Елена Николаевна Рокачёва
Изучение звуков и букв. Консультация для родителей
▼ Скачать + Заказать документы
Одно из значений слова «фонетика» - звуковой состав языка. Освоение ребенком звукового состава языка лежит в основе развития речи. Иными словами, особенность формирования речи ребенка напрямую зависит от его способности слышать, узнавать и различать речевые звуки.
Занятия по освоению ребенком звукового состава языка включают в себя три стадии: знакомство со звуком, дифференциация звуков, знакомство с буквой.
Последовательность работы над звуком :
Знакомство со звуком (выделение его на слух).
Публикация «Изучение звуков и букв, Консультация для родителей» размещена в разделах
- Буквы. Консультации для родителей
- Консультации для родителей
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» март 2015
Определение характеристик звука (гласный или согласный, (глухой или звонкий).
Выделение на слуховом уровне из ряда других звуков, слогов, слов.
Определение места звука в слове (с опорой на картинки).
Определение твердости - мягкости (согласных звуков) с опорой на картинки.
Составление слогов, слов из заданных звуков.
Работа по дифференциации звуков :
Уточнение артикуляций и характеристик звуков, нахождение их сходства и различий.
Выделение заданного звука из ряда других звуков, слогов, слов (с выполнением конкретных заданий).
Определение наличия того или иного звука и его места в слове с опорой на картинки.
Запись слогов, слов на изучаемые звуки.
Составление звуковых схем, слогов, слов.
Последовательность работы над буквой :
Знакомство с буквой : рассматривание, сравнивание с предметами окружающей действительности (на что буква похожа).
Выделение ее элементов.
Прослушивание стихотворения о букве.
Прорисовывание буквы пальцем в воздухе.
Прорисовывание буквы на листке по образцу.
Чтение слогов с изучаемой буквой (>>> развитие слогового чтения).
ШПАРГАЛКА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ
Обучая ребенка чтению и развивая фонематический слух, следует помнить:
Наша речь состоит из предложений.
Предложение - это законченная мысль.
Предложения состоят из слов.
Слова состоят из звуков.
Звук - это то, что мы слышим и произносим.
Буква - это то, что мы видим и пишем.
Звук на письме обозначается буквой.
Звуки бывают гласные и согласные.
Гласные звуки - звуки, которые можно петь голосом (выше-ниже, при этом воздух, выходящий изо рта, не встречает преграды.
В русском языке шесть гласных звуков : [а] [у] [о] [и] [э] [ы].
На схемах гласные звуки обозначаются красным цветом.
Гласных букв - десять : «а» «у» «о» «и» «э» «ы» «я» «ю» «е» «ё».
Шесть гласных букв - «а» «у» «о» «и» «э» «ы» - соответствуют звукам.
Четыре гласные буквы - «я» «ю» «е» «ё» - йотированные, то есть обозначают два звука : («я» - [йа], «ю» - [йу], «е» - [йэ], «ё» - [йо]) в следующих случаях: в начале слова (яма, юла); после гласного звука (маяк, заюшка); после мягкого и твердого знаков (семья, подъем). В остальных случаях (после согласных) йотированные гласные буквы обозначают на письме мягкость впереди стоящего согласного звука и гласный звук : «я» - [а], «ю» - [у], «е» - [э], «ё» - [о] (береза, мяч).
Согласные звуки - звуки, которые нельзя петь, так как воздух, выходящий изо рта при их произнесении, встречает преграду.
Глухость и звонкость согласных звуков определяются по работе голосовых связок и проверяются рукой, положенной на горло.
Глухие согласные звуки (голосовые связки не работают, то есть горлышко не дрожит) : [к] [п] [с] [т] [ф] [х] [ц] [ч] [ш] [щ].
Звонкие согласные звуки (голосовые связки работают, то есть горлышко дрожит) : [б] [в] [г] [д] [ж] [з] [й] [л] [м] [н] [р].
Твердость и мягкость согласных звуков определяются на слух.
Согласные звуки [б] [в] [г] [д] [з] [к] [л] [м] [н] [п] [р] [с] [т] [ф] [х] могут быть твердыми (если после них стоят гласные буквы «а» «у» «о» «э» «ы») и мягкими (если после них стоят гласные буквы «и» «е» «ё» «ю» «я»).
Всегда твердые согласные: [ж] [ш] [ц].
Всегда мягкие согласные: [й] [ч] [щ].
Твердые согласные звуки на схемах обозначаются синим цветом.
Мягкие согласные звуки на схемах обозначаются зеленым цветом.
Подбирая слова для игр со звуками, следует помнить, что звонкие согласные звуки оглушаются в конце слов (гриб) и перед глухими согласными (кружка).
Всем известно, что обучение дошкольников должно происходить в игре. Обучение чтению - не исключение. Помочь ребенку освоить такой сложный материал, как звуки и буквы, могут игры со звуковыми символами.