего это игры «Доскажи словечко», «Выдели в стихотворении родственные слова», например,
Проплясали по снегам снежные метели.
Снегири снеговикам песни просвистели.
У заснеженной реки в снежном переулке
Все идут играть в снежки
И лепить снегурку.
Зиму зимушкой часто зовут.
Хоть и трудно зимой зимовать.
Шубки зимние все достают,
Собираясь предзимье встречать.
Д/у «Найди родственные слова в пословице»
Ученье – свет, а неученье – тьма.
Маленькое дело лучше большого безделья.
Яблоко от яблони недалеко падает.
Скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается.
Д/у «Найди главное слово»
Птичка, птичий, птица, птичник, птицелов, птичница, птицефабрика.
Хвостик, хвостище, хвостатый, хвост, хвостишко, бесхвостый, длиннохвостый, короткохвостый.
Зайчик, зайчишка, зайчонок, заячий, заяц.
Д/у «Подбери главное слово к родственным словам».
Волчонок, волчище, волчишка, волчий — волк.
Голосовой, голосистый, голосок, голосище, голосить, отголосок — голос.
Прыжок, прыгающий, прыгучий, перепрыгнуть, запрыгивать — прыгать.
Зубной, зубик, зубастый, зубочистка — зубы.
Добрый, доброта, добренький, подобреть, добродушный — добро.
Спортивный, спортсмен, спортзал, спортсменка, спорттовары — спорт.
Стучать, стучащий, перестук, застукать, настучать — стук.
Д/и «Найди лишнее слово»
Ворона, ворон, воронята, проворонить, воровать, вороний.
Груз, грузовик, грузчик, грузди, грузовой.
Карта, карточка, куртка, картина.
Ледокол, лед, ладошка, ледянка, ледяной.
Щука, щучий, щепочка, щучка, щуренок.
Ель, еловый, елочки, съел, ельник.
Трава, травушка, отрава, травяной.
Голосить, голосовой, голый, голосишко.
Грачонок, грачиные, граница, грачевник.
Конный, конюшня, конфетка, конезавод.
Глупый, глубокий, глупыш, поглупеть.
Мороз, мороженое, морс, заморозки.
Д/и «Подбери родственные слова к главным»
Лес и лист:
лес, лист, лесной, листик, лесник, лесистый, листок, листва;
Гора и горе:
гора, горе, горка, горевать, горный, гористый, горюшко;
Таким образом, использование родственных слов делает речь ребенка богаче и выразительнее. При этом решается коррекционная задача по уточнению и расширению пассивного и активного словарного запаса за счет развития практических навыков словообразования, развиваются мыслительные способности детей, т. к. вырабатывается привычка задумываться над значением слова, развивается память и языковое чутьё. Тем самым закладывается основа для орфографически грамотного письма.