Светлана Хазова
Подгрупповая НОД по хуложественно-эстетическому развитию в средней группе «Избушка на курьих ножках»
▼ Скачать + Заказать документы
возрастная группа : средняя группа, дети 4-5 лет.
Интеграция: хуложественно-эстетическое развитие, познавательное развитие.
Технологии: проблемное обучение.
Форма НОД: занятие по изобразительной деятельности.
Форма организации: подгрупповая.
Публикация «Подгрупповая НОД по хуложественно-эстетическому развитию в средней группе „Избушка на курьих ножках“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Средняя группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» декабрь 2014
Учебно-методический комплект: «Программа «Мы-маленькие художники» Хазовой С. Ю.
Цель: приобщение к русской культуре.
Задачи:
Образовательные: формирование представления о прототипах русских сказочных образов, о восприятии мира русским человеком, традициях строительства. Закрепление навыков составления композиции, работы гуашью.
Воспитательные: воспитание интереса к истории страны, профилактика детских страхов.
Развивающие задачи : развитие воображения.
Оборудование: магнитофон, СД диск, кукла на руку Баба Яга, макет избушки на курьих ножках.
Материал: гуашь, бумага, кисти.
Предварительная работа: воспитателя- беседа о сказках, где персонажем является баба Яга, педагога изо – рисование зимней поляны на предыдущем занятии.
Ход занятия:
1. Организационный момент. Дети входят, садятся. Педагог здоровается.
2. Введение в проблему. Педагог рисует на доске деревья, сопровождая словами: «Пришёл человек в лес. Увидел поляну. Захотел поставить домик. Срубил деревья. (стирает до низа два нарисованных дерева). Что остаётся на поляне?» Дети: «Пеньки». П: «Подумал человек, как построить дом, чтобы звери не залезли? Ни мишка за мёдом, ни волк за мясом? И чтобы весной, когда снег тает, водой не залило? Решил на этих пеньках домик и поставить». Педагог рисует. Дети кричат: «Это избушка на курьих ножках!»
3. Познавательное развитие. П: «Где ставятся такие избушки?» Д: «В лесу, там баба Яга живёт!» «А ведь такой домик-зимовье и охотники ставят, чтобы зимой согреться и поесть было можно». Показывает макет избушки. Давайте попробуем его нарисовать.
Художественно-эстетическое развитие. Организация продуктивной деятельности детей. Поэтапно рисуют клеть (пол на пеньках, возводят стены, потолок).
Самостоятельная деятельность детей. Дети самостоятельно выбирают место для изображения избы, возможно наложение на предыдущие изображения деревьев. Раскрашивают гуашью (охра, коричневый).
4. Познавательное развитие. П: «А теперь мы посмотрим, как русские мастера крышу рубили. Она всегда имеет свес, чтобы дождь не стекал по стенам, чтобы стены не гнили». Рисуют треугольник по трём точкам (первая верхняя, две по бокам от стен). Раскрашивают.
5. П: «А что у нас на стенах крепят, чтобы вода с крыш стекала?» Дети: «Трубы». Смотрят в окно. П: «А у избушки есть труба?» (да). Послушайте слово «и-з-б-а». Оно произошло от слова «истьба», что переводится как истопить. А что топят в доме?» (печку).
Личностное ориентирование. Дети рассказывают о печках в их садоводческих домах. Рисуют трубу. Дети: «Нужно окошечко».
6. Приобщение к русскому мировоззрению. П: «Избушка для русских людей была как живая. Окошки-очи-глаза. Куда мы смотрим?» (в окно) Дети рисуют окно желтой или оранжевой краской (зажигают огонёк). Педагог включает песенку бабок Ёжек из м/ф «Летучий корабль».
7. П: «А кто же зажёг огонек в избушке на курьих ножках?» (баба Яга. Боимся) педагог одевает куклу на руку.
Познавательное развитие, профилактика детских страхов. Баба Яга: «Когда-то давно в Индии были бедная и богатая каста. Богатые не разрешали бедным заниматься травами и выгнали их из страны. Кто –то стал цыганом, кто-то поселился в русском лесу. Индусы смуглые, с черными волосами. «И я такая же!» ,- говорит баба Яга. Дети: «Загорелая. Нос крючком. Колдуешь».
8. Баба Яга: «Люди в лесу травы собирают, кореньями питаются. Одежда у них старится. Есть в лесу магазин?» (нет). П: «Вот у бабы Яги и одежда старая. А имя её похоже на имя Йога. Йоги и сейчас в Индии живут, йогой ваши родители в спортклубах занимаются. Так может не стоит бояться Ягу?» Педагог и дети вспоминают сказки, где баба Яга помогает героям (даёт клубок, коня, блюдечко с яблочком).
Художественно-эстетическое развитие. Развитие воображения. Педагог предлагает подарить что-нибудь бабушке. Дети рисуют на полянке кусты с ягодками, елки с шишками, березки с грибами на ветках и т. д. для бабы Яги.
9. П: «Что мы можем увидеть зимой на земле? (снег). На снегу? (следы)». Дети рисуют следы на земле от куриных лап. Снег шапками на крыше и деревьях. Снежинки разной формы светлых тонов: сиреневый, голубой, белый.
10. Подведение итогов. Обсуждение рисунков, композиций, колорита.
Закрепление познавательного материала. Педагог: «А русскую избу в лесу хорошо строили? Для чего она на столбах стоит? Почему крыша со свесом? (дети отвечают). Мы можем гордиться тем, что наши предки были такие умные и хорошие мастера.»
Рефлексия. Обмен впечатлениями от знакомства с доброй бабой Ягой. «Вы познакомились с бабой Ягой. Надо ли её бояться?» (нет). Прощаемся с ней.»
Личностное ориентирование. Дети выходят, а кукла на руке педагога каждому ребёнку говорит, чем он или его рисунок понравился бабе Яге и прощается с ребёнком за руку.
Для педагогов: данный вариант - историческая версия. В музее Кунсткамера есть макет индийского дома, аналогичный избушке на курьих ножках, манекен с народным костюмом похож на бабу Ягу.
Древняя форма клети-трапеция, как на наших прежних детских площадках. Расширение формы кверху позволяет воде падать со стены, а не стекать по ней. В современном сленге крыша-голова («крышу снесло»). Лобовая доска, причелины, наличники-элементы избы, соотносимые с человеческим образом.