елена сомко
Из опыта работы старшего воспитателя по нравственно-патриотическому воспитанию детей в ДОУ средствами фольклора
▼ Скачать + Заказать документы
Сомко Е. Е.
Мы стараемся применять русские народные и кубанские традиции в повседневной жизни детей всех возрастов. Подобрали серию потешек, прибауток, пестушек и используем их в работе с детьми в группах, они удовлетворяют рано возникающую у ребёнка потребность в художественном слове, в ритмичных движениях. Очень интересно знакомить детей с малыми жанрами русского фольклора – пословицами, поговорками, загадками, которые значительно шире, нежели другой жанр, охватывают разнообразные стороны действительности. Педагоги детского сада разработали конспекты занятий по пословицам и поговоркам, в содержании которых есть названия предметов русского быта, показывают и объясняют происхождение пословиц и поговорок. Дети тонко чувствуют воспитательное и познавательное значение пословиц и поговорок. Особое место занимают занятия по составлению с детьми загадок о предметах старинного русского быта.
Публикация «Из опыта работы старшего воспитателя по нравственно-патриотическому воспитанию детей в ДОУ средствами фольклора» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Народная культура, фольклор
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Опыт работы, практика
- Старшая группа
- Темочки
Народные обрядовые праздники всегда связанны с игрой, ведь народные игры являются национальным богатством, и мы стараемся сделать их достоянием наших детей, а разученные с детьми прибаутки, считалки, скороговорки делают игру более интересной, обогащают её содержание. При проведении физкультурных занятий также используется фольклор. Огромной любовью у детей пользуются русские народные сказки. Слушая сказки, ребёнок испытывает разные чувства. Сказка учит жизни, пробуждает в ребёнке сочувствие ко всему хорошему и желание следовать примеру положительных героев, она очень ценна для нравственного воспитания В. П. Аникин указывал, что «сказки – своего рода нравственный кодекс народа, их героика - это хотя и воображаемые, но примеры истинного поведения человека. Выдумка сказочника вышла из помыслов о торжестве сил жизни, труда и честности над бездельем, низостью».
Результаты работы по нравственно – патриотическому воспитанию с использованием фольклора проявляются в том, что дети пытаются найти гармонию во взаимоотношениях друг с другом и взрослыми, повышается уровень таких нравственных качеств, как отзывчивость, справедливость, щедрость, терпимость. Формируется умение понять другого человека, принять его таким, какой он есть. Развивается чувство собственного достоинства, умение жить в согласии с собой и своей совестью. И как мы видим, что у наших воспитанников при ознакомлении с родным краем расширился кругозор, познавательные способности, активность, любознательность, обогатилась речь. В процессе работы дети с уважением стали относиться к символике страны и края, её народу. Постепенно формируется положительное и бережное отношение к труду людей, природе, к фактам окружающего мира жизни. Развиваются патриотические чувства, любовь к местам в которых ребёнок живёт, к семье, к Родине, родному краю, бережное отношение к природе, чувства сопереживания, гордости за свой народ, желание приумножать его богатство, изучать традиции, народные праздники. Придания, фольклор, обряды, художественные и кустарные ремесла. В проведенной работе коллектив определил основные моменты, на которые необходимо сделать акцент в дальнейшей работе с детьми с учётом особенностей современной жизни и состояния общества. Нам определяется, что важнейшие векторы нравственного и патриотического воспитания это :
Ориентация на продуктивный и необходимый для других людей труд
Ориентация на стабильную семейную жизнь
Ясные представления о добре и зле, которые включают приверженность
ценностям справедливости, правды, взаимопомощи, сострадания, уважения
жизни каждого существа
Уважение к культуре и истории своего народа и к своей стране
Мы несем ответственность за формирование основ душевного здоровья детей. Мы надеемся, что, открывая для себя прописные истины в русском народном фольклоре вместе с нашими детьми и через них, мы сами вернемся к простым и вечным подлинным человеческим ценностям и обретем своё единство как народ.
Виды компонентов, используемые в работе с детьми :
Содержательный компонент
(представление ребенка об окружающем мире) Эмоционально-побудительный компонент
(эмоционально-положительные чувства ребенка к окружающему миру) Деятельностный
(отражение отношения к миру в деятельности)
• Культура народа, его традиции, народное творчество
• Природа родного края и страны, деятельность человека в природе
• История страны, отраженная в названиях улиц, памятниках
• Символика родной станицы и страны (герб, гимн, флаг) • Любовь и чувство привязанности к родной семье и дому
• Интерес к жизни родной станицы и страны
• Гордость за достижения своей страны
• уважение к культуре и традициям народа, к историческому прошлому
• Восхищение народным творчеством
• Любовь к родной природе, к родному языку
• Уважение к человеку-труженику и желание принимать посильное участие в труд • Труд
• Игра
• Продуктивная деятельность
• Музыкальная деятельность
• Познавательная деятельность
Познавательное развитие и развитие речи:
- чтение художественной литературы, способствует ознакомлению детей с историей и традициями русского народа и казачества;
- проведение бесед, рассматривание, заучивание пословиц, поговорок, потешек, прибауток;
- знакомство с народными и семейными традициями, приметами;
- народные и семейные праздники и обычаи;
(оформление полученных впечатлений в виде альбомов, панно).
Социально – личностное развитие:
- привитие любви и уважения к членам семьи, друзьям, взрослым;
- развивать навыки культуры поведения за столом;
- развитие навыков культуры общения, поведения, воспитания доброты;
- учить любить себя и окружающих;
- показать значение семьи в жизни человека;
- беседы с детьми о том, что их любят, о них заботятся, о взаимной отдаче.
Художественно – творческое и эстетическое развитие:
-организация конкурсов и выставок детского творчества;
- режиссерские, дидактические и сюжетные игры, театрализованные представления с использованием фольклора;
- в ИЗО использовать русские народные и кубанские элементы, росписи, орнаменты;
- праздники. Развлечения в детском саду и семейные в целях развития укрепления связи между поколениями.
Физкультурно – оздоровительное развитие:
-организация кубанских и русских народных подвижных игр;
- использование фольклора при проведении режимных моментов с детьми (привитие культурно – гигиенических навыков (приём пищи, одевание, укладывание спать и т. д.)
- придумывать собственные игры, варианты игр;
- проведение спортивных праздников совместно с родителями.
Программа рассчитана на три возраста: 3-4 года; 5-6 лет; 6-7 лет. Она не предъявляет требований к содержанию и объёму стартовых знаний, а так же к уровню развития ребёнка.
Для реализации программы мы предлагаем следующие методы: наглядный, словесный, практический.
формы работы с детьми
Используя эти различные формы работы, а так же викторины, развивающие игры, собеседования, анализ творческих детских работ, самостоятельной деятельности и игр детей, педагоги выявили значительную разницу в знаниях детей, охваченных активным приобщением к культурно-историческим традициям.
Формы сотрудничества с семьей
Одним из важных условий реализации программы является сотрудничество педагогов с семьей: дети, воспитатели и родители — главные участники педагогического процесса. Сотрудники ДОУ признают семью как жизненно необходимую среду дошкольника, определяющую путь развития его личности. Задача коллектива - установить партнерские отношения, объединить усилия для развития, создать атмосферу общности интересов, активизировать и обогащать воспитательные умения родителей. Для формирования позиции сотрудничества педагогов с детьми и их родителями необходимо создание единого пространства развитие ребёнка, которое должны поддерживать и детский сад и семья.
Известно, что взаимодействие с родителями – достаточно сложный процесс, требующий специальной подготовки воспитателей. ДОУ должно помочь в создании их педагогической роли, создании необходимых условий и возможностей для развития ребёнка, так как без поддержки семьи невозможно приобретение детьми нравственных духовных ценностей. Это требует новых подходов и методов, в работе воспитателей, и узких специалистов ДОУ с родителями. К новым формам отношений родителей и педагогов невозможно перейти в рамках закрытого детского сада, для этого он должен стать открытой системой.
Первостепенное значение имеет совершенствование профессиональной квалификации педагогов. В нашем ДОУ, ведётся работа на повышение профессионального мастерства каждого педагога, включая различные формы и методы обучения. Одним из главных способов реализации сотрудничества педагогов и родителей –организация их совместной деятельности, в которой родители должны выступать как активные участники процесса. Новые формы взаимодействия позволили не только родителям увидеть положительные стороны детей, но и детям воспринимать родителей по-новому. Так же мы не забываем и наглядные формы работы : библиотеки, папки-передвижки, памятки-рекомендации, открытки-приглашения, фотовыставки, уголки для родителей. В ДОУ работают все эти клубы и творческая группа для оказания помощи родителям и педагогам. Постепенно в результате совместной работы складываются доверительные отношения. Родители начинают осознавать, что они нуждаются в помощи, и принимают советы как поддержку. Воспитатель становится их союзником и помощником.
Таким образом, методическая работа ДОУ направлена на формирование у педагогов и родителей убеждений:
-чтобы учить, сам должен много знать, уметь и верить;
-тот, кто занят воспитанием души ребёнка, должен верить в него;
-верить в свои педагогические возможности, никогда не опускать руки,
даже когда, казалось бы, ничего не получается.
На этом держатся наши главные принципы: терпение, сотрудничество, взаимодействие.
Работа родителей и педагогов в условиях ДОУ носит ярко выраженный характер сотрудничества, т. к. изменились и содержание и формы взаимодействий.
Взаимодействие ДОУ и семьи в образовательном процессе
ЦЕЛЬ:
Обеспечить помощь родителям в выполнении ими воспитательных задач, связанных со здоровьем детей, их эмоциональным благополучием, своевременным и
полноценным психическим развитием и подготовкой к школе.
ЗАДАЧИ:
Повысить компетентность родителей в
вопросах развития и
воспитания
нравственной личности Оказать консультативно-медико-психологическую помощь в рарешении проблем семейного воспитания детей Способствовать
укреплению и совершенствованию здоровья
каждого
воспитанника
ОЖИДАЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ
УПРОЧЕНИЕ ТРАДИЦИЙ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ В СЕМЬЕ.