Получи документы

Изучение асимметрии листьев березы для оценки качества окружающей среды Старооскольского городского округа

Елена Потольская
Изучение асимметрии листьев березы для оценки качества окружающей среды Старооскольского городского округа
▼ Скачать + Заказать документы

Введение

Вопросы экологического состояния окружающей среды как никогда актуальны в 2020 году. Когда в связи с пандемией были закрыты тысячи предприятий по всему миру, прекратился выброс вредных веществ в атмосферу, воздух стал чище и люди больших городов наконец-то увидели голубое небо, птиц и животных вокруг.

Экология – серьезная наука. Но это не значит, что заниматься ей могут только взрослые. Даже дошкольники могут оценить, насколько загрязнена окружающая среда. И это исследование может начаться совершенно неожиданно.

Публикация «Изучение асимметрии листьев березы для оценки качества окружающей среды Старооскольского городского округа» размещена в разделах

В сентябре этого года в нашей группе проходили занятия по рисованию с использованием листьев деревьев. Мы покрывали краской листочки и делали их отпечатки на бумаге. Получались бабочки и целые сады. Во время этой работы я обратила внимание, что половинки листиков не всегда симметричны. Мне стало интересно, почему они не симметричны и должны ли они вообще быть симметричными? С этими вопросами я обратилась к воспитателю. Она рассказала мне, что у здорового дерева листья должны быть симметричны. Но если растение развивается в неблагоприятных условиях, оно может заболеть, и это заметно на листьях. Мы решили выяснить, в каких районах нашего города растения чувствуют себя лучше всего. Результатом стала данная работа.

Цель данной работы: оценить состояние окружающей среды Старооскольского городского округа путем исследования асимметрии листьев березы.

Задачи:

1. Провести сбор листьев.

2. Выполнить измерения листьев по пяти показателям.

3. Сравнить уровень асимметрии листьев березы, собранных в разных частях Старооскольского городского округа.

4. Сделать вывод о состоянии окружающей среды.

Актуальность исследования заключается в том, что состояние окружающей среды меняется каждый день и за этими переменами необходимо наблюдать. Способ изучения загрязнения воздуха с помощью листьев растений доступен даже дошкольникам и тем не менее является весьма информативным.

Сбор материала для исследования был проведен во второй половине сентября 2020 года в разных районах Старооскольского городского округа.

Методика исследования

Береза была выбрана для исследования потому, что она растет на всей территории нашего края, практически в каждом дворе, в том числе на территории нашего детского сада. Кроме того, она чутко реагирует на изменения в состоянии воздуха [1,2]. Сбор листьев производился в конце вегетационного периода, во время остановки роста листьев в разных частях нашего города. Листики собирали, следуя рекомендациям методического пособия [3].

Места сбора листьев :

1. Территория детского сада №65 «Колосок», расположенного по адресу м-н Конева 14.

2. М-н Звездный

3. Лес в районе с. Воротниково

4. ул. Спасская

5. Лес в районе с. Обуховка

В каждом месте было собрано по 5 листиков примерно одинаковых по величине, из которых в дальнейшем делался гербарий. С каждого листика снимали 5 показателей (Приложение А) :

1. Ширина половинки листа.

2. Длина второй снизу жилки.

3. Расстояние между первой и второй жилкой снизу, которое измеряется в районе центральной жилки.

4. Расстояние между первой и второй жилкой снизу, которое измеряется с внешней стороны листа.

5. Угол наклона второй жилки снизу к центральной жилке.

Все измерения проводились на левой и правой половинке листа с помощью линейки и транспортира. Измерения заносились в таблицу.

М-н Конева

Лист №1 лев Лист №1

прав Лист №2

лев Лист №2

прав Лист №3 лев Лист №3

прав Лист №4

лев Лист №4

прав Лист №5

лев Лист №5

прав

Показатель1 1,8 1,7 1,4 1,6 1,8 1,7 1,6 1,9 1,9 1,7

Показатель2 3,1 3 2,8 3 3 2,9 2,8 3,1 3,2 2,9

Показатель3 0,7 0,6 0,5 0,4 0,5 0,4 0,3 0,4 0,3 0,4

Показатель4 0,8 0,7 0,9 1 0,7 0,8 0,8 1 1,1 1

Показатель5 30 32 35 34 34 36 40 35 33 32

М-н Звездный

Лист №1 лев Лист №1

прав Лист №2

лев Лист №2

прав Лист №3 лев Лист №3

прав Лист №4

лев Лист №4

прав Лист №5

лев Лист №5

прав

Показатель1 2,2 2,1 1,8 1,7 2 2,1 1,7 1,5 1,8 1,7

Показатель2 3,3 3,2 3,2 3 3,2 3,4 2,8 3 2,9 3

Показатель3 0,3 0,4 0,2 0,5 0,3 0,4 0,5 0,4 0,4 0,5

Показатель4 1,2 1 1,1 1,2 1,5 1,3 1,1 0,9 1,2 1,1

Показатель5 40 45 36 38 40 39 35 37 40 35

С. Воротниково

Лист №1 лев Лист №1

прав Лист №2

лев Лист №2

прав Лист №3 лев Лист №3

прав Лист №4

лев Лист №4

прав Лист №5

лев Лист №5

прав

Показатель1 1,9 2,1 2 1,7 1,3 1,2 1,4 1,5 1,8 1,7

Показатель2 3,3 3,2 2,7 2,6 1,9 2,1 2,1 2,3 2,8 2,6

Показатель3 0,7 0,6 0,8 0,6 0,6 0,4 0,6 0,4 0,8 0,7

Показатель4 1,6 1,5 1,6 1,3 1,5 1,2 0,9 1 1,4 1,8

Показатель5 62 60 56 55 56 52 64 60 54 48

Ул. Спасская

Лист №1 лев Лист №1

прав Лист №2

лев Лист №2

прав Лист №3 лев Лист №3

прав Лист №4

лев Лист №4

прав Лист №5

лев Лист №5

прав

Показатель1 1,3 1,4 1,3 1,4 1,4 1,5 1,6 1,7 1,3 1,4

Показатель2 2,3 2,5 2,1 2,2 2,3 2,2 2,5 2,6 2,1 2,2

Показатель3 0,3 0,2 0,2 0,15 0,1 0,2 0,2 0,3 0,2 0,15

Показатель4 0,9 1 0,9 0,8 0,9 0,8 0,8 0,9 0,8 0,7

Показатель5 40 42 51 54 55 59 49 50 52 51

С. Обуховка

Лист №1 лев Лист №1

прав Лист №2

лев Лист №2

прав Лист №3 лев Лист №3

прав Лист №4

лев Лист №4

прав Лист №5

лев Лист №5

прав

Показатель1 1,7 1,7 1,8 1,7 1,4 1,4 1,4 1,5 1,6 1,6

Показатель2 2,9 2,9 2,9 3 2,6 2,7 2,6 2,6 2,8 2,9

Показатель3 0,6 0,5 0,6 0,4 0,4 0,8 0,5 0,5 0,4 0,4

Показатель4 1,2 1,2 1,3 1,2 1,1 1,1 1,1 1,2 1,3 1,3

Показатель5 52 49 52 50 53 52 52 50 50 48

Результаты исследования и их обсуждение

Далее воспитателем были произведены подсчеты, описанные в методике (Приложение Б). Были получены следующие показатели:

Место сбора листьев Интегральные показатели асимметрии

М-н Конева 0,060

М-н Звездный 0,056

С. Воротниково 0,057

Ул. Спасская 0,059

С. Обуховка 0,054

Для того, чтобы оценить состояние окружающей среды, мы использовали шкалу Захарова В. М., Крысановой Е. Ю. (Приложение В).

Выводы

Мы выяснили, что у всех образцов, кроме листьев из леса села Обуховка, есть незначительные отклонения от нормы. Это говорит о том, что воздух за городом чище, чем в городе, где много машин. Только деревья в лесу развиваются нормально, не испытывая на себе вредного воздействия выхлопных газов.

Заключение

Мы каждый день дышим тем же воздухом, что и березы из нашего исследования. В нашем организме тоже происходят изменения, как и в листиках. Давайте вместе наблюдать за экологическим состоянием родного края и стараться улучшать его.

Список использованной литературы

1. Громадин А. В., Матюхин Д. Л. Дендрология. Академия, 2012.

2. Кустовая Л. М. Применение методов флуктуирующей асимметрии листовой пластины берёзы повислой, для оценки экологического состояния природных полос г. Казани. Дипломная работа, с. 12-13, 45, 58.

3. Захаров В. М., Баранов А. С. Здоровье среды : методика оценки. Центр экологической политики России, 2000.

4. Захарова, Виктория. Изучение асимметрии листьев березы для оценки качества окружающей среды города Томска и деревни Подломск Томского района / Виктория Захарова, Авелина Останина, Мафтуна Акбарова, Дарья Ижбульдина. — Текст : непосредственный // Школьная педагогика. — 2017. — № 3 (10). — URL : https://moluch.ru/th/2/archive/71/2831/ ( дата обращения: 04.10.2020).

Приложение А

Приложение Б

1. Сначала для каждого промеренного листа вычисляются относительные

величины асимметрии для каждого признака. Для этого модуль разности

между промерами слева (L) и справа (R) делят на сумму этих же промеров:

L-R / L+R

2. Затем вычисляют показатель асимметрии для каждого листа. Для этого

суммируют значения относительных величин асимметрии по каждому

признаку и делят на число признаков.

3. На последнем этапе вычисляется интегральный показатель стабильности

развития - величина среднего относительного различия между сторонами на

признак. Для этого вычисляют среднюю арифметическую всех величин

асимметрии для каждого листа. Это значение округляется

до третьего знака после запятой.

Приложение В

Публикации по теме:

5 июня-Всемирный день охраны окружающей среды.5 июня-Всемирный день охраны окружающей среды. В 1972 году, в ходе Стокгольмской конференции, была принята резолюция утвердившая праздник- Всемирный день охраны окружающей среды. Основная.

Беседа с детьми старшего дошкольного возраста к Всемирному Дню охраны окружающей средыБеседа с детьми старшего дошкольного возраста к Всемирному Дню охраны окружающей среды Проблема экологического воспитания и образования - одна из самых актуальных на сегодняшний день. Уже с дошкольного возраста необходимо.

День защиты окружающей среды (фотоотчет)День защиты окружающей среды (фотоотчет) 5 июня ежегодно мы отмечаем Всемирный день защиты окружающей среды. В этот день мы подводим итоги работы за год, используя «Панораму добрых.

Фотоотчет о празднике «Дошколята за сохранение природы, или День защиты окружающей среды»Фотоотчет о празднике «Дошколята за сохранение природы, или День защиты окружающей среды» Нашу Землю сегодня сотрясают экологические катастрофы: землетрясения, наводнения, ураганы. Эти явления не зависят от человека. Гневается.

Фотоотчёт экологической акции «Всемирный день защиты окружающей среды»Фотоотчёт экологической акции «Всемирный день защиты окружающей среды» [Фотоотчёт экологической акции "Всемирный день защиты окружающей среды" Доброго времени суток уважаемые коллеги! Ни для кого не секрет,.

Календарное планирование тематической недели «Охрана окружающей среды. Лето» в младшей группе Цели деятельности педагога: Формировать и расширять у детей словарь по теме. Сезонные изменения в природе, связанные с летом, название летних.

Консультация для родителей «Добрые крышечки» к Всемирному Дню окружающей средыКонсультация для родителей «Добрые крышечки» к Всемирному Дню окружающей среды В России в декабре 2016 года стартовал социально – экологический Проект «Добрые крышечки». Подобные Акции проходят уже более чем в 40.

Межмуниципальная Ярмарка-выставка педагогических инноваций дошкольного образования Губахинского городского округаМежмуниципальная Ярмарка-выставка педагогических инноваций дошкольного образования Губахинского городского округа Уважаемые коллеги, сегодня хотелось бы рассказать Вам о необычном событии, которое произошло 18 марта 2016 года в нашем небольшом городе.

Эколого-благотворительный проект «Добрые крышечки» в старшей группе ко Дню окружающей средыЭколого-благотворительный проект «Добрые крышечки» в старшей группе ко Дню окружающей среды Доброе время суток, дорогие коллеги и гости моей странички! Предлагаю вашему вниманию фото отчёт «Эколого -благотворительного проекта "Добрые.

Занятие в старшей группе «Охрана окружающей среды».Занятие в старшей группе «Охрана окружающей среды». Цель : Формировать у детей понятие, что природа - это наш общий дом; воспитывать любознательность, любовь к природе, желание её охранять;.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Изучение асимметрии листьев березы для оценки качества окружающей среды Старооскольского городского округа
Опубликовано: 19 декабря 2021 в 18:24
0Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Изучение асимметрии листьев березы для оценки качества окружающей среды Старооскольского городского округа» (включая файлы) размещена пользователем Елена Потольская в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД