Ааа
Из опыта работы специалистов, работающих с детьми дошкольного возраста с проблемами в речевом развитии
▼ Скачать + Заказать документы
Педагог-психолог Гусева И. А.
Учитель-логопед Савостьянова С. А.
Наша дошкольная образовательная организация входит в образовательный комплекс № 1968 с 2013 года. Дошкольное отделение функционирует с 2002 года. Раньше это был детский сад общеразвивающего вида, затем мы получили статус ЦРР, и до настоящего времени у нас остались все группы полностью общеразвивающего типа.
Публикация «Из опыта работы специалистов, работающих с детьми дошкольного возраста с проблемами в речевом развитии» размещена в разделах
- Опыт работы, практика
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
У нас двенадцатигрупповой детский сад, по этому количество воспитанников всегда было большим. В группах от 25 до 35 человек - это норма. И за эти годы с 2002 по 2014 (включительно) годы через нас прошло 3964 ребенка, что позволяет нам делать некоторые обобщения по речевому развитию всех детей, которые посещали наш детский сад за эти годы.
Хотелось бы отметить, что если на момент открытия нашего детского сада детей, нуждающихся в логопедической помощи было не больше 3 - 4 человек на группу, то сейчас это количество приближается к 20 из 25.
Конечно, это дети с разными речевыми нарушениями, разной сложностью диагноза и разной сочетаемостью этих диагнозов. Но, нельзя не заметить, что количество таких воспитанников увеличивается просто в геометрической прогрессии.
В 2004 году впервые встал вопрос о том, что в нашей дошкольной организации нужно открыть пункт логопедической помощи. Это было сделано, и постепенно работа логопеда привела к тому, что показатели речевого развития детей, конечно, улучшились. Но постоянное увеличение детей, нуждающихся в логопедической помощи, неуклонно растет.
На данный момент у нас работает два логопеда с официальной нагрузкой 25 человек, а неофициальной около 40.
Так как наш детский сад общеразвивающего вида, то открывался логопедический пункт, что подразумевает присутствие в работе логопеда детей с более легкими речевыми диагнозами, такими как дислалия, ФФНР, ФФНР*, стертая дизартрия. Сейчас же, особенно за последние 5 лет, увеличивается тенденция к росту количества детей с более сложными речевыми диагнозами, причем эти диагнозы часто являются сочетанными не только с логопедическими, но и с психологическими сопутствующими нарушениями.
У детей огромное количество поведенческих проблем, резко снижены регулятивные функции и, кроме того, увеличивается количество педагогически запущенных детей, не по причине, условно говоря, социальной дезодаптации их родителей, а часто это дети достаточно успешных родителей, которым просто некогда поговорить с собственным ребенком.
Здесь мне бы хотелось остановиться вот на чем. Под фразой "работа с родителями" мы постепенно перешли к тому, что с родителями нужно создавать полноценное социальное партнерство, потому что без помощи родителей не будет эффективной никакая помощь и логопедическая в том числе.
В условиях логопедического пункта в ДОУ дети получают логопедическую помощь два раза в неделю по 15 - 20 мин. Этого абсолютно не достаточно для полноценного коррекционного процесса. По этому только сотрудничество специалистов и родителей может привести к эффективным положительным результатам.
В силу усложнения ситуации с ростом количества детей с речевыми нарушениями и усилением сложностью логопедических проблем, мы сочли возможным включится в программу дополнительного профессионального тьютерского обучения родителей, нацеленной на повышение их собственной родительской компетенции. Часть обучения по этой программе будет посвящена именно речевому развитию детей с самого раннего возраста.
Здесь есть один очень важный момент, на котором мне бы хотелось отдельно остановится. Это ситуация, при которой дети приходят на логопункт только в старшем дошкольном возрасте, то есть с 5 лет. Мы замечаем, что диагнозы, которые у детей к этому периоду вызревают, иногда могут быть поправлены на более ранней стадии. Но в силу законности нашей деятельности, мы начинаем работать только с этого возрастного периода. Но на "добровольных началах" мы в нашем дошкольном отделении с самого раннего возраста проводим и речевую диагностику, и даем рекомендации родителям детей с самого раннего возраста.
С 2004 года у нас работают адаптационные группы кратковременного пребывания, в которые приходят дети с 1,5 летнего возраста. Уже у этих детей по скринингу можно определить наличие логопедических проблем в недалеком будущем. Если наши логопеды это замечают, а мы это замечаем, с родителями проводится разъяснительная работа, и им рекомендуются некоторые виды упражнений и занятия с детьми, которые они могут проводить дома. Но хочется отметить, что, конечно, это делают единицы. По этому к моменту прихода в старшую группу, когда они попадают на логопункт, количество детей с речевыми нарушениями намного больше, чем могло бы быть, если бы коррекционная работа началась вовремя.
И новое веяние, которое настигло нас совсем недавно - это необходимость создания ППк на базе дошкольного отделения, который самостоятельно определяет уровень речевых и психологических дефектов у воспитанников ДОУ.
Здесь встает вопрос о квалификации кадров, который нужно решить в довольно срочном порядке, именно в том, что касается не коррекционной, а квалифицированной диагностической работы. Основной задачей встает вопрос о том, как можно быстрее обучить членов ППк внутри дошкольного отделения, а это логопеды и психологи, умению быстро, что не мало важно (так как по закону мы не можем держать ребенка больше 20мин, и, главное - квалифицированно и точно поставить диагноз ребенку для того, чтобы выработать его индивидуальный образовательный маршрут и выстроить коррекционную работу.
Кроме того, мне хотелось бы вернуться к раннему возрасту и озвучить наши пожелания о том, что детям с самого раннего возраста нужны занятия логоритмикой, логогимнастикой, различными видами движений с речевками, то, что во многом ушло сейчас из практики детских садов, но в очень большой степени помогает детям правильно и ритмично организовывать свою речь, поддерживать свое речевое дыхание, что в дальнейшем снимает большое количество логопедических проблем при переходе в школу.
Как и все дошкольные учреждения нашего города, мы являемся частью образовательного комплекса, который будет опять увеличиваться. По этому очень важно, чтобы в вопросах коррекционно - логопедической деятельности достигался тот уровень преемственности между логопедами и психологами дошкольных отделений и школы, который позволил бы детям, в крайнем случае, к концу 1 класса, если это не удалось в ДОУ исправить все свои речевые дефекты и не усугублять проблемы в освоении письменной и устной речи в школьном обучении.