Анна Жекова
Изготовление арт-объектов как способ реабилитации детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации
▼ Скачать + Заказать документы
Я работаю инструктором по труду в СПб ГБУ Социальный приют для детей "Транзит". Прежде чем рассказать о моей работе с детьми над созданием арт-объектов, приведу некоторые задачи, стоящие передо мной как преподавателем на уроках «Прикладное творчество» в стенах нашего учреждения. Нужно в дружелюбной атмосфере научить ребенка творческому самовыражению с помощью декоративно-прикладного искусства. развить в нем творческое мышление и способности видеть и создавать из обыденных вещей предметы искусства. Объединить и сплотить детский коллектив.
Публикация «Изготовление арт-объектов как способ реабилитации детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации» размещена в разделах
Хотелось бы отметить особенность работы с детским коллективом в приюте «Транзит». Воспитанники пребывают в нашем учреждении довольно короткое время (от двух недель до нескольких месяцев). При этом имеет место их изоляция от здорового общества. Наши дети зачастую находятся в неравном социальном положении, недостатке внимания как семьи, так и общества в целом. Отсюда – комплексы, отклонения социального поведения и, в некотором роде, ограниченность кругозора. Еще одна серьезная проблема при работе с детьми, проживающими в нашем приюте, - «языковой барьер» (дети попадают к нам из разных стран, и зачастую вообще не говорят на русском языке). Именно поэтому одними из наиболее эффективных объединяющих начал можно назвать искусство и ручной труд (ремесло, рукоделие, так как они не имеют ни языковых, ни национальных, ни, часто, возрастных границ и способны объединить самый широкий круг лиц.
Одним из направлений моей работы является создание вместе с детьми различных арт-объектов. И, прежде всего, надо понимать, что же подразумевается под арт-объектом. Согласно А. Щигровой и Н. Сесу, этот термин сегодня в некотором роде вытесняет собой такое, например, понятие как «произведение искусства». Между тем, четкого определения этого явления пока нет. По мнению этих исследователей арт-объектом можно назвать какой-либо необычный предмет. При этом, основными его отличиями можно считать привлечение внимания и визуальное взаимодействие со зрителем. Арт-объектом можно назвать и любое произведение искусства или объект, представляющий собой художественную и материальную ценность. В то же время, арт-объекты, в отличие от других художественных форм, не подчиняются никаким точным правилам. Им свойственны спонтанность и импульсивность. Они помогают зрителю под новым углом взглянуть на что-то обыденное. Однако, в остальном такие предметы, как правило, нефункциональны. Если говорить об изготовлении арт-объектов в рамках занятий с детьми, то можно сравнить этот процесс с привычными нам школьными поделками. Но в данном случае речь не идет о каких-либо шаблонах, по которым нужно создавать эти поделки (как зачастую происходит на уроках труда в школе, в частности – в начальной).
Кроме того, как отмечает Е. Николаева, арт-объект может порождать пространство художественной коммуникации. То есть – помогают взглянуть на искусство изнутри и как бы погрузиться в него.
Исходя из вышесказанного можно сделать вывод, что арт-объектом считается любая вещь, созданная не по заранее известным шаблонам, несущая (в той или иной мере) культурную и эстетическую ценность. При этом, она не только открывает новую точку зрения на известные предметы, но и в определенном смысле выполняет коммуникативные функции. Учитывая все это, можно сказать, что изготовление арт-объектов хорошо подходит для раскрытия творческого потенциала ребенка, помогая не только самовыражению, но и налаживанию его социального общения.
В своей педагогической деятельности с детьми опираюсь на учебные материалы, такие как:
• «Организация и содержание работы с детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей». Л. К. Сидорова, (методическое пособие) Москва 2004г. «Айрис Пресс».
• Сес Н. А., Щирова А. Н. Арт-объект как специфичная художественная форма // Успехи современного естествознания. – 2012. – № 5. – стр. 23-24;
• Николаева Е. В. Арт-объект и его коммуникативные пространства // Культурологический журнал. Электронное периодическое рецензируемое научное издание – 2013. – №1. – http://www.cr-journal.ru/rus/journals/190.html&j_id=13.
• Деммени Е. Школьный театр кукол. – Детгиз. – 1960.
• Федотов А. Техника театра кукол. – Искусство. – 1953.
Прежде чем говорить непосредственно моей работе с детьми на занятиях, отмечу, что учитывая психологические проблемы воспитанников нашего приюта, в рамках предмета «Прикладное творчество» мною была разработана определенная система проведения занятий.
Основными целями работы являются:
- формирование нравственно – эстетических норм поведения;
- обучение самопознанию и самореализации;
- формирование учебно-познавательной потребности в усвоении новых знаний и навыков;
- воспитание умений работать в коллективе и нравственного опыта эмоциональной отзывчивости;
- развитие эстетического вкуса;
- воспитание умения работать длительное время (более одного занятия) над выполнением проекта.
Для успешного достижения этих целей необходимо решить ряд поставленных задач.
Основные задачи:
- развивать интерес к декоративно-прикладному искусству;
- развивать наблюдательность, фантазию, воображение и образное мышление;
- активизировать познавательный интерес;
- развивать умение согласовывать свои действия с другими детьми;
- воспитывать доброжелательность и контактность в отношениях со сверстниками;
- развивать мелкую моторику;
- знакомить детей с произведениями искусства прошлого и настоящего;ё
- обучение различным видам декоративно-прикладного творчества и др.
Следует отметить, что данных целей и задач я придерживаюсь независимо от темы занятий. Единственным разделением на уроках является возрастное. Всего можно выделить три группы занимающихся: младшая (от 3 до 8 лет, средняя (от 8 до 13 лет) и старшая (от 13 до 18 лет). Сделано это не только из-за того, что у всех них разный уровень умений и знаний, но и потому, что возрастная близость помогает ребятам лучше работать в коллективе. Мне, в свою очередь, удобнее использовать в работе с каждой группой методы, наиболее эффективные и приемлемые в данном возрасте.
Несмотря на то, что каждая группа имеет свои собственные задачи и направления деятельности, происходит и взаимное общение между группами. Особенно оно проявляется при работе над большими проектами, в которых задействована большая часть воспитанников приюта.
Следует отметить, что работа над созданием арт-объектов делится на несколько этапов, каждый из которых может занимать от одного до нескольких занятий.
1 этап: Поиск идеи. Главная задача данного этапа – поиск совместно с воспитанниками основополагающей идеи будущего арт-объекта. Сюда входит понимание того, что это будет и какую мысль это «что-то» должно донести.
2 этап: Создание проекта. Отмечу, что данный этап также можно разделить на две части:
- создание эскиза (набросков на тему) будущего объекта.
- составление списка вариантов изготовления арт-объекта, выбор наиболее подходящих материалов;
3 этап: Познавательный. Идет знакомство воспитанников с особенностями техник, необходимых для создания объекта;
4 этап: Изготовление. Это – непосредственно работа над проектом. В ходе нее у ребенка вырабатывается индивидуальный рабочий стиль, а также собственный взгляд на искусство. Данный этап может делиться на две части: основное изготовление и конечное декорирование арт-объекта.
Кроме того, отмечу, что по мере необходимости ведется индивидуальная работа с детьми. Такие занятия проходят как непосредственно во время уроков, так и после них.
В качестве примера приведу работу над крупным проектом: изготовление кукол для кукольного спектакля «Килима».
В ноябре 2012 года в приюте «Транзит» прошел спектакль «Килима», приуроченный ко дню рождения учреждения. Это был кукольный спектакль по мотивам русской народной сказки «Теремок», действия которого разворачивались в Африке.
Отмечу, что идея «поместить» сказку «Теремок» в Африку принадлежала педагогам приюта. Затем с ребятами мы составили список зверей, которые примут участие в спектакле. Выяснили, кто же может жить в африканской пустыне, и выбрали нескольких животных, путём сравнения с героями русской сказки «Теремок». Так, детям стало легче, ведь они опирались на опыт уже существующих персонажей.
Каждый актер отвечал за своего персонажа: не только принимал непосредственное участие в создании куклы, но и дорабатывал ее по мере необходимости, обслуживал, следил за исправностью. Работая над созданием персонажей, ребята прошли все обязательные этапы, описанные ранее. Рисовали эскизы, подбирали материал, учились с ним работать и трудились. При этом стоит отметить, что каждый персонаж был наделен своей историей жизни и своим характером, что отразилось на его внешнем и внутреннем (используемые материалы) виде. При этом, все куклы были выполнены из самых простых и доступных материалов, таких как пенопласт, поролон, бумага, ткань, пуговицы и бусины. Для работы использовались техники шитья, объемного моделирования из поролона, папье-маше и др.
Итогом длительной работы (создание всех персонажей заняло порядка месяца) стали куклы для спектакля. Что же касается детей, о они не только освоили новые техники декоративно-прикладного творчества, но и испытали чувство гордости и удовлетворения, так как все изготовленные куклы «продолжили жить» и после создания. Они приняли участие в спектакле, а затем – украсили своеобразной выставкой актовый зал приюта.
Одной из главных задач моих занятий является максимальная реализация творческих возможностей ребенка и умения взаимодействовать с окружающим миром. Создание арт-объектов, будь то интерьерная скульптура или театральная кукла, позволяет это сделать в большей мере. Связано это с несколькими факторами:
- ребенок сам является автором и инициатором создания проекта;
- импровизационный характер создания объекта (без заранее данных шаблонов) позволяет развить творческие способности;
- свобода выбора техник и материалов помогает не только самореализации, но и приобретению новых навыков и умений;
- коллективная работа над проектом способствует налаживанию социальных связей ребенка, его коммуникативных навыков.
Кроме того, считаю данное направление работы наиболее уместно в стенах нашего учреждения. Как я уже упоминала, воспитанники находятся в приюте довольно короткое время. Создание арт-объектов позволяет в короткие сроки не только помочь раскрыть творческие способности, но и научиться работе с различными материалами. Также подобное направление помогает ребятам в профессиональном самоопределении: они на собственном опыте видят, что из простых материалов возможно создать произведение искусства.