Получи документы

Изготовление арт-объектов как способ реабилитации детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации (2 фото)

Анна Жекова
Изготовление арт-объектов как способ реабилитации детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации

Я работаю инструктором по труду в СПб ГБУ Социальный приют для детей "Транзит". Прежде чем рассказать о моей работе с детьми над созданием арт-объектов, приведу некоторые задачи, стоящие передо мной как преподавателем на уроках «Прикладное творчество» в стенах нашего учреждения. Нужно в дружелюбной атмосфере научить ребенка творческому самовыражению с помощью декоративно-прикладного искусства. развить в нем творческое мышление и способности видеть и создавать из обыденных вещей предметы искусства. Объединить и сплотить детский коллектив.

Публикация «Изготовление арт-объектов как способ реабилитации детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации» размещена в разделах

Хотелось бы отметить особенность работы с детским коллективом в приюте «Транзит». Воспитанники пребывают в нашем учреждении довольно короткое время (от двух недель до нескольких месяцев). При этом имеет место их изоляция от здорового общества. Наши дети зачастую находятся в неравном социальном положении, недостатке внимания как семьи, так и общества в целом. Отсюда – комплексы, отклонения социального поведения и, в некотором роде, ограниченность кругозора. Еще одна серьезная проблема при работе с детьми, проживающими в нашем приюте, - «языковой барьер» (дети попадают к нам из разных стран, и зачастую вообще не говорят на русском языке). Именно поэтому одними из наиболее эффективных объединяющих начал можно назвать искусство и ручной труд (ремесло, рукоделие, так как они не имеют ни языковых, ни национальных, ни, часто, возрастных границ и способны объединить самый широкий круг лиц.

Одним из направлений моей работы является создание вместе с детьми различных арт-объектов. И, прежде всего, надо понимать, что же подразумевается под арт-объектом. Согласно А. Щигровой и Н. Сесу, этот термин сегодня в некотором роде вытесняет собой такое, например, понятие как «произведение искусства». Между тем, четкого определения этого явления пока нет. По мнению этих исследователей арт-объектом можно назвать какой-либо необычный предмет. При этом, основными его отличиями можно считать привлечение внимания и визуальное взаимодействие со зрителем. Арт-объектом можно назвать и любое произведение искусства или объект, представляющий собой художественную и материальную ценность. В то же время, арт-объекты, в отличие от других художественных форм, не подчиняются никаким точным правилам. Им свойственны спонтанность и импульсивность. Они помогают зрителю под новым углом взглянуть на что-то обыденное. Однако, в остальном такие предметы, как правило, нефункциональны. Если говорить об изготовлении арт-объектов в рамках занятий с детьми, то можно сравнить этот процесс с привычными нам школьными поделками. Но в данном случае речь не идет о каких-либо шаблонах, по которым нужно создавать эти поделки (как зачастую происходит на уроках труда в школе, в частности – в начальной).

Кроме того, как отмечает Е. Николаева, арт-объект может порождать пространство художественной коммуникации. То есть – помогают взглянуть на искусство изнутри и как бы погрузиться в него.

Исходя из вышесказанного можно сделать вывод, что арт-объектом считается любая вещь, созданная не по заранее известным шаблонам, несущая (в той или иной мере) культурную и эстетическую ценность. При этом, она не только открывает новую точку зрения на известные предметы, но и в определенном смысле выполняет коммуникативные функции. Учитывая все это, можно сказать, что изготовление арт-объектов хорошо подходит для раскрытия творческого потенциала ребенка, помогая не только самовыражению, но и налаживанию его социального общения.

В своей педагогической деятельности с детьми опираюсь на учебные материалы, такие как:

• «Организация и содержание работы с детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей». Л. К. Сидорова, (методическое пособие) Москва 2004г. «Айрис Пресс».

• Сес Н. А., Щирова А. Н. Арт-объект как специфичная художественная форма // Успехи современного естествознания. – 2012. – № 5. – стр. 23-24;

• Николаева Е. В. Арт-объект и его коммуникативные пространства // Культурологический журнал. Электронное периодическое рецензируемое научное издание – 2013. – №1. – http://www.cr-journal.ru/rus/journals/190.html&j_id=13.

• Деммени Е. Школьный театр кукол. – Детгиз. – 1960.

• Федотов А. Техника театра кукол. – Искусство. – 1953.

Прежде чем говорить непосредственно моей работе с детьми на занятиях, отмечу, что учитывая психологические проблемы воспитанников нашего приюта, в рамках предмета «Прикладное творчество» мною была разработана определенная система проведения занятий.

Основными целями работы являются:

- формирование нравственно – эстетических норм поведения;

- обучение самопознанию и самореализации;

- формирование учебно-познавательной потребности в усвоении новых знаний и навыков;

- воспитание умений работать в коллективе и нравственного опыта эмоциональной отзывчивости;

- развитие эстетического вкуса;

- воспитание умения работать длительное время (более одного занятия) над выполнением проекта.

Для успешного достижения этих целей необходимо решить ряд поставленных задач.

Основные задачи:

- развивать интерес к декоративно-прикладному искусству;

- развивать наблюдательность, фантазию, воображение и образное мышление;

- активизировать познавательный интерес;

- развивать умение согласовывать свои действия с другими детьми;

- воспитывать доброжелательность и контактность в отношениях со сверстниками;

- развивать мелкую моторику;

- знакомить детей с произведениями искусства прошлого и настоящего;ё

- обучение различным видам декоративно-прикладного творчества и др.

Следует отметить, что данных целей и задач я придерживаюсь независимо от темы занятий. Единственным разделением на уроках является возрастное. Всего можно выделить три группы занимающихся: младшая (от 3 до 8 лет, средняя (от 8 до 13 лет) и старшая (от 13 до 18 лет). Сделано это не только из-за того, что у всех них разный уровень умений и знаний, но и потому, что возрастная близость помогает ребятам лучше работать в коллективе. Мне, в свою очередь, удобнее использовать в работе с каждой группой методы, наиболее эффективные и приемлемые в данном возрасте.

Несмотря на то, что каждая группа имеет свои собственные задачи и направления деятельности, происходит и взаимное общение между группами. Особенно оно проявляется при работе над большими проектами, в которых задействована большая часть воспитанников приюта.

Следует отметить, что работа над созданием арт-объектов делится на несколько этапов, каждый из которых может занимать от одного до нескольких занятий.

1 этап: Поиск идеи. Главная задача данного этапа – поиск совместно с воспитанниками основополагающей идеи будущего арт-объекта. Сюда входит понимание того, что это будет и какую мысль это «что-то» должно донести.

2 этап: Создание проекта. Отмечу, что данный этап также можно разделить на две части:

- создание эскиза (набросков на тему) будущего объекта.

- составление списка вариантов изготовления арт-объекта, выбор наиболее подходящих материалов;

3 этап: Познавательный. Идет знакомство воспитанников с особенностями техник, необходимых для создания объекта;

4 этап: Изготовление. Это – непосредственно работа над проектом. В ходе нее у ребенка вырабатывается индивидуальный рабочий стиль, а также собственный взгляд на искусство. Данный этап может делиться на две части: основное изготовление и конечное декорирование арт-объекта.

Кроме того, отмечу, что по мере необходимости ведется индивидуальная работа с детьми. Такие занятия проходят как непосредственно во время уроков, так и после них.

В качестве примера приведу работу над крупным проектом: изготовление кукол для кукольного спектакля «Килима».

В ноябре 2012 года в приюте «Транзит» прошел спектакль «Килима», приуроченный ко дню рождения учреждения. Это был кукольный спектакль по мотивам русской народной сказки «Теремок», действия которого разворачивались в Африке.

Изготовление арт-объектов как способ реабилитации детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации

Отмечу, что идея «поместить» сказку «Теремок» в Африку принадлежала педагогам приюта. Затем с ребятами мы составили список зверей, которые примут участие в спектакле. Выяснили, кто же может жить в африканской пустыне, и выбрали нескольких животных, путём сравнения с героями русской сказки «Теремок». Так, детям стало легче, ведь они опирались на опыт уже существующих персонажей.

Каждый актер отвечал за своего персонажа: не только принимал непосредственное участие в создании куклы, но и дорабатывал ее по мере необходимости, обслуживал, следил за исправностью. Работая над созданием персонажей, ребята прошли все обязательные этапы, описанные ранее. Рисовали эскизы, подбирали материал, учились с ним работать и трудились. При этом стоит отметить, что каждый персонаж был наделен своей историей жизни и своим характером, что отразилось на его внешнем и внутреннем (используемые материалы) виде. При этом, все куклы были выполнены из самых простых и доступных материалов, таких как пенопласт, поролон, бумага, ткань, пуговицы и бусины. Для работы использовались техники шитья, объемного моделирования из поролона, папье-маше и др.

Фото №1 Я работаю инструктором по труду в СПб ГБУ Социальный приют для детей Транзит

Итогом длительной работы (создание всех персонажей заняло порядка месяца) стали куклы для спектакля. Что же касается детей, о они не только освоили новые техники декоративно-прикладного творчества, но и испытали чувство гордости и удовлетворения, так как все изготовленные куклы «продолжили жить» и после создания. Они приняли участие в спектакле, а затем – украсили своеобразной выставкой актовый зал приюта.

Одной из главных задач моих занятий является максимальная реализация творческих возможностей ребенка и умения взаимодействовать с окружающим миром. Создание арт-объектов, будь то интерьерная скульптура или театральная кукла, позволяет это сделать в большей мере. Связано это с несколькими факторами:

- ребенок сам является автором и инициатором создания проекта;

- импровизационный характер создания объекта (без заранее данных шаблонов) позволяет развить творческие способности;

- свобода выбора техник и материалов помогает не только самореализации, но и приобретению новых навыков и умений;

- коллективная работа над проектом способствует налаживанию социальных связей ребенка, его коммуникативных навыков.

Кроме того, считаю данное направление работы наиболее уместно в стенах нашего учреждения. Как я уже упоминала, воспитанники находятся в приюте довольно короткое время. Создание арт-объектов позволяет в короткие сроки не только помочь раскрыть творческие способности, но и научиться работе с различными материалами. Также подобное направление помогает ребятам в профессиональном самоопределении: они на собственном опыте видят, что из простых материалов возможно создать произведение искусства.

Публикации по теме:

План работы по ознакомлению детей второй младшей группы с изоискусством Добролюбова В. В., воспитатель МБДОУ №22 «Почемучка». г. Воркута. СЕНТЯБРЬ НАРОДНОЕ ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОЕ ТВОРЧЕСТВО Филимоновская игрушка.

Районный конкурс «Заповедными тропами». Поделка «Амурский журавленок» из бросового материалаРайонный конкурс «Заповедными тропами». Поделка «Амурский журавленок» из бросового материала У нас в районе проходил конкурс для педагогов "Заповедными тропами", это животные и растения населяющие нашу Амурскую область. На конкурс.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Изготовление арт-объектов как способ реабилитации детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации
Опубликовано: 8 апреля 2014 в 05:49
+5Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Изготовление арт-объектов как способ реабилитации детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации» (включая файлы) размещена пользователем Анна Жекова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2 октября. День поделок из природного материала. Передвижка «Природный материал»

Любая прогулка на природе будет намного интереснее, если наполнить ее поиском природных богатств, которые затем можно использовать для творчества. Осень – благодатное время для этого, ведь под ногами...

1 октября. День пожилых людей, День музыки. Передвижки

 Ежегодно 1 октября отмечается Международный день пожилых людей. Этот праздник приобретает все большую актуальность, ведь население Земли неуклонное стареет. Подсчитано, что до 2050 года число людей...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД