Галина Владимировна Васильева
Из опыта работы «Развитие математических способностей у дошкольников»
▼ Скачать + Заказать документы
Развитие математических способностей у дошкольников.
Актуальность
Особая роль математики - в умственном воспитании, в развитии интеллекта. Это объясняется тем, что результатами обучения математики являются не только знания, но и определенный стиль мышления. Математика по праву занимает очень большое место в системе дошкольного образования. Она оттачивает ум ребенка, развивает гибкость мышления, учит логике. Все эти качества пригодятся детям, и не только в обучении математике. Одна из основных задач дошкольного образования - математическое развитие ребенка. Оно не сводится к тому, чтобы научить дошкольника считать, измерять и решать арифметические задачи. Это еще и развитие способности видеть, открывать в окружающем мире свойства, отношения, зависимости, умения их «конструировать» предметами, знаками и словами.
Публикация «Из опыта работы „Развитие математических способностей у дошкольников“» размещена в разделах
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Опыт работы, практика
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
Цель : Формирование у детей понимания математической сущности вопроса, уточнение и формирование математических знаний у дошкольников.
Достижение цели обеспечивает решение следующих задач:
Обучающие : - приобщать к математике в игровой и занимательной форме; - формировать у детей устойчивый интерес к занятиям; Развивающие : - развивать внимание, память, расширять кругозор; - развивать умение работать в группе; - развивать двигательную активность детей. Воспитательные- воспитывать чувство товарищества, взаимовыручки
Ещё В. А. Сухомлинский говорил, что без игры нет и не может быть полноценного умственного развития. Игра – это искра, зажигающая огонёк любознательности.
Поэтому для реализации поставленных задач, в работе с детьми использую следующие виды развивающих игр, направленных на интеллектуальное развитие ребёнка :
- игры – экспериментирования с различными материалом (игры с водой, бумагой, песком и т. д.)
- дидактические игры - «Найди ошибку», «Свойства», «Фигуры», «Форма», лабиринты, «Найди отличия», «Мир чисел»
- развивающие игры – блоки Дьенеша, палочки Кюзенера, рамки – вкладыши Монтессори, кубики Никитина, «Танграм», математические наборы.
Как воспитателю, мне мне необходимо решать задачи: как формировать личностные качества ребёнка, развивать внимание, память речь, прививать навыки культурного общения, умения вести диалог со взрослыми, общаться со сверстниками.
Дети младшего дошкольного возраста, пришедшие ко мне, не посещали детский сад. Они слабо знали основные цвета спектра, путали синий цвет с зелёным, многие не знали геометрические фигуры. Практика использования развивающих игр, способствовала устранению пробелов в знаниях у детей.
Свою работу в каждой возрастной группе я начинаю с составления перспективного плана. Мною разработана программа по теме «Развитие математических способностей у дошкольников», которая согласно ФГОС обеспечивает развитие личности, способностей детей в различных видах деятельности и охватывает все образовательные области: социально – коммуникативное, познавательное, речевое, художественно – эстетическое и физическое развитие.
Разработаны конспекты по каждой возрастной группе.
Для успешного решения задач, необходим индивидуальный подход в обучении и воспитании детей. Именно такой подход помогал мне создать представление о каждом ребёнке и вовремя влиять на его развитие. В этом помогают мне игры с логическими блоками Дьенеша и цветными палочками Кюзенера с их ориентацией на индивидуальный подход, с их универсальностью в решении разнообразных обучающих и воспитательных задач, с их привлекательностью с эстетической точки зрения.
В своей работе я опираюсь на принципы организации игр:
1. Отсутствие принуждения.
2. Развитие игровой динамики (от малых успехов к большим)
3. Поддержка игровой атмосферы, реальных чувств детей.
4. Переход от простейших форм и способов осуществления игровых действий к сложным.
5. Принцип индивидуализации обеспечивает вовлечение каждого ребёнка в воспитательный процесс.
Также в своей работе с детьми я использую коллективные игры, как в совместной, так и в самостоятельной деятельности. Это такие игры, как «Домино», «Пазлы», «Дорисуй», «Цветные автомобили» и т. д.
В этих играх, кроме обучающих задач, я ставлю перед собой задачи личностного характера:
- научить работать коллективно;
- придерживаться определённых правил;
- уметь проигрывать, но стремиться к победе честным путём;
- воспитывать чувство товарищества, сопереживания, сочувствия к проигравшему.
Немаловажную роль занимает организация самостоятельной деятельности в специально организованной развивающей среде. В свободном пользовании у детей находятся разнообразные логико-математические игры.
Также в своей работе я использую задачи на смекалку, головоломки. Дети очень активны в восприятии логических упражнений, головоломок. Они настойчиво ищут ход решения. В том случае, когда занимательная задача доступна ребёнку, у него складывается положительное эмоциональное отношение к ней, что и стимулирует мыслительную активность. Ребё нку интересна конечная цель: сложить, найти нужную фигуру, преобразовать, которая увлекает его.
Развитие логического мышления и познавательной активности невозможно без участия родителей. На всех этапах требуется поддержка ребёнка в доме, семье.
Мною были выделены некоторые направления совместной деятельности воспитателя и родителей.
1. Информировать родителей о задачах и содержании логико – математических и развивающих игр, используемых в детском саду.
2. Создание обогащённой развивающей среды в семье.
В своей работе я использую литературу:
1 З. А. Михайлова «Игровые занимательные задачи для дошкольников»
2 И. А. Помораева «ФЭМП» (система работы в старшей группе)
3 Б. П. Никитин «Развивающие игры»
4 Л. А. Венгер «Игры и упражнения по развитию умственных способностей у детей дошкольного возраста»
5 В. П. Новикова «Математика в детском саду»
6 Мария Фидлер «Математика уже в детском саду»
Опыт показал, что подобранные мною игры, способствуют развитию самостоятельной познавательной деятельности детей