Татьяна Муратова
Консультация для родителей детей от 3 до 7 лет «Учите любить природу»
▼ Скачать + Заказать документы
Одним из важнейших направлений в решении проблемы охраны природы является воспитательная работа с подрастающим поколением. Мы привыкли из леса выносить охапки цветов, ветви хвойных деревьев, грибы, ягоды, различных животных. Нам надо воспитать человека, который удовлетворялся бы возможностью любоваться не сорванным цветком, имел потребность не только брать от природы, сколько ей отдавать, который бы чувствовал свою ответственность за судьбу всего живого на земле.
Публикация «Консультация для родителей детей от 3 до 7 лет „Учите любить природу“» размещена в разделах
- Консультации для родителей
- Подготовительная группа
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
Речь идёт о сравнительно новом воспитательном аспекте, являющемся ограниченной частью всей системы педагогического воспитания. Экологическая культура людей, культура их взаимоотношений с природой, зависит от общей культуры, от уровня биологических знаний и составляет неотъемлемую черту личности русского человека.
Экология изучает историю живых существ с окружающей их средой. В переводе с греческого этот термин означает»изучение дома». Ведь у каждого живого существа есть свой «дом», свой «адрес», - это физические условия (свет, влажность, температура) и различные взаимоотношения между видами (пища, партнёры, враги, с которым оно связано множеством невидимых нитей – экологических связей.
В процессе экологического воспитания малышей мы должны раскрыть систему взаимосвязей живых организмов с окружающей средой, дать знания о окружающей нас живой природе, сформировать определённую ориентацию и жизненную активную позицию в области охраны природы, рационального использования и воспроизводства природных ресурсов.
Экологическое воспитание необходимо всем. Без этого невозможно реальное осуществление обязанностей граждан, указанных в основном законе страны – Конституции СССР : «Граждане России обязаны беречь природу и охранять её богатства».
Отсюда вытекают и гражданские обязанности родителей по экологическому воспитанию своих детей. Корни этического поведения в природе закладываются не только в детском саду, школе, но и в семье. Ребёнок должен пополнять запас своих биологических знаний, необходимо воспитывать у него интерес к природе, наблюдательность, мышление, ответственное к ней отношение.
Ребёнок с детства должен знать «в лицо» галку, мяту, медуницу, других животных и другие окружающие его растения, знать, что от природы можно брать в ограниченном количестве, а что вообще трогать нельзя.
Экологическое воспитание дошкольников в семье складывается из знакомства с растениями и животными местного края, их взаимосвязи с окружающей средой. Достигать это нужно путём чтения книг о природе, организации наблюдений за сезонными изменениями в природе (в жизни растений и животных, небольших экспериментов с растениями и животными в различных условиях (дома, на даче, на прогулке).
У детей в возрасте от трёх до семи лет начинает формироваться смысловая память и произвольное внимание. В этом возрасте дети – маленькие исследователи. Они стремятся всё взять в руки, рассмотреть, предметом их интереса становятся окружающие их растения и животные.
Сама по себе перед родителями встаёт задача формировать представления детей о окружающей нас экологии. Отвечая на вопросы ребят, желательно поддерживать возникший у них интерес к природе, побудить в них желание самостоятельно искать пути решения возникновения задач. В этом возрасте от трёх до семи лет, изменяются формы работы с детьми. Если раньше с ними практически не отходили от дома, то в это период их постепенно начинают брать с собой на более дальние прогулки в лес, на реку. И, чем чаще это делается, тем лучше.
В своей «Родительской педагогике» В. А. Сухомлинский писал: «Используйте каждый свободный час. Идите с ними в поле, лес, на берег пруда. Самый непримечательный овражек, заросший кустарником, таит в себе изумительные вещи, если вы только сумеете увидеть их и раскрыть глаза на них вашему ребёнку. Незабываемые минуты изумления, удивления, которые переживает ваш ребёнок, - это взлёты пытливой мысли».
Внимание ребё нка на прогулках желательно обращать на красоту и особенности сезона: увеличения или уменьшения долготы дня или ночи, примерную дневную температуру воздуха (тепло, холодно, очень тепло, очень холодно, на характер осадков (снег зимой, дождь в другие времена года). Нужно показывать малышу солнце, луну, звё зды и связанные с ними: закат, и, может быть, восход солнца, изменения формы луны и др. Ребёнку интересно наблюдать грозу, радугу и другие природные явления.
Одновременно внимание детей необходимо направлять на зависимость между сезоном и состоянием растений, на то, что весной у деревьев и кустарников распускаются почки, растения цветут, осенью листопад и плодоношение, что зимой кустарники и деревья находятся без листьев, в состоянии покоя.
Постепенно во время прогулок ребёнка необходимо научить распознавать наиболее распространённые деревья и кустарники. Деревья узнаются по цвету коры, по форме листьев. Интересно сравнивать хвою ели, сосны и лиственницы по цвету, величине, жёсткости. Такое сравнение помогает детям запомнить название деревьев и легко их узнавать. Этому могут способствовать организации с детьми игр как в условиях детского сада, так и в семье, с небольшой компанией друзей: «Найди такой же лист», «Найди такой лист, но другой», «Раз, два, три, к берёзе беги».
Уже в этом возрасте дети понимают, что деревья и кустарники ломать нельзя, что порченое дерево плохо растёт.
На прогулках в парк можно знакомить ребёнка с цветами. Цветут они не одновременно, а в течение всего летнего сезона. Каждый раз, приходя в парк, обращать внимание ребёнка на зацветающие растения, на окраску их цветков, на запах, на особенности строения.
Во время прогулок в лес малыш легко запоминает ромашку, васильки, колокольчики. Интересно обратить внимание на окружающую растительность, какие деревья и кустарники растут поблизости.
Родители должны привить детям привычку бережно относиться к природе в целом, к лесу, водоёму. Нужно объяснять детям, что загрязнение природы : выжигание растительности, вырубка леса, загрязнение почвы стеклом, железом, мусором оказывает отрицательное воздействие на экологию. Экологическое воспитание можно проводить на примере сельскохозяйственных работ: посев семян, прополка, полив. Сторонним наблюдателем ребёнок не должен оставаться. Сначала нужно его привлекать эпизодически, а постепенно к самостоятельности. Если ребёнок сам посадил растение, он всегда будет бережно относиться к другим растениям.
После каждого выхода в природу с детьми в процессе наблюдений за растениями или животными обычно возникает очень много вопросов, которые нужно выяснить вместе с детьми. Ответы на них можно искать вместе с детьми в книгах, в журналах, в детских телепередачах. Желательно формировать домашнюю библиотеку, состоящую из справочников и иллюстрированных журналов. Можно порекомендовать следующие книги: Тимофеев Б. А. Когда шагаешь по тропе; Иванова И. В. Что растёт вокруг тебя; Хлатин С. А. Я иду по лесу.