Наталья Шатохина
Из опыта руководства проектной деятельностью учащихся начальной школы
▼ Скачать + Заказать документы
«Никто не становится хорошим человеком случайно», - говорил Платон. Эти же слова можно отнести к выбору профессии, где определяющую роль играет Призвание.
Почему я работаю с Детством? Потому что «детство, - как писал Антуан де Сент-Экзюпери, – это огромный край, откуда приходит каждый», потому что школа – это жизнь, которая не стоит на месте и хочется каждый день приоткрывать заветную дверь в недосягаемый и сокровенный Мир Детства, где только Учителю доверен диалог с загадочной Детской Душою…
Публикация «Из опыта руководства проектной деятельностью учащихся начальной школы» размещена в разделах
- Начальная школа. 1-4 классы
- Проекты в школе. Начальные классы, 1 - 4 классы
- Проекты, проектная деятельность
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Школьные, ученические проекты, исследовательские работы
- Темочки
Произошедшие в последние годы изменения в практике отечественного образования – введение новых Государственных образовательных стандартов, реализация основных направлений Национальной Президентской Инициативы «Наша Новая Школа» - не оставили без изменения ни одну из сторон школьной жизни.
Современной школе потребовались такие методы обучения, которые должны:
• формировать активную, самостоятельную и инициативную позицию учащихся;
• развивать общеучебные умения и навыки
• формировать ключевые компетенции учащихся
• обеспечить принцип связи обучения с жизнью.
Ведущее место среди таких методов, обнаруженных в копилке мировой и отечественной практики, принадлежит сегодня методу проектов, который нашёл достойное место в практике моей работы с учащимися.
Сегодня перед педагогами стоит важнейшая проблема: как сделать процесс обучения ещё более интересным и продуктивным, чтобы в него были вовлечены практически все учащиеся, чтобы не было среди них скучающих и безразличных. А помогают ребятам в этом различные конкурсы программы «Шаг в будущее», одним из которых является конкурс реферативных работ.
В данном конкурсе ценится не только умение работать с литературой, консультироваться с учителями-предметниками, обращаться к новому, неизученному материалу, к новым предметам, но и умение проектировать свой будущий результат.
Как научиться этому будущим учащимся программы «Шаг в будущее» используя учебный процесс?
Среди множества используемых технологий, особое внимание заслуживает метод проектов.
В своей работе я использую метод проектов, задача которого стимулировать интерес детей, формировать познавательную активность, учить самостоятельности через индивидуальную, групповую деятельность и работу в парах.
Включение школьников в проектную деятельность идет постепенно, начиная с 1 класса. Вначале - доступные творческие задания, а уже в 3 - 4 классах учащиеся с большим интересом выполняют довольно сложные проекты в классе и участвуют в создании общешкольных проектов.
Хочу поделиться опытом своей работы на примере выполнения межпредметного проекта «Действующий вулкан» с учащимися 3 класса.
В последнее время на нашей планете происходят различные природные катаклизмы: наводнения, землетрясения, пожары. Эти события не оставляют равнодушными ни взрослых ни детей.
Изучение темы «Природные катастрофы» в рамках предмета «Окружающий мир» вызвало большой интерес у учащихся, возникло множество вопросов, касающихся темы. Поэтому мы с ребятами решили проникнуть в тайны природы, определив тему будущего проекта - “Действующий вулкан ”, продуктом данного проекта стала - модель действующего вулкана. Таким образом, для разработки проектов мы интегрировали предметы «Окружающий мир» и «Труд».
Цель: исследование процессов, происходящих при извержении вулканов.
ПРОЕКТ – это “пять П” : Проблема – Планирование – Поиск информации – Продукт – Понимание
Важное правило: каждый этап работы над проектом должен иметь свой конкретный продукт!
1 этап – мотивационный
1. Создание положительного мотивационного настроя.
2. Формулирование темы проекта и определение результата (продукта).
На первом этапе мне важно было создать у ребят положительный мотивационный настрой, подчеркнуть актуальность выбранной темы. Определить проблему, которую должны решить учащиеся в ходе работы над проектом.
2 этап – планирующе-подготовительный
1. Определение источников информации
2. Выделение ступеней поиска для достижения главной цели
3. Определение сроков работы над проектом
4. Формирование рабочих групп
5. Вовлечение родителей в работу над проектом
На втором этапе идёт разработка замысла проекта, формулируются задачи, план действий.
В результате совместного решения для данного проекта были определены следующие творческие группы:
• «Исследователи»,
• «Химики»
• «Художники»,
• «Конструкторы»,
• «Создатели презентации».
«Исследователи» собирали материал, консультировались с учителем географии.
«Химики» выясняли у учителя химии как можно заставить «работать» вулкан.
«Конструкторы» взаимодействовали с учителями кафедры технологии, чтобы овладеть практическими навыками изготовления макета вулкана.
«Художники» трудились над созданием естественного образа вулкана.
Работа в малых группах позволяет ученику осознать свою значимость, ответственность перед другими ребятами, приобретается неоценимый навык участия в коллективной деятельности.
На данном этапе определяются источники поиска информации: книги, энциклопедии, материалы печатных изданий, интернет-ресурсов, сводки новостных лент.
Разумеется, помощь родителей при сборе материала просто необходима. Ребятам в младшем школьном возрасте ещё очень трудно ориентироваться в огромном потоке информации. В ходе совместной поисково-исследовательской деятельности родители и дети становятся союзниками по достижению общей цели, что, несомненно, важно.
3 этап - информационно-операционный
1. Работа с источниками информации
2. Внутришкольное общение с учителями химии, географии, кафедры технологии.
3. Анализ информации, сопоставление, формулировка выводов.
4. Изготовление продукта.
На третьем этапе
ученики: собирают материал, работают с литературой и другими источниками, консультируются с учителями-предметниками, готовятся к созданию проекта; Обращаю ваше внимание, что задания проекта носят опережающий характер – учащимся необходимо обращаться к новому, неизученному материалу, к новым предметам.
учитель: наблюдает, координирует, поддерживает, сам является информационным источником. Когда детям не хватает знаний, каких-то умений, наступает благоприятный момент для подачи нового материала. Работа над проектом – носит подлинно исследовательский, поисковый характер, именно это позволяет формировать ключевые компетенции учащихся.
4 этап - рефлексивно-оценочный (урок-отчёт)
• защита проекта (сообщения, презентация, опыт)
• коллективное обсуждение результата
• самооценка деятельности.
4 этап работы – ПРОДУКТ. На этом этапе подводятся итоги проделанной работы, происходит защита проекта и представление действующего макета вулкана, обсуждаются этапы работы над проектом, выявляются трудности, возникшие в ходе работы, происходит самооценка и взаимооценка деятельности.
Защита проекта включала в себя :
• Выступления учащихся по теме исследования, сопровождаемые красочными презентациями
• Демонстрацию «Действующего вулкана»
Самым ярким моментом защиты проекта стало испытание Действующего вулкана. Учащиеся заранее приготовили лаву: смешали лимонную кислоту с пищевым красителем красного цвета. Эту лаву через воронку налили в макет вулкана. Химическое вещество, расположенное в жерле вулкана, вступило в реакцию с лимонной кислотой, образуя углекислый газ. В итоге произошло извержение вулкана в виде выплеска пенящейся жидкости. Таким образом, у нас получился оригинальный проект «Действующий вулкан».
5 этап создание проекта – ПОНИМАНИЕ - Это рефлексивно-оценочный этап, очень важный, так как помогает понять, что творческий потенциал каждого учащегося раскрыт, каждый публично продемонстрировал достигнутый результат, проявил свои исследовательские, творческие и коммуникативные способности.
Процесс и результат проекта принёс детям удовлетворение, радость переживания успеха, осознание собственных умений.
Очень важно, чтобы дети рассказали, как именно они работали над проектом, какие трудности пришлось преодолеть.
Таким образом, метод проектов – это совместная учебно-познавательная, творческая, игровая деятельность, имеющая общую цель, согласованные методы, способы деятельности, направленная на достижение общего результата.
Деятельность учителя и учащегося в рамках Метода проектов существенно отличается от их деятельности при традиционной организации обучения, она направлена на развитие личности, формирование таких качеств как решительность, мобильность, способность усваивать и применять знания в незнакомых ситуациях, социализацию учащихся.
В ходе работы над проектами я научила ребят использовать в речи отдельные понятия, участвовать в дискуссии, формулировать и защищать свою точку зрения. Проанализировав собственный опыт работы над проблемой, я увидела положительную динамику в росте познавательного интереса учащихся, умений и навыков работы с информационными источниками. В результате проектной деятельности повысилась и эффективность работы с другими учреждениями, появилась необходимость в поиске дополнительной информации к урокам, повысилось качество знаний, увеличилось число детей с учебной мотивацией. Кроме того, проектная деятельность помогла сплочению классного коллектива, вырос процент участия в творческих проектах. Увеличилась и результативность участия. Ежегодно 3 учащихся класса выходят на городской конкурс реферативных работ «Шаг в будущее».
Это ли не наглядный результат метода проектов?
«Главным результатом школьного образования должно стать его соответствие целям опережающего развития.
Ребята должны быть вовлечены в исследовательские проекты, творческие занятия, в ходе которых они научатся изобретать, понимать и осваивать новое, быть открытыми и способными выражать собственные мысли, уметь принимать решения и помогать друг другу, формулировать интересы и осознавать возможности»
Именно метод проектов в системе работы учителя позволяет достичь поставленных целей.