Любовь Владимировна Малова
Развитие творческого воображения на занятиях по конструированию (из опыта работы)
▼ Скачать +Заказ
Конструирование в детском саду создает большие возможности для развития творческого воображения детей.
Детское творчество - это деятельность, в процессе которой создается нечто новое для самого ребенка. Ребенок сооружает свою постройку. Для этого ему необходимо постоянно видеть, представлять создаваемую композицию в целом. В процессе этой деятельности у детей формируются пространственные представления, развивается мышление, творческое воображение, т. е. формируются те способности, которые лежат в основе творчества человека.
Публикация «Развитие творческого воображения на занятиях по конструированию (из опыта работы)» размещена в разделах
- Воображение. Развитие воображения у детей
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Конструирование, ручной труд, поделки
- Опыт работы, практика
- Темочки
Конструирование – особая форма собственно детской деятельности. Организуя образовательный процесс, воспитатель одновременно ставит перед собой более широкие цели, чем просто научить сооружать ребенка постройку. Его задачи намного шире: пробудить у ребенка желание делать что – то своими руками, вызвать интерес к данной работе, помочь обрести уверенность в собственных силах, развить творческое воображение. Работу с детьми в данной возрастной группе осуществляем по двум направлениям:
1. Организация НОД по конструированию;
2. Создание условий для самостоятельных практических действий для детей.
Для обоих направлений обучения наиболее приемлема игровая мотивация. Задания даются от имени персонажей, условия, которые ставят герои, необязательно связаны с размером и величиной построек. Просим построить красивый дом для зайца с окном, крылечко; забор вокруг дома, чтоб волк не съел зайцев, мостик, чтоб перейти речку и т. д. Дети, сочувствуя, помогают решить проблемную ситуацию и с удовольствием выполняют все необходимые условия. Следующий этап – обыгрывание построек.
Строительный материал хранится в центре сенсорного развития : там размещен напольный строительный материал, мягкий модуль, набор для строительства «Сказка», а также крупные и мелкие Лего конструкторы, дополнительный материал: цилиндры, кубы, брусочки, ящик «ненужных вещей» с многофункциональным материалом. Все это интенсивно используем в НОД по конструированию, которая проводится во второй младшей группе по следующим направлениям:
1. Обучение детей некоторым обобщенным принципам создания построек;
2. Обучение конструированию с соблюдением определенных, заранее заданных условий;
3. Обучение конструированию по простейшим рисункам и схемам.
Творчество начинается там, где есть условия для самостоятельного выбора объекта будущей постройки. В НОД в качестве образца мы даем 2-3 варианта одной и той же конструкции, проводим их детальный анализ, а также обсуждаем материалы и способы работы с ними. Здесь, с одной стороны, деятельность ребенка регламентируется образцом, с другой - есть возможность выбора, возможность дополнить постройку деталями, т. е. возможность творить.
Программа Радуга предусматривает уже во второй младшей группе обучение конструированию по простейшим рисункам и схемам, такое обучение чрезвычайно важно для развития творческого воображения. Ребенок сам, без помощи взрослого, сооружает новые конструкции, заимствует новые идеи, развивает их. У ребенка появляется интерес к конструированию как к процессу творческому. Впоследствии, в школьном возрасте, этот вид конструирования перерастает в моделирование.
В свободной деятельности дети с увлечением используют разные виды строительного материала; этот процесс чрезвычайно полезен для детей 4 ого года жизни, так как развивает интеллект, воображение и дают занятия для ума и рук. Особенно притягивает внимание детей яркий Лего - конструктор, интересно наблюдать за этим творческим процессом. Кажется, ребенок просто манипулирует деталями, нанизывая их одна на другую. Но вот Алеша заявляет, что у него получился подъемный кран, а Максим, что у него движется поезд с вагончиками. Так, в ходе конструирования, в результате случайного сочетания элементов, возник образ предмета. Одобрение воспитателей подталкивает ребенка к дальнейшему действию, так как в 3-4 года ребенок испытывает желание чувствовать себя способным сделать что то важное, полезное и вызвать одобрение окружающих.
Работу, которую мы проводим по развитию творческого воображения, обучая детей конструированию, считаем успешной, если к концу четвертого года жизни дети:
1. Приобретают устойчивый интерес к различным видам конструирования;
2. Овладевают простейшими навыками работы;
3. В свободное время умеют занять себя практической деятельностью, самостоятельно экспериментировать с материалами.