Нина Алексеевна Кравцова
Изучение, обобщение воспитателями современных форм и методов воспитательной работы в соответствии ФГОС
▼ Скачать + Заказать документы
Изучение, обобщение и использование в практике передового опыта и освоение воспитателями современных форм и методов воспитательной работы в соответствии ФГОС»
1. Французский ученый Эрнест Легуве так определил науку воспитания:
«Воспитание – это наука, которая обучает наших детей обходиться без нас»
В настоящее время воспитание принимается во внимание как важнейшая стратегическая задача в системе образования России. И школа призвана работать над формированием воспитательной системы. Воспитательный компонент включен в федеральные государственные образовательные стандарты, что осуществлено впервые в истории отечественной системы образования. Его необходимость обусловлена ростом социального статуса воспитания в демократическом обществе, приоритетностью задач духовно – нравственного развития личности, усиления воспитательного потенциала общего среднего образования, призванного обеспечить готовность учащихся к жизненному самоопределению, их социальную адаптацию.
Приоритетная цель воспитания – воспитание ученика, востребованного современным обществом.
Для выполнения этой цели необходимо решить такую проблему, как повышение эффективности воспитательного процесса в условиях гуманизации образования и воспитания в социально-ориентированной школе.
Гуманизация отношений предполагает переход от подчинения к сотрудничеству в отношениях с коллегами, учащимися и их родителями; создание самоуправления с целью достижения единства прав и обязанностей учащихся.
2. Из прессы.
• Российским учителям придётся не только учить детей, но и воспитывать «успешного гражданина России XXI века»
• Школа должна стать добрее, человечнее.
• Российский учитель должен стать воплощением гражданственности.
Организация воспитания личности гражданина России, нравственного уклада жизни обучающихся осуществляется на основе:
• нравственного примера педагога;
• социально-педагогического партнерства;
• индивидуально-личностного развития;
• интегративности программ духовно-нравственного воспитания;
• социальной востребованности воспитания.
Уклад школьной жизни
• Воспитание в школе – это не особая педагогическая деятельность, которая реализуется в рамках одного отдельного курса или мероприятия.
• Это вся школа, открытая для жизни и открывающая перед учащимися настоящую Россию в её историческом и духовном величии, широте социальных, культурных, экономических возможностей.
Воспитывает весь уклад школьной жизни.
Мир детства удивителен. Он наполнен душевной чуткостью, добротой, творчеством, познанием, развитием личности ребёнка.
Воспитать личность – это значит дать хорошее образование, научить стремлению к активности, ответственности, труду и творчеству. Педагогический коллектив старается создать такой воспитательный и образовательный уклад детской жизни, при котором всё содействовало бы развитию личности ребёнка.
Семья и школа – это союзники
Они должны идти навстречу друг другу.
Семья воспитывает и учит.
Школа – учит и воспитывает.
Основные направления и ценностные основы воспитания и социализации обучающихся
1. Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека
2. Воспитание социальной ответственности и компетентности
3. Воспитание нравственных чувств, убеждений, этического сознания
4. Воспитание экологической культуры, культуры здорового и безопасного образа жизни
5. Воспитание трудолюбия, подготовка к сознательному выбору профессии
6. Воспитание ценностного отношения к прекрасному
Современный национальный воспитательный идеал
• это высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России
• принимающий судьбу Отечества как свою личную;
• осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны;
• укоренённый в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации
Портрет выпускника основной школы
ФГОС ориентирован на становление личностных характеристик выпускника (портрет выпускника основной школы):
-любящий свой край и свою Родину, знающий свой родной язык, уважающий свой народ, его культуру и духовные традиции;
-осознающий и принимающий ценности человеческой жизни, семьи, гражданского общества, многонационального российского народа, человечества;
-активно и заинтересованно познающий мир, осознающий ценность труда, науки и творчества;
-умеющий учиться, осознающий важность образования и самообразования для жизни и деятельности, способный применять полученные знания на практике;
-социально активный, уважающий закон и правопорядок, соизмеряющий свои поступки с нравственными ценностями, осознающий свои обязанности перед семьей, обществом, Отечеством;
-уважающий других людей;
-умеющий вести конструктивный диалог, достигать взаимопонимания, сотрудничать для достижения общих результатов;
-осознанно выполняющий правила здорового и безопасного для себя и окружающих образа жизни;
-ориентирующийся в мире профессий, понимающий значение профессиональной деятельности для человека.
ФГОС отмечает необходимость использования внеурочной деятельности для воспитания школьников. В частности, здесь говорится о необходимости обеспечения «духовно-нравственного развития обучающихся в единстве урочной, внеурочной и внешкольной деятельности».
Принципы и особенности содержания воспитании
1. Принцип следования нравственному примеру
2. Принцип диалогического общения
3. Принцип идентификации
4. Принцип системно – деятельностной организации воспитания
Ведущие технологии
• технология «Портфолио»
• технология проектного обучения
• личностно-ориентированная технология
• технология здоровьесберегающая
• технология учебной деловой игры
• технология развития критического мышления
• технология КТД (по И. П. Иванову)
• технология проведения учебных дискуссий
• тьюторство – технология педагогической поддержки
• технология создания ситуации успеха
• шоу-технологии
• ситуативные технологии
Внеурочная деятельность объединяет все виды деятельности обучающихся (кроме учебной деятельности на уроке, в которых возможно и целесообразно решение задач их воспитания, а также социализации.
Организовать внеурочную деятельность, направленную на решение задач воспитания обучающихся, можно в самых разных формах: экскурсии, кружки, секции, «круглые столы», конференции, диспуты, школьные научные общества, поисковые и научные исследования, общественно-полезные практики и т. д.
Еще одним из важных моментов воспитательной работы, является организация самоуправления учащихся - это одна возможностей воспитания ответственности и самостоятельности у обучающихся. Однако необходимо постоянно напоминать, что самоуправление это не вседозволенность, а участие обучающихся в управлении собственными делами, которые входят в компетенцию обучающихся. Самоуправление направлено на вовлечение каждого члена коллектива (класса, в общие дела, общий поиск и творчество.
В работе Куприянова «формы воспитательной работы с детскими объединениями», автор делает акцент на том, что сложно определить на глаз, какие формы, в представлении того или иного педагога, «новые», а какие «старые».
- Интеллектуальные марафоны, викторины, конференции.
- Кружки по интересам, факультативы.
- Состязание интеллектуалов («Умники и умницы», «Что? Где? Когда?» и т. д.).
- Выставки «Это сделали мы сами».
- Экскурсии на предприятия, в учебные заведения, институты для знакомства с профессией.
• Тренинги нравственного самосовершенствования;
• Экскурсии, знакомство с историческими и памятными местами республики;
• Поисковая работа;
• Шефская работа;
• Праздничные поздравления, сюрпризы, конкурсы.
дискуссии правовой и патриотической тематики;
• Дебаты – одна из основных форм технологии проведения дискуссий. Цель технологии: развитие критического мышления, формирование коммуникативной и дискуссионной культуры. Приемлемые формы: «мозговой штурм», «аквариум», «междусобойчик».
Работа системы дополнительного образования предполагает применение технологии личностно-ориентированного подхода в воспитании, которая создает наиболее благоприятные условия для развития личности ученика как индивидуальности.
В работе кружков, секций, клубов применяется технология дифференцированного обучения. Цель технологии - учет индивидуальных особенностей учащихся в такой форме, когда они группируются на основании каких-либо особенностей для отдельного обучения.
• Современной технологией считается педагогическая технология В. М. Монахова.
Цель – естественный характер обучения, школа для ребенка – комфортное место общественной жизни, развития и реализации творческих способностей.
Проведение коллективных творческих дел предполагает применение данной технологии.
• Особого внимания заслуживает информационно-коммуникационная технология (ИКТ).
Цель технологии: формирование умений работать с информацией, развитие коммуникативных способностей учащихся, подготовка личности «информированного общества», формирование исследовательских умений, умений принимать оптимальные решения.
ИКТ называют интерактивными, так как они обладают способностью «откликаться» на действия ученика и учителя, «вступать» с ними в диалог.