Ольга Рыбак
Из опыта работы «Театрализованные игры — путь к детскому творчеству»
▼ Скачать + Заказать документы
Театр! Как много значит он для детского сердца, с каким нетерпением ждут дети встречи с ним! «К театру, как к таковому, как к «очень сильно действующему средству», необходимо подходить очень постепенно, чтобы не повредить нежных и оригинальных ростков детства». (Бартрам Н. «От игрушки к детскому театру»).
Публикация «Из опыта работы „Театрализованные игры — путь к детскому творчеству“» размещена в разделах
- Опыт работы, практика
- Театр. Театрализованная деятельность
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» апрель 2013
Многие знакомые, узнав, что я работаю музыкальным руководителем в детском саду, с завистью замечают: «Какая интересная у тебя работа!» Да, я до такой степени влюблена в свою работу, что отношусь к ней как к любимому, дорогому для меня делу. Ведь это общение с детьми, которые дарят мне свою любовь и привязанность, возможность творчески работать, постоянно погружаясь в мир музыки, игры и сказки.
Вот этот обоюдный интерес и увлеченность помогают создать творческую атмосферу в совместной деятельности с детьми, раскрыть собственные возможности и способности. Однако, кроме увлеченности, необходимо еще владение разнообразным репертуаром – литературным, музыкальным и игровым, а также знаниями, которые помогают педагогу видеть, какое воздействие оказывают те или иные задания на ребенка. С этой целью я постоянно повышаю свой профессиональный уровень знакомством с новыми программами, технологиями и авторскими методиками: «Играем в кукольный театр» Н. Ф. Сорокиной; «Театральная деятельность в детском саду» А. В. Щеткина; «Театр всевозможного от игры до спектакля» А. И. Бурениной; «От этюда к спектаклю» Л. В. Гераскиной; «Театр – творчество – дети» Н. Ф. Сорокиной, Л. Г. Миланович; «Театрализованные игры дошкольников» Л. В. Артемовой и другими.
Ведь научить детей импровизировать – дело далеко не простое. Главное, чтобы ребенок не чувствовал, что его обучают, а занят был интересной для него деятельностью (театрализованной, был увлечен сказкой, игрой. Создать творческую атмосферу, раскрыть возможности и особенности детей, помочь им понять красоту речи, звуков, окружающих их, разнообразие красок мира, научить верить в себя – вот главная задача театрализованной игры. Немаловажно и расширить представления детей об окружающем мире, сформировать познавательный интерес, любознательность.
Проектировать свою работу я начинаю с перспективного планирования, когда вся работа на год раскладывается передо мной в виде схемы, где понятно, с чего нужно начинать работу и к чему ее подвести. При планировании учитываю следующие правила:
- не перегружать детей;
- распределение материала от простого к сложному;
- включение во взаимодействие всех сотрудников;
- активизация родителей и т. д.
Существуют различные способы организации деятельности детей. Я практикую более сложный способ – включение детей разного возраста в единый проект, в котором для каждого найдется интересная и посильная роль или задание. Например, в сказке «Пожар в лесу» Т. Д. Сорокиной непослушных зайчат с блеском сыграли дети средней группы, роли лягушек – пожарников достались девочкам старшей группы, которые не только потушили дом в танцевальной импровизации, но и научили зайчат не играть со спичками. Ну а роли мамы – зайчихи, равнодушного волка и бдительного ежика были доверены детям подготовительной группы. Тот же самый принцип был использован и в сказках «Мороз Иванович» В. Ф. Одоевского, «Сказка про волшебника Оха и Дуню – ленивицу» Е. В. Горбиной и М. А Михайловой.
Постановка с детьми спектакля начинается с выбора произведения. Прежде всего, выбирается только тот материал, который нравится и мне и детям. Иногда выбор определяется конкретными возможностями и условиями. Часто «подсказка» в этом отношении идет от самих детей, которые, познакомившись с какой-нибудь интересной сказкой, начинают в нее играть.
Итак, первое, с чего мы начинаем подготовку к спектаклю, это чтение литературного произведения, при котором анализируется каждое событие, характер каждого персонажа.
Так, например, какой характер у Ленивицы? Да, она ленивая, жадная, но при этом у нее есть и положительные качества. За что можно любить Ленивицу? Над этим вопросом мы думали вместе с детьми. Наверное, у Ленивицы есть много симпатичных качеств: в глубине души она очень ранимая и незлая. Когда я наметила постановку сказки «Мороз Иванович», то задумалась над тем, что, наверное, все захотят играть роль Рукодельницы, а роль Ленивицы придется навязывать детям. Но после анализа сказки была удивлена тем, что почти все кружковцы захотели именно эту роль. Поэтому на занятиях кружка у нас было два состава актеров – две Рукодельницы, две Ленивицы, две Нянюшки. Роль Нянюшки я изначально планировала доверить взрослому, но не получилось, потому что дети захотели сыграть и эту роль. Просили и Мороза Ивановича, пришлось им объяснять, что в нашем спектакле обязательно должен участвовать взрослый человек, чтобы выполнять некоторые технические моменты, которые не под силу ребенку.
Важнейшим в театрализованной деятельности является процесс репетиций, процесс творческого переживания и воплощения, а не конечный результат. Таким образом, репетиции, работа над эпизодами не менее важны, чем спектакль, поэтому занимаемся мы по сценам подгруппами детей. Считаю такую работу более продуктивной, так как не наступает утомления, при котором рассеивается внимание, пропадает интерес, а вместе с ним и весь смысл занятия. В процессе занятий дети, как правило, знают, что и кого они изображают, но далеко не всегда и не все знают, как надо это делать. Вот почему интонации детей бывают маловыразительными, а движения однообразными. Поэтому я выделяю и показываю детям средства образной выразительности в исполнительской деятельности, которые стимулировали бы творческие проявления детей. Средства выразительности сценического образа чрезвычайно многообразны. К ним относят речевую интонационную выразительность и пантомимику (жест, позу, походку). Конечно, при воплощении образа эти средства выступают в совокупности, но для усвоения мы их выделяем, чтобы подвести детей к осознанию их многообразия и необходимости поиска наиболее удачного варианта, соответствующего замыслу. В доступной детям форме приобщаю детей к воплощению сценического образа самыми разными способами. С этой целью применяю творческие задания, которые способствуют развитию творческой активности, самостоятельности в поисках приемов передачи образа.
При развитии речевой интонационной выразительности особое внимание обращаю на обстановку, ситуацию, в которой происходит поиск верных, выразительных интонаций. Вызываю стремление детей выполнять задание по-своему, не подражая своим товарищам.
На первых занятиях предлагаю детям разные ситуации. Например: 1. Мальчик (девочка) отстал (а) в лесу от своих товарищей и заблудился (заблудилась). Он (а) зовет их. 2. Мальчик (девочка) нашел (нашла) в лесу лисью нору. Он (а) зовет своих товарищей посмотреть находку.
Объясняю, что и в первом и во втором случае нужно звать. Но звать нужно по-разному, так как в первой ситуации ребенок испугался, он заблудился и боится, что никто его не услышит. Во второй ситуации никакой опасности нет. Предлагаю детям подумать, кто как будет звать, чтобы не повторить друг друга. Сначала с заданием справляются не все. Отсутствует выразительность. Дети зовут, но в их голосе не чувствуется эмоций. Каждый последующий повторяет то, что делает предыдущий, не внося ничего нового. Детям трудно представить ту обстановку и по-настоящему войти в образ. Тут же, как бы забыв о задании, читаю детям отрывок из сказки «Машенька и медведь», где Машенька заблудилась и стала звать своих подруг. Затем предлагаю детям представить себя на месте Машеньки, как бы они стали звать своих подруг. Выступления по звучанию становятся лучше, эмоциональнее. После небольшого анализа, где осторожно указываю на недостатки, объясняю детям, что любое слово может звучать по-разному в зависимости от обстоятельств.
При усвоении способов пластической выразительности сценического образа, где главной задачей ставлю развитие способности произвольного управления своими движениями и действиями, внимательно слежу за тем, чтобы дети сами подмечали различия в исполнении своих товарищей и стремились находить свое. Добиваюсь, чтобы исполнение детей было свободным, не скованным, чтобы персонажи были убедительны и четки в своих действиях, чтобы они были достаточно индивидуальны.
Большой интерес вызывают такие задания, как например, подержать на руках воображаемого щенка. «Щенок маленький, он убежал от хозяйки, замерз. Его нужно приласкать». Это задание требует определенных жестов, мимики, обязывает к особой позе. Не имея предмета в руках, не ощущая его, детям трудно войти в образ и передать свои чувства. Чтобы помочь им в этом, даю игрушечного щенка. Оказывается, что ребенку становится значительно легче найти тот образ, который требуется по заданию. Желая еще больше приблизить детей к тем ощущениям, которые испытываются в данной ситуации, слегка мочу игрушку. Это вызывает более естественный жест. В движениях чувствуется осторожность, внимание, жалость, забота к маленькому замерзшему щенку. На конкретном образе дети способны по-настоящему осмыслить и обыграть его. При подготовке и проведении других заданий я стараюсь подобрать такой материал, который вводит ребенка в тот мир и образ, где он действовал бы самостоятельно. Я стремлюсь к тому, чтобы занятия сохраняли непосредственность детской игры, основанной на импровизации. «Заучивание слов роли, не всегда соответствующих пониманию и чувству ребенка, сковывает детское творчество». (Бартрам Н. «От игрушки к детскому театру»). Поэтому при постановке сказки «Мороз Иванович» не заучивала с детьми текст ролей, не отрабатывала позы, жесты, движения, считая, что постановка нисколько не пострадает, если ребенок неточно произнесет реплику, менее удачно выполнит импровизацию. Я хочу, чтобы маленькие актеры, основываясь на хорошем знании сказки, сами придумывали диалоги действующих лиц, самостоятельно искали выразительные особенности для своих героев, используя мимику, пластику, песенные, танцевальные и игровые импровизации. Что собственно и происходит у нас на репетициях. Когда мы занимались эпизодом, когда Нянюшка умывает Ленивицу, Оля Д. (Ленивица) вдруг затопала ногами и закричала Полине К. (Нянюшка) «Холодная вода! Включи горячую!», на что Полина К. спокойным голосом ответила : «Ничего, потерпишь. Не сахарная!». Чем богаче жизненный опыт ребенка, тем ярче он проявляется в различных видах творческой деятельности. Поэтому так важно с самого раннего детства приобщать маленького человека к театру, литературе, музыке. Чем раньше это начать, тем больших результатов можно достигнуть. Выдающийся русский психолог Л. С. Выготский писал: «Необходимо расширять опыт ребенка, если мы хотим создать достаточно прочные основы его творческой деятельности». Наряду с обучением отдельным способам образной выразительности знакомлю детей с театральной терминологией; с основными видами театрального искусства; воспитываю культуру поведения в театре.
Наступает момент, когда все эпизоды нужно свести воедино, то есть прогнать весь спектакль от начала до конца, включая исполнение песен, танцев и игр. Во время таких репетиций я всегда придерживаюсь правила: не останавливаться на мелочах (на том, что кто-то «запнулся» в танце, забыл строчку в стихотворении и т. д.). Как показывает опыт, не нужно бояться, что детям «потом будет не интересно», так как по-настоящему художественный материал с каждым разом воспринимается все с большим пониманием и интересом. Более того, у детей есть потребность в повторении наиболее любимых номеров. На сводных репетициях мы стараемся опробовать все костюмы, атрибуты, рассматриваем декорации, то есть «вживаемся» в ситуацию. Большое значение для эмоционального настроя детей, активизации их творческих проявлений имеет подбор музыкальных произведений. Ведь музыка способна на более тонком уровне, чем наши словесные указания и пояснения, подсказать выразительный жест и интонацию, характер импровизации в целом.
Когда все репетиции позади и спектакль готов, наступает ответственный момент, который мы называем «премьерой». В этот день особенно важен эмоциональный настрой детей, который создают все педагоги и, конечно, родители, с которыми заранее обсуждается предстоящий спектакль и его значимость для детей. Если случается непредвиденное: кто-нибудь из ведущих «артистов» заболевает и не может играть, как в настоящем театре у нас на каждую роль есть дублеры, которые выбираются заранее. В дальнейшем, при повторных представлениях, ведущие роли играют дублеры.
По окончании спектакля дети обязательно принимают участие в уборке театральной комнаты : уносят декорации, атрибуты, развешивают костюмы и собираются для заключительной беседы. При обсуждениях учим детей оценивать исполнение ролей в спектакле (свое и товарищей, радоваться успехам сверстников и огорчаться в случае их неудач, стремиться прийти на помощь в трудную минуту, проявляя внимание к их душевному состоянию. Иногда во время таких бесед можно услышать интересные высказывания детей. Например: Оля Д. : «У Полины не получилось, потому что у меня не получилось»; Лера С. : «Лиза старалась, но очень тихо».
Главный итог – что «хочется еще», что появилась уверенность в собственных силах, приобретен опыт и переживание коллективного успеха, понимание того, что все вместе – дети и взрослые – могут добиться многого! Я тоже иногда думаю, что же мне делать, чтобы этот огонек в детских глазах не погас. Видимо, быть рядом с ними, слушать их, поддерживать и давать возможность состояться…
За двадцать лет работы я поняла, что дать знания, развить умения и навыки – это не самое главное. Гораздо важнее пробудить интерес к искусству, творческой деятельности. Меня очень радует, когда в конце занятия дети обнимают меня и, заглядывая в глаза, спрашивают: «А вы еще придете за нами?» Наш взрослый мир полон противоречий, условностей, которые мы, взрослые, часто навязываем детям. И появляются на удивление безразличные ко всему девочки и мальчики. Им ничего не надо, ничего не хочется, их позиция: «Оставьте меня в покое». Именно поэтому я стараюсь, чтобы мои воспитанники росли терпеливыми, чуткими, доброжелательными, способными сопереживать.
Я вижу долг педагога в том, чтобы пробудить и сохранить у детей живой интерес к миру, который их окружает, направить их на дорогу, где их спутниками будут Доброта, Милосердие и Любовь.