Папки-передвижки

Изучение родственных слов на занятиях в группе коррекционной направленности

Татьяна Тукиш
Изучение родственных слов на занятиях в группе коррекционной направленности
▼ Скачать + Заказать документы

У детей старшего дошкольного возраста с ОНР недостаточно развитый словарный запас. Они не до конца понимают, а иногда и не знают значения многих слов, часто не могут правильно употребить слова, т. е. их словарный запас количественно и качественно отличается от нормы речевого развития. Одно из направлений в коррекции и формировании лексической стороны речи у детей с ОНР – обогащение словарного запаса за счет развития навыков словообразования. Детей учат устанавливать родственные связи между однокоренными словами.

Публикация «Изучение родственных слов на занятиях в группе коррекционной направленности» размещена в разделах

В самом начале изучения темы логопед объясняет детям сущность слов- «родственников», их похожесть между собой.

Дети подводятся к пониманию того, что многие слова могут иметь «родственников». Слова – родственники не просто имеют похожую часть, но и должны быть связаны по смыслу:

Мы слова похожие,

Как родственники схожие.

Мы живем одной семьей,

Поиграть хотим с тобой.

Для упражнения детей в определении родственных слов в тексте на занятиях можно использовать разные стихи, например, «Яблоко», цикл стихов «Снежное», «Лесное», «Солнечное» и другие известные стихотворения. Кстати их не так много.

Для определения родственных слов в тексте можно использовать загадки. Работа с загадкой всегда интересна для детей, потому что в ней даётся поэтическое, метафорическое описание предмета, уделяется внимание каким – то отдельным чертам, по которым он может быть узнан.

Хороший результат дает использование игр при знакомстве с родственными словами. Прежде всего это игры «Доскажи словечко», «Выдели в стихотворении родственные слова», например,

Проплясали по снегам снежные метели.

Снегири снеговикам песни просвистели.

У заснеженной реки в снежном переулке

Все идут играть в снежки

И лепить снегурку.

Зиму зимушкой часто зовут.

Хоть и трудно зимой зимовать.

Шубки зимние все достают,

Собираясь предзимье встречать.

Д/у «Найди родственные слова в пословице»

Ученье – свет, а неученье – тьма.

Маленькое дело лучше большого безделья.

Яблоко от яблони недалеко падает.

Скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается.

Д/у «Найди главное слово»

Птичка, птичий, птица, птичник, птицелов, птичница, птицефабрика.

Хвостик, хвостище, хвостатый, хвост, хвостишко, бесхвостый, длиннохвостый, короткохвостый.

Зайчик, зайчишка, зайчонок, заячий, заяц.

Д/у «Подбери главное слово к родственным словам».

Волчонок, волчище, волчишка, волчий — волк.

Голосовой, голосистый, голосок, голосище, голосить, отголосок — голос.

Прыжок, прыгающий, прыгучий, перепрыгнуть, запрыгивать — прыгать.

Зубной, зубик, зубастый, зубочистка — зубы.

Добрый, доброта, добренький, подобреть, добродушный — добро.

Спортивный, спортсмен, спортзал, спортсменка, спорттовары — спорт.

Стучать, стучащий, перестук, застукать, настучать — стук.

Д/и «Найди лишнее слово»

Ворона, ворон, воронята, проворонить, воровать, вороний.

Груз, грузовик, грузчик, грузди, грузовой.

Карта, карточка, куртка, картина.

Ледокол, лед, ладошка, ледянка, ледяной.

Щука, щучий, щепочка, щучка, щуренок.

Ель, еловый, елочки, съел, ельник.

Трава, травушка, отрава, травяной.

Голосить, голосовой, голый, голосишко.

Грачонок, грачиные, граница, грачевник.

Конный, конюшня, конфетка, конезавод.

Глупый, глубокий, глупыш, поглупеть.

Мороз, мороженое, морс, заморозки.

Д/и «Подбери родственные слова к главным»

Лес и лист:

лес, лист, лесной, листик, лесник, лесистый, листок, листва;

Гора и горе:

гора, горе, горка, горевать, горный, гористый, горюшко;

Таким образом, использование родственных слов делает речь ребенка богаче и выразительнее. При этом решается коррекционная задача по уточнению и расширению пассивного и активного словарного запаса за счет развития практических навыков словообразования, развиваются мыслительные способности детей, т. к. вырабатывается привычка задумываться над значением слова, развивается память и языковое чутьё. Тем самым закладывается основа для орфографически грамотного письма.

Публикации по теме:

Изучение главных цветов с использованием лего-конструирования в первой младшей группеИзучение главных цветов с использованием лего-конструирования в первой младшей группе Одной из главных обучающих задач в первой младшей группе является изучение основных цветов : 1. Желтого, 2. Синего, 3. Зеленого. Со своими.

Изучение правил дорожного движения в ДОУ во второй младшей группеИзучение правил дорожного движения в ДОУ во второй младшей группе Изучение правил дорожного движения в ДОУ вторая младшая группа Профилактика детского дорожно-транспортного травматизма на сегодняшней.

Конспект интегрированной коррекционной НОД для детей с ТНР в старшей группе «Полет на Марс» Разработали: Таразова И. И., педагог-психолог Мусагитова Л. В., учитель-логопед Задачи: Образовательные: • обогащать словарный запас; • расширять.

Конспект НОД по аппликации с элементами рисования в средней коррекционной группе «Зимние берёзки»Конспект НОД по аппликации с элементами рисования в средней коррекционной группе «Зимние берёзки» Цель: расширение представлений об изобразительном искусстве. Задачи: • Продолжать учить детей создавать поделки своими руками; • Совершенствовать.

Конспект НОД по аппликации в средней коррекционной группе «Сердечко для любимой мамочки»Конспект НОД по аппликации в средней коррекционной группе «Сердечко для любимой мамочки» Цель: развитие чуткости души, действенной любви к маме – самому родному человеку. Задачи: • Развивать доброту сердца; • Учить составлять.

Конспект НОД в подготовительной группе для детей с ТНР «Образование новых слов способом сложения» Цель: Образование сложных слов путём сложения, активизация словаря сложными словами; Задачи: 1. Упражнять детей в образовании сложных слов.

Конспект занятия в младшей группе «Секрет волшебных слов»Конспект занятия в младшей группе «Секрет волшебных слов» Задачи: - учить употреблять вежливые слова, -формировать навыки культурного поведения, -совершенствовать навыки коммуникативного общения,.

Логопедический проект «Дерево родственных слов»Логопедический проект «Дерево родственных слов» .

НОД «Как Колобок домой шёл». Изучение правил дорожного движения в младшей группеНОД «Как Колобок домой шёл». Изучение правил дорожного движения в младшей группе Образовательная область: «Познание», «Социализация», «Коммуникация», «Художественная литература», «Музыка» Направление: познавательное,.

«В мире звуков и слов». Семинар-практикум в старшей группе компенсирующей направленности«В мире звуков и слов». Семинар-практикум в старшей группе компенсирующей направленности Семинар - практикум в старшей группе компенсирующей направленности «Пчелки» на тему «В мире звуков и слов» Цель: повысить компетентность.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Изучение родственных слов на занятиях в группе коррекционной направленности
Опубликовано: 15 февраля 2021 в 17:01
+8Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Изучение родственных слов на занятиях в группе коррекционной направленности» (включая файлы) размещена пользователем Татьяна Тукиш в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 ноября. День первого льда. Папка-передвижка «Осторожно, тонкий лед!»

В конце ноября проводится Единый день безопасности на льду для предупреждения несчастных случаев с детьми на водоемах. К этому времени в большинстве российских регионов устанавливаются морозы, и водоемы...

24 ноября. День матери. Папка-передвижка к празднику

День матери - самый главный праздник в детском саду!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД