Эльмира Хасанова
Ранняя профориентация детей дошкольного возраста через игровую деятельность
Слайд №1 Тема моего выступления «Ранняя профориентация детей дошкольного возраста через игровую деятельность»
Введение
Слайд №2 В настоящие время профориентационная работа является важным условием социализации личности и её гражданского становления, способствует личностному саморазвитию и самоопределению.
Детский сад – первая ступень в формировании профессиональных устремлений растущей личности.
Публикация «Ранняя профориентация детей дошкольного возраста через игровую деятельность» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Младшая группа
- Профессии. Все материалы про труд взрослых и профессии
- Профессии. Конспекты занятий «В мире профессий»
- Ранняя профориентация дошкольников
- Темочки
Ранняя профориентация позволяет повысить интерес у ребёнка к своим психологическим качествам и их развитию, сформировать эмоциональное отношение к профессиональному миру и труду, интересы к определенным видам человеческой деятельности.
Слайд №3 Основным направлением работы по профориентации в детском саду является: формирование профессионального самоопределения у детей дошкольного возраста
Хочу представить вам модель ранней профориентции в нашем дошкольном учреждении
1. Целевой компонент
2. Содержательный компонент
3. Операционально – деятельностный компонент
4. Результативно – рефлексивный компонент
Слайд №4 Целевой компонент определяет основные целевые установки инновационной модели ранней профориентации детей дошкольного возраста. Ранняя профориентация не предполагает непосредственного выбора профессии. В основном она носит информационный характер (общее знакомство с миром профессий, а также направлена на накопление собственного опыта в доступных видах деятельности.
Слайд №5 2. Содержательный компонент модели предполагает отбор содержания профориентационной работы с детьми дошкольного возраста. Опираясь на понимание структуры профессионального самоопределения как совокупности трех её компонентов - когнитивного, эмоционального и поведенческого, мы выделили основные направления работы.
Слайд №6 3. Операционально – деятельностный компонент модели определяет наиболее эффективные и оптимальные формы, методы и технологии реализации цели и задач профориентационной работы.
Ранняя профориентация осуществляется в детском саду, в разных видах детской деятельности, прежде всего в сюжетно-ролевой игре.
На основе комплексного метода руководства игрой дошкольника С. Л. Новоселова, Е. В. Зворыгина мною была разработана технология поэтапного формирования профессионального самоопределения в профориентационных сюжетно-ролевых играх.
На 1этапе начала работу по ознакомление детей с трудом взрослых и миром профессий.
Использовали такие формы работы:
Слайд №7 - наблюдения за трудом взрослых
Слайд №8 - экскурсия на производство
Слайд №9 - встречи с представителями профессий
Слайд №10 - участие в труде взрослых (посильные поручения)
Слайд №11 - участие в разных видах детской трудовой деятельности
Слайд №12 - специально организованная деятельность – занятие
- развлечение, досуг.
Основные методами работы стало:
- беседы, чтение художественной литературы о труде и профессиях, просмотр видеосюжетов о людях разных профессий, рассматривание сюжетных картин, иллюстраций, экспериментирование и коллекционирование, метод проектов, игровые методы.
2 этап работы было направлено на формирование способов игрового поведения в профориентационной сюжетно – ролевой игре.
Слайд №13 1. Методы обучения способам игрового воспроизведения профессиональной сферы : прямой показ – действия, речевого образца, действий с орудиями труда, способов использования игрового оборудования и т. д. ; пояснение своих действий речью;
Слайд №14 принятие на себя роли и показ способов ролевого поведения; игровые ситуации.
Слайд №15 2. Методы активизации профессионального общения детей в игре : вопросы, побуждения к высказываниям;
Слайд №16 активизация ролевых диалогов; речевой образец, обсуждение и планирование игровых действий.
Слайд № 17 3 этап: - Своевременное обновление развивающей предметно-пространственной среды.
Во-первых, она необходима для удовлетворения потребностей ребенка в определенный момент своего развития.
Во-вторых, деятельность в условиях обогащенной предметной среды позволяет ребенку проявить пытливость, любознательность, познавать окружающий мир без принуждения, стремиться к творческому осмыслению познанного. Кроме того развивающая предметно-пространственная среда группы должна быть: Слайд №18 содержательно насыщенной;
Слайд №19 трансформируемой;
Слайд №20 полифункциональной;
Слайд №21 вариативной;
Слайд №22 доступной и безопасной.
Если среда организована неправильно, она не вызывает новых впечатлений, не создает условия для развития воображения, фантазии, желания играть.
Слайд № 23 4 этап: - Поддержка самостоятельных профориентационных сюжетно-ролевых игр.
Конечно же, решение образовательных задач по ознакомлению детей с Слайд №24 миром профессий и трудом взрослых осуществляется в виде организованной образовательной деятельности, которая реализуется через интеграцию различных видов детской деятельности (игровой, двигательной, познавательно-исследовательской, коммуникативной, продуктивной, музыкально-художественной, трудовой, а также чтения художественной литературы) и виде образовательной деятельности в режимные моменты.
Слайд №25 Обучение детей способам игрового поведения в сюжетно-ролевых играх профессиональной направленности происходит в режимные моменты, а также в отрезки времени, отведенные для свободной деятельности детей. Поддержка самостоятельных профориентационных сюжетно-ролевых игр детей обеспечивается созданием соответствующей развивающей предметно-пространственной среды, использованием косвенных методов развития игры дошкольника.
Слайд №26 Реализация задач ранней профориентации осуществляется в тесном сотрудничестве с семьями воспитанников. Взаимодействие с семьями по вопросам ранней профориентации дошкольников реализуется через организацию единого образовательного пространства в семье и ДОУ, внедрение новых форм и способов работы с семьей, удовлетворения образовательных потребностей и интересов детей и родителей.
Слайд №27 Итогом данной работы, конечно же является диагностика выполнения программных требований. Для ребенка важен не объем знаний, а то, каким способом эти знания ребенком освоены.