Татьяна Сорочан
Рабочая программа по преодолению страхов у детей 5–7 лет «Не боюсь!»
▼ Скачать
Актуальность
Исследования, которые были проведены, подтверждают, что в старшем дошкольном возрасте страхи наиболее успешно подвергаются психологическому воздействию, поскольку они во многом носят возрастной переходящий характер. Что к моменту поступления в школу у детей наблюдается достаточно высокий уровень тревожности и опасения перед поступлением в школу.
Публикация «Рабочая программа по преодолению страхов у детей 5–7 лет „Не боюсь!“» размещена в разделах
- Программы образовательные, основные и дополнительные
- Страх и детская тревожность
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» декабрь 2013
Страх играет немаловажную роль в жизни ребёнка, с одной стороны, он может уберечь от необдуманных и рискованных поступков. С другой – положительные и устойчивые страхи препятствуют развитию личности ребёнка, сковывают творческую энергию, способствуют формированию неуверенности и повышенной тревожности.
Следует помнить, что в дошкольном возрасте страхи наиболее успешно подвергаются психологическому воздействию, поскольку они пока больше обусловлены эмоциями, чем характером, и во многом носят возрастной переходящий характер. Если в этом возрасте не будет сформировано умение оценивать свои поступки с точки зрения социальных предписаний, то в дальнейшем это будет весьма трудно сделать, так как упущено благоприятное время для формирования чувства ответственности.
Страхи неизбежно сопровождают развитие ребенка и появление различных эмоциональных нарушений.
Для оказания помощи детям в этой ситуации необходимо работать с ближайшим окружением: как только «убираются» внешние фрустраторы, эмоциональное состояние ребенка автоматически нормализуется. Поэтому консультирование родителей является наиболее эффективным, так как направлено на устранение причины, проблемы.
В родительских анкетах на вопрос: “Есть ли у ребенка страхи, связанные с чем-либо?” мамы указывают на…мультфильмы как на один из источников страха. Это и понятно, так как современные мультфильмы заселены вампирами, приведениями, Шреками!
Так же родители жалуются на то, что их дети боятся темноты, привидений, “бабаек”, боятся купаться, оставаться одни в комнате и т. д., поэтому тема преодоления страхов у детей дошкольного возраста актуальна на настоящий момент.
Необходимость введения данной программы обусловлена запросом родителей: “Как помочь детям в преодолении их страхов?” Ведь, если вовремя ребенок не преодолеет свой страх, а взрослые ему не помогут в этом, то этот страх может перерасти в нервно-психические расстройства.
В дошкольном возрасте страхи наиболее успешно подвергаются психологическому воздействию, поскольку они еще не завладели характером ребенка и чаще всего носят возрастной характер.
Профилактика страхов состоит, прежде всего, в воспитании таких качеств, как оптимизм, уверенность в себе, самостоятельность. Ребенок должен знать то, что ему положено знать по возрасту, о реальных опасностях и угрозах, и относиться к этому адекватно. Существующие способы снижения и контроля страха основываются, прежде всего, на теории научения.
Коррекция страхов в программе «Не боюсь!» осуществляется посредством игротерапии, сказкотерапии, арттерапии, куклотерапии, психоэлевации, индивидуально-групповых занятий, улучшения детско-родительских отношений.
Рисование используют в коррекционных целях. Рисуя, ребенок дает выход своим чувствам и переживаниям, желаниям и мечтам, перестраивает свои отношения в различных ситуациях и безболезненно соприкасается с некоторыми пугающими, неприятными и травмирующими образами.
Важность активной коррекционной работы с детскими страхами обусловлена тем, что сам по себе страх способен оказывать патогенное влияние на развитие различных сфер личности ребёнка.
Целью – создание условий для преодоления страхов у детей старшего дошкольного возраста.
Задачи:
1. Нейтрализовать страхи и эмоционально-отрицательные переживания у детей 5 – 7 лет.
2. Обучение детей дошкольного возраста игровому проигрыванию своих переживаний психологического содержания.
3. Обучение детей дошкольного возраста адекватной психологической защите.
Методы и техники, используемые в программе.
Релаксация. Подготовка тела и психики к деятельности, сосредоточение на своём внутреннем мире, освобождение от излишнего и нервного напряжения.
Концентрация. Сосредоточение на своих зрительных, звуковых и телесных ощущениях, на эмоциях, чувствах и переживаниях.
Функциональная музыка. Успокаивающая и восстанавливающая музыка способствует уменьшению эмоциональной напряжённости, переключает внимание.
Игротерапия. Используется для снижения напряженности, мышечных зажимов. Тревожности. Повышения уверенности в себе, снижения страхов.
Телесная терапия. Способствует снижению мышечных зажимов,
напряжения, тревожности.
Арт-терапия. Актуализация страхов, повышение уверенности, развитие мелкой моторики снижение тревожности.
Методы: анализ литературных источников, продукты детского творчества, наблюдение, беседа, опрос, тестирование, математический анализ.
Для устранения страхов неожиданного воздействия, замкнутого пространства и одиночества в программу были включены игры «Имя», «Замри», «Прятки», «Жмурки», «Паровозик»
Игры, направленные на умение определять свое настроение при помощи цвета «Цвет моего настроения», «Воздушный шарик»
Для преодоления замешательства и смущения при ответах использованы следующие игры «Кинь мяч, скажи плохое, страшное, неприятное слово», «Кинь мяч, скажи доброе, хорошее, приятное слово», «Тропа индейцев»
Игры, направленные на снятие эмоциональных блоков, активизации процесса принятия решений «Передай по кругу друг другу страшную рожу», «Передай по кругу друг другу что-то приятное», «Лиса и зайцы»
Игры, направленные на преодоление страхов сказочных персонажей и устранение страха нападения «Кощей», «Баба Яга»
Разыгрывание сказок на закрепление умения действовать в непредсказуемых ситуациях
Игры, направленные на отреагирование агрессии в игровой форме, обучение умению контролировать свои отрицательные эмоции «Однажды на поляну вышли…», «Путешествие вокруг света», «Волшебный замок», «Осада города»
Игры, направленные на актуализацию страха «Путешествие в волшебную страну» (занятие 10 (30 мин.).
Игры на коррекцию тревожности, развитие умения действовать в сложных ситуациях «Приближающийся праздник», «Пришел (шла) поздно в детский сад», «Однажды в детском саду…»
Игры на снятие эмоциональных переживаний от кошмарных снов «Мне приснилось», «Я справился»
Игры, направленные на обучение конструктивному решению ситуаций «Веер решений», «Обида на …», «Если бы я был папой (мамой)»
Игра на отработку страха и тревоги «Нарисуй свой страх и озвучь его»
Игры, направленные на обучение безопасному стилю жизни, умению управлять собой в трудных, устрашающих ситуациях «Заблудился в лесу», «Остался один дома», «Потерялся на улице», «Разбили тарелку»
Условия формирования группы, режим работы.
Предлагаемая программа по устранению и преодолению страхов старших дошкольников предназначена для детей 5-7 лет и предполагает работу на двух уровнях :
1. Работа с ближайшим окружением ребенка (педагоги, родители). Форма работы : анкетирование, индивидуальные и групповые консультации.
2. Работа с детьми (групповые занятия).
Количество участников: 8 человек.
Продолжительность занятий: 30 минут 1 раз в неделю
В программу вошли следующие темы обсуждений:
«Почему у некоторых людей нет друзей?», «Какие вы знаете эмоциональные состояния? Что такое настроение?», «Страх наказания», «За что меня любит мама, папа, сестра…», «Завершающая беседа».
Также для развития смелости и уверенности в себе в конце занятий используется упражнение «Повторяй за мной».
1 этап — диагностический.
Цель: изучение нарушений психологического здоровья у детей.
Диагностика:
Тест "Страхи в домиках" (А. И. Захарова и М. А. Панфиловой) (Приложение 1)
Тест " Тревожности" (Р. Тэмлл, М. Дорки, В. Амен.)
2 этап - информационный.
Цель: информирование родителей и педагогов об имеющихся нарушениях в развитии детей.
3 этап - практический.
Цель: профилактика и коррекция нарушений психологического здоровья детей.
4 этап - контрольный.
Цель: определение эффективности коррекционной работы.
Содержание программы
Занятия проводятся в тренинговом режиме. В них используются этюды, сказки, игры-инсценировки, сюжетно-ролевые игры.
I этап
• знакомство, вхождение в группу,
• осознание правил поведения в социуме и потребности их выполнения,
• создание благоприятных условий для активизации детей,
• формирование эмпатии, умения сопереживать другим,
• знакомство с различными эмоциональными состояниями через этюды.
II этап
• создание условий для преодоления страхов у детей,
• формирование навыков выражения эмоционального настроения,
• содействие развитию навыков оценки своего поведения и поведения окружающих,
• совершенствование путей преодоления страхов, выражения чувства страха в рисунке.
Условия проведения занятий :
1. принятие ребёнка таким какой он есть;
2. нельзя не торопить, не замедлять игровой процесс;
3. учитывается принцип поэтапного погружения и выхода из травмирующей ситуации;
4. начало и конец занятий должны быть ритуальными, чтобы сохранить у ребёнка
5. ощущение целостности и завершённости занятия;
6. игра не комментируется взрослым;
7. в любой игре ребёнку предлагается возможность импровизации.
Структура игрового занятия.
Ритуал приветствия – 2 минуты.
Разминка - 10 минут.
Коррекционно-развивающий этап- 20 минут
Подведение итогов- 6 минут.
Ритуал прощания – 2 минуты.
Ожидаемыми результатами являются:
1. Коррекционно-развивающая работа направлена не только на преодоление страхов, но и на развитие коммуникативных навыков, на повышение представлений о собственной ценности, на развитие уверенности в собственных силах, а также способности наиболее успешно реализовать себя в поведении и взаимодействии с окружающими людьми.
2. Снижение уровня тревожности. Осознание проблемы тревожных детей (необходимо вовремя распознать проявления тревожности и помочь детям стать увереннее в себе, научили управлять собой в различных ситуациях.)
3. Усиление способности социальной адаптации и стрессоустойчивости людей в современных быстроменяющихся условиях.
Критерии эффективности программы :
повышение уверенности в себе;
снижение тревожности;
снижение количества страхов;
улучшение взаимоотношений родитель- ребёнок
Учебный план.
№ Наименование
тем Всего
часов Часы
Форма контроля
лекц. практ.
1. Диагностика уровня и количества страхов 3,5 ч. (7 чел. по 30 мин.) 1 час 2,5 часа Выявление уровня страха на момент первичной диагностики
2. Тема 1. «Я не один» 30 мин. 8 мин. 22 мин. Метод наблюдения
Тема 2. «Цветное настроение» 1 час 16 мин. 44 мин. Метод наблюдения
Тема 3. «Сказочный страх» 2,5 часа 40 мин. 110 мин. Метод наблюдения
Тема 4. «Я принимаю решение, я действую!» 1 часа 16 мин. 44мин. Метод наблюдения
Тема 5. «Отрицательные эмоции» 30 мин. 8 мин. 22 мин. Метод наблюдения
Тема 6. «Страшный сон» 1 час 16 мин. 44 мин. Метод наблюдения
Тема 7. «Мой опыт» 30 мин. 8 мин. 22 мин.
3. Контрольная диагностика 3,5 ч.
(7 чел. по 30 мин.) 1 час 2,5 часа Сравнение показателей первичной и завершающей диагностики.
Итого 14 час 3ч. 52 мин. 10ч. 08 мин.