Галина Коновалова
Работа Дошкольного учреждения в условиях введения ФГТ
Выступление на коллегии Белогорского района
Работа Дошкольного образовательного учреждения в условиях введения Федеральных Государственных Требований.
Дошкольный возраст – яркая, неповторимая страница в жизни каждого человека. Именно в этот период начинается процесс социализации, устанавливается связь ребё нка с ведущими сферами бытия: миром людей, природы, предметным миром. Происходит приобщение к культуре, к общечеловеческим ценностям. Закладывается фундамент здоровья. Дошкольное детство – время первоначального становления личности, формирования основ самосознания и индивидуальности ребёнка. Задача дошкольного воспитания состоит не в максимальном ускорении развития ребёнка, не в форсировании сроков и темпов перевода его на рельсы “школьного” возраста, а прежде всего в создании каждому дошкольнику условий для наиболее полного раскрытия его возрастных возможностей и способностей. Для этого в дошкольном учреждении разработаны и введены в действие федеральные государственные требования.
Публикация «Работа Дошкольного учреждения в условиях введения ФГТ» размещена в разделах
Осенью 2011 года началась подготовительная работа : изучение и обсуждение с педагогами материалов по ФГТ. Трудность заключалась в том, что не было никаких методических материалов, как по планированию, так и по организации педагогического процесса с воспитанниками.
К январю 2012 года была разработана Образовательная программа муниципального дошкольного образовательного автономного учреждения детского сада села Никольского: именно по той структуре, которую рекомендовало Министерство образования и науки.
Вся работа предусматривала 4 этапа.
Этапы внедрения Основной Общеобразовательной Программы в соответствии с Федеральными Государственными Требованиями :
1-й этап — подготовительный сентябрь - декабрь 2011 год был направлен на повышение профессиональной компетентности педагогов.
В соответсвтвии с годовым планом было проведено ряд методических и организационно-педагогических мероприятий по изучению содержания Федеральных государственных требований к Образовательной программе Дошкольного Образовательного Учреждения, нормативно-правовых материалов, статей из педагогических изданий. Коллектив активно участвовал в подготовительном этапе перехода на Федеральные Государственные Требования.
2-й этап — рабочий январь - май 2012 учебный год направлен на разработку регламентирующей и планирующей документации.
В результате проделанной работы мы разработали основную общеобразовательную программу Детского сада в соответствии с требованиями Федеральных Государственных Требований, перечень документов, регламентирующих организацию и проведение непосредственной образовательной деятельности с детьми, формы планирования и методические рекомендации к оформлению планов.
3-й этап — обобщающий сентябрь - декабрь 2012г.
Обобщение результатов работы предыдущих двух этапов по организации педагогической работы по Федеральным Государственным Требованиям, их анализ, формулировка выводов и составление рекомендаций по дальнейшей реализации Федеральных требований. Так, в связи с выходом приказа Минобрнауки России от 20.07.2011 № 2151 "Об утверждении ФГТ к условиям реализации ООП дошкольного образования" мы составили перечень необходимых дидактических материалов и приобрели развивающие игры и дидактический материал на сумму более 17 тысяч рублей.
Кроме того, на обобщающем этапе были сделаны выводы о необходимости пересмотра должностных инструкции для работников детского сада. Такая необходимость была вызвана прежде всего переходом на ФГТ, и принятием ряда новых законодательных актов, регламентирующих деятельность дошкольных образовательных учреждений : Типовое положение о дошкольном образовательном учреждении (утверждено приказом Министерства образования и науки Российской Федерацииот «27» октября 2011 г. № 2562, Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.1.2660 – 10 (утверждены постановлением главного государственного санитарного врача Российской Федерации от «22» июля 2010 г. № 91, Единый квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и служащих (Приложение к приказу Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от «26» августа 2010 г. № 761н;
4-й этап – закрепляющий. Январь – апрель 2013 г. направлен на нарабатывание практического опыта педагогами детского сада по организации непосредственно образовательной деятельности, совместной образовательной деятельности детей и взрослых: в организованной образовательной детской деятельности, в режимных моментах, в самостоятельной деятельности во взаимодействии с организованной развивающей игровой средой ДОУ.
Основными формами работы с детьми являются : игра, наблюдения, беседа, разговор, решение проблемных ситуаций, экспериментирование, проэктирование. Выбор форм работы осуществляется педагогами самостоятельно и зависит от контингента воспитанников, от оснащённости группы и детского сада, от опыта и творческого подхода воспитателей.
Работа с родителями стала проходить целенаправленной.
Мы применяем как традиционные формы работы (родительские собрания, консультации, анкетирование по разным вопросам, семинары, дни открытых дверей, утренники, оформление информационных стендов, буклетов, так и нетрадиционные формы (участие родителей в творческих конкурсах и массовых мероприятиях, выставка родительских работ по изодеятельности, организация работы родительского комитета детского сада, презентация детского сада, информация о детском саде на сайте в интернете.
Появилась прекрасная возможность проводить занятия с детьми на базе районного выездного центра «Дошкольник» села Никольского с использованием игрового оборудования, спортивных тренажёров, различных видов кукольных театров.
Таким образом, по задаче перехода на Федеральные Государственные Требования:
- Осуществлен переход работы дошкольного учреждения по основной общеобразовательной программе дошкольного учреждения.
- Педагоги изучили значение и содержание 10 образовательных областей, и 8-и видов детской деятельности.
- Разобрались в схеме планирования Образовательной Деятельности, совместной деятельности взрослого и детей и в режимных моментах. Стали более тщательно планировать и организовывать образовательную деятельность не только при организации Непосредственной Образовательной Деятельности, а в течение всего пребывания ребенка в детском саду.
- Разработан алгоритм планирования Образовательной Деятельности. Календарный план отражает интеграцию нескольких образовательных областей или видов детской деятельности, что превращает образовательную деятельность с детьми в увлекательное дело.
Вместе с тем, педагогам дошкольного учреждения небоходимо повышать свой профессионализм в аспекте федеральных государственных требований.
Активность, успехи детей, хорошее отношение к сверстникам нужно поощрять. Над этими проблемами мы работаем, учим воспитателей на примере других, кто уже эффективно выполняет ФГТ в профессиональной деятельности.
Из всего сказанного можно сделать вывод: Практический процесс по внедрению Федеральных Государственных Требований в работу детского сада идет целенаправленно. В процессе работы пробуем, отменяем, изменяем, принимаем определенные решения, ищем новые формы работы со всеми участниками образовательной деятельности дошкольного образовательного учреждения села Никольского.