Полева Галина
Изотерапия для дошкольников «Говорящие кружочки».
▼ Скачать + Заказать документы
«Говорящие кружочки».
Один из самых распространенных видов арт-терапии - изотерапия. Рисуя, ребенок неосознанно дает выход своим чувствам, желаниям, мечтам, перестраивает свои отношения в разных ситуациях и безболезненно соприкасается с некоторыми пугающими, неприятными, травмирующими образами.
В профилактической и коррекционной работе со старшими дошкольниками изотерапия позволяет получить следующие позитивные результаты:
Публикация «Изотерапия для дошкольников „Говорящие кружочки“,» размещена в разделах
- Изостудия, кружок ИЗО
- Изотерапия в детском саду
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» январь 2014
• обеспечивает эффективное эмоциональное отреагирование;
• способствует преодолению коммуникативных барьеров и психологических защит; создает благоприятные условия для развития произвольности и способности к саморегуляции;
• оказывает влияние на осознание детьми своих чувств, переживаний и эмоциональных состояний;
• содействует формированию позитивной "Я-концепции" и повышению уверенности в себе.
Вашему вниманию предлагаю технологию использования изотерапии «Говорящие кружочки», которую можно использовать сразу с группой детей не только в качестве психотерапии, но и как средство получения диагностирующей информации об индивидуальных особенностях детей и их взаимоотношений друг с другом. В итоге данной работы получается психологический портрет группы, её наглядной графической социометрии, общего настроения группы детей.
1. Общие принципы работы:
1.1. Это психотерапия, так как рисунок – символ сути.
1.2. Цель работы: создать в коллективе эмоциональную атмосферу внимания к другим, помочь лучше узнать друг друга.
1.3. В этой деятельности нет неуспеха, лидеры все.
1.4. По размеру кружка можно судить о собственной значимости.
1.5. Заземление означает, что кружок рядом, он не улетел.
1.6. Соединение может показать показатели социометрии.
1.7. Обратить внимание, кто обходит кружки, а кто идет через чужие.
1.8. По цвету (темному, мрачному) можно судить о настроении.
1.9. При разрисовке межкружкового пространства можно увидеть лидеров, как дети взаимодействуют или кого-то отталкивают от этого круга.
1.10. После каждого этапа работы отступают от стола и смотрят, что получилось.
1.11. Беседа по кругу может много рассказать о каждом. Нельзя перебивать и комментировать. Это поможет высказать свою проблему, кого-то принять в коллектив.
2. Порядок работы:
Требуется большой лист бумаги, можно кусок обоев, кисти, краски.
2.1. Нарисовать кружок величиной с ладонь. Заземлить свой круг с краем бумаги.
2.2. Соединить свой круг с двумя другими.
2.3. Разделить детей на подгруппы, выделить каждой кусок полотна, разрисовать межкружковое пространство кто чем хочет.
2.4. Нарисовать в своих кружках символ, выразить себя, своё настроение.
2.5. Рассказ по кругу, кто как себя обозначил и почему.
При проведении данной работы психологу будут показательны дети, которые нуждаются в помощи психолога. Важно обратить внимание при рисовании и на социометрию, так как здесь она проявляется очень четко. Обратите внимание на цвета, которые выбирают дети – каждый ребенок и преобладающий цвет, который выбрала группа, ведь каждый цвет имеет свое значение:
Синий – погружение в себя, сосредоточенность на внутренних проблемах, потребность в покое, иногда – депрессивность.
Коричневый – пассивность, дискомфорт, медлительность, повышенная чувствительность.
Черный – подавленность, разрушение, потребность в переменах.
Фиолетовый, розовый – эмоциональная незрелость, эгоизм, погружение в себя.
Красный – агрессия, сила воли, повышенная активность, энергия.
Зеленый – комфорт, уравновешенность, благоприятный эмоциональный фон, независимость, стремление к совершенству.
Желтый – непосредственность, оптимизм, положительные эмоции.
Серый, белый – безразличие, «уход» в себя, отстраненность от проблем.