Ковтунова Ирина
Из опыта работы. Проект «Особый театр» как одна из форм инклюзивного образования и социализации детей с ООП»
▼ Скачать + Заказать документы
ПРОЕКТ «ОСОБЫЙ ТЕАТР» КАК ОДНА ИЗ ФОРМ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ И СОЦИАЛИЗАЦИИ ДЕТЕЙ С ОСОБЫМИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМИ ПОТРЕБНОСТЫМИ.
Ирина Александровна Ковтунова,
МБДОУ «ДС № 66 «Радость»,
музыкальный руководитель
высшей квалификационной категории
«Если я чем-то на тебя не похож, я этим вовсе
не оскорбляю тебя, а, напротив, одаряю».
Антуан де Сент-Экзюпери
Публикация «Из опыта работы, Проект „Особый театр“ как одна из форм инклюзивного образования и социализации детей с ООП“» размещена в разделах
- Инклюзивное образование
- ОВЗ. Проекты, планы, консультации
- Опыт работы, практика
- Проекты. Проектная деятельность
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Театр. Проекты
- Театр. Театрализованная деятельность
- Темочки
За период своего существования человеческая цивилизация прошла долгий и противоречивый путь в отношении к детям с ограниченными возможностями здоровья. Это был путь и духовной эволюции общества, на котором встречались как страницы равнодушия, ненависти и агрессии, так и примеры заботы, милосердия. Только одного не встречалось в былых отношениях – сотрудничества на равных условиях.
Этот процесс сотрудничества может происходить в рамках интеграции, а так же в рамках несколько другого, более перспективного направления – инклюзии.
Инклюзивное образование - обеспечение равного доступа к образованию для всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей
Актуальность осуществления инклюзивного образования в сфере развития современной образовательной системы уже ни у кого не вызывает сомнений.
В настоящее время в России насчитывается более 2 млн. детей с ограниченными возможностями здоровья, из них около 700 тыс. составляют дети-инвалиды. Наблюдается ежегодное увеличение численности данной категории граждан. При этом около 90 тыс. детей имеют нарушения физического статуса, что затрудняет их передвижение в пространстве и доступ к социально-образовательным ресурсам. Эти данные свидетельствуют о масштабности проблемы образования детей с ОВЗ.
Система инклюзивного образования только начинает своё развитие в нашей стране. В последние годы уделяется все больше внимания образованию детей с особыми образовательными потребностями в сообществе с обычными детьми. Реализация права детей с ОВЗ на образование – одна из важнейших задач демографической, социально-экономической и образовательной политики Российской Федерации.
Российское общество, основанное на современных демократических и гуманистических принципах, - новый этап на пути создания инклюзивного общества, в котором люди не зависимо от пола, возраста, этнической и конфессиональной принадлежности и возможностей здоровья смогут участвовать в его жизни и вносить вклад в его развитие.
На достижение этой цели направлены национальная образовательная инициатива «Наша новая школа», государственная программа РФ «Доступная среда на 2011-2015 годы», рекомендации парламентских слушаний «Инклюзивное образование лиц с ограниченными возможностями здоровья в Российской Федерации: проблемы отрасли и общества» и ряд других нормативно-правовых документов мирового, федерального и регионального уровней.
Распространение в нашей стране процесса инклюзии детей с особыми образовательными потребностями в образовательном учреждении является не только отражением времени, но и представляет собой реализацию прав детей на образование в соответствии с Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации».
Идея интеграции детей с ограниченными возможностями здоровья в социальную среду лежит в основе работ отечественных и зарубежных исследователей Т. В. Вареновой, Н. Н. Малофеева, В. И. Олешкевич, А. В. Батовой и др.
Общеизвестно, что современная система образования претерпевает изменения. Эти изменения ориентируют на работу с детьми с особыми образовательными потребностями в разных направлениях.
На сегодняшний день остро стоит вопрос об альтернативных закрытому специальному образованию вариантах обучения и воспитания детей с особыми образовательными потребностями. Под необходимостью создания этих альтернативных направлений подразумевается предоставление детям с особенностями развития большего количества возможностей для социализации, для приобретения чувства собственной ценности и значимости в современном сложном обществе.
Как одно из альтернативных направлений развития системы специального обучения и воспитания, можно назвать введение ребёнка с ограниченными возможностями здоровья в массовые группы дошкольных образовательных учреждений.
Для осуществления инклюзивного воспитания и обучения необходимо формировать у дошкольников умение строить взаимодействие на основе сотрудничества и взаимопонимания. Основой жизненной позиции общества должна стать толерантность.
Инклюзия помогает развивать у здоровых детей терпимость к психическим и физическим недостаткам сверстников, чувство взаимопомощи и стремление к сотрудничеству. Инклюзия способствует формированию у детей с особыми образовательными потребностями положительного отношения к сверстникам и адекватного социального поведения, а также более полной реализации потенциала развития в обучении и воспитании. Инклюзивное обучение реализует обеспечение равного доступа к получению того или иного образования и создание необходимых условий для достижения успеха в образовании всеми детьми.
Инклюзивное образование постепенно начинает входить в образовательный процесс и нашего дошкольного образовательного учреждения.
На протяжении ряда лет, педагоги МБДОУ «ДС № 66 «Радость» тесно сотрудничают с коллективом муниципального бюджетного учреждения Реабилитационный Центр «Виктория», в котором воспитываются дети с нарушениями опорно-двигательного аппарата, ДЦП, а также задержками интеллектуального развития.
За это время проведено много интересных и запоминающихся детям мероприятий на базах обоих учреждений: досуги, благотворительные акции, конкурсы, выставки и многое другое. Через данные формы дети с ОВЗ и воспитанники дошкольного образовательного учреждения имеют возможность пообщаться, проявить свои способности, помогая друг другу во взаимодействии.
Социальное партнёрство наших учреждений расширяется и наполняется новыми формами.
Одной из таких форм социального партнерства, формой инклюзивного образования, стала реализация совместного проекта «Особый театр».
Свой выбор мы остановили, на самой эффективной, на наш взгляд, форме инклюзивного образования, позволяющей включить детей с ОВЗ в социум, преодолеть барьер изолированности - использование театрального искусства и концертной деятельности.
Театральная деятельность наиболее близка и доступна ребенку, так как в ее основе лежит игра, являющаяся, по мнению Л. С. Выготского, корнем всякого детского творчества.
Общеизвестно, что театр – мощное педагогическое и психотерапевтическое средство, форма конструирования жизни, позволяющая восполнить дефицит общения, организовать досуг детей.
При создании правильных условий и правильной организации в театрализованной деятельности происходит коррекция психических функций – памяти, мышления, речи, творческих способностей и развитие личности ребенка в целом.
Театр может все. Он учит, лечит, раскрывает духовный, творческий потенциал детей, дает реальную возможность адаптироваться в социальной среде. Совместные переживания, исполнительская деятельность, встреча с любимыми персонажами сказок, изготовление костюмов и декораций доставляют детям необычайную радость, заставляют восторгаться, чувствовать себя счастливыми и нужными в среде своих сверстников.
Цель проекта «ОСОБЫЙ театр» :
- активное использование потенциала совместной деятельности детей со стойкими функциональными нарушениями здоровья и детей, посещающих группы общеразвивающей направленности в дошкольном образовательном учреждении;
- создание благоприятных условий для инклюзии детей с ОВЗ в общество здоровых детей через театрализованную и концертную деятельность.
Задачи проекта :
- сформировать новый опыт совместной творческой деятельности, погрузить детей с ОВЗ в мир театра в условиях дошкольного образовательного учреждения;
- установить доверительный контакт между воспитанниками дошкольного образовательного учреждения и воспитанниками Центра «Виктория»;
- раскрыть духовный творческий потенциал детей с ОВЗ, дать им реальную возможность адаптироваться в социальной среде, приобщить к сценической культуре;
- развить у детей положительное эмоциональное отношение к взрослым и сверстникам, окружающему миру;
- подготовить детей к интеграции в общество.
Целевая группа проекта :
- воспитанники старших и подготовительных групп МБДОУ «ДС № 66 «Радость»;
- воспитанники Центра «Виктория», имеющие нарушения развития физических функций и опорно-двигательного аппарата;
- педагоги дошкольного образовательного учреждения (музыкальные руководители, воспитатели, учитель-логопед) и педагоги Центра «Виктория»;
- родители.
Работа по проекту «Особый театр» велась в рамках 3 основных этапов:
1 этап. Подготовительно-информационный.
Цель – выработка у педагогов функционального представления о целях, задачах, идее проекта «Особый театр».
Основные мероприятия – выбор участников проекта; анализ имеющегося опыта педагогов дошкольного образовательного учреждения по организации театральной деятельности; проведение опроса педагогов Центра «Виктория» с целью выявления общественного мнения о необходимости осуществления проектной деятельности; изучение с педагогами нормативных документов, статей, методических наработок по теме проекта.
2 этап. Практический.
Цель – организация работы по реализации проекта.
Работа в рамках второго этапа была организована по следующим направлениям:
1. Подготовительная работа : были организованы экскурсии по дошкольному образовательному учреждению для воспитанников Центра «Виктория»; совместное чтение и просмотр сказок, мультфильмов; выбор и переработка сценариев для будущих постановок.
При выборе сценария обязательно учитывалось, что дети находятся в разных возрастных группах, имеют разные сенсорные и двигательные возможности. Поэтому из множества сценариев компилировался один, который соответствовал следующим условиям: доступный сюжет, небольшой объем, отсутствие развернутых монологов.
2. Распределение ролей.
Организуя процесс распределения ролей между детьми, мы учитывали желание детей изображать того или иного персонажа, творческие способности и индивидуальные особенности (тембр голоса, эмоциональность, речевые и психофизические возможности наших воспитанников и детей с ОВЗ.
3. Подбор музыкального сопровождения и танцевальных движений.
На данном этапе шла обработка музыки и песен с использованием современных технических средств обучения, позволяющих детям выйти из ограниченного пространства и почувствовать себя органичной частью ситуации.
4. Подбор костюмов и изготовление декораций совместно с детьми.
Была организована работа мастерской по изготовлению костюмов и декораций, пригласительных билетов, афиш. В работе мастерской самое активное участие приняли родители наших воспитанников.
5. Совместные репетиции.
Во время совместных репетиций была создана доброжелательная атмосфера, дети на репетициях вместе обсуждали сюжеты театральных постановок, характеры героев, музыкальное сопровождение. Среди ребят чувствовалась взаимная поддержка, коллективный настрой, был установлен доверительный контакт между взрослыми, воспитанниками детского сада и воспитанниками Центра «Виктория».
Проведение совместных репетиций с детьми, задействованными в спектакле, помогло детям подробно изучить и разучить свои роли и музыкальные партии, более точно передать образы и характеры героев, раскрепоститься на сцене, преодолеть страх перед зрительным залом.
6. Концертная деятельность.
На данном этапе подготовленный детьми спектакль представлялся всеобщему вниманию. Дети, которые не участвовали в спектакле, являлись зрителями, что оказывало положительное влияние на их эмоциональное состояние.
Самыми яркими и запоминающимися мероприятиями нашего проекта стала постановка спектаклей: «Колобок на новый лад», «Лесная сказка», «Цветик – семицветик».
В рамках реализации проекта «Особый театр» был проведен ряд совместных концертных мероприятий:
- «Наши воспитатели, лучшие на свете, наши воспитатели сами словно дети!», концерт посвященный Дню дошкольного работника;
- «А нам уже 11», концерт ко Дню рождения Центра «Виктория»;
- «Аты - баты, шли солдаты…», концерт в космических войсках, посвященный Дню защитника Отечества;
- «Песни Победы», концерт-поздравление для ветеранов Великой отечественной войны.
А завершилась реализация нашего проекта праздничной программой ко Дню защиты детей – «Планета детства».
3 этап. Заключительный.
Цель – обработка результатов проектной деятельности, соотнесение их с целями и задачами, распространение опыта работы на городском уровне.
Основные мероприятия данного этапа – проведение анкетирования, опросов с целью выявления мнения целевых аудиторий об эффективности проектной деятельности; размещение информации о реализации проекта на официальном сайте нашего дошкольного образовательного учреждения; подготовка материалов для публикации в газете «Заполярная правда».
Данные мероприятия позволили оценить преимущества и недостатки проектной деятельности, выработать перспективы и планы дальнейшего сотрудничества.
Хочется отметить, что поставленные цели и задачи проектной деятельности были выполнены, мероприятия реализованы в полном объеме.
Был сформирован новый опыт совместной театральной и концертной деятельности, в результате которого «особенные дети» развивались культурно и интеллектуально, расширили свой круг общения со сверстниками, а воспитанники дошкольного образовательного учреждения нашли новых друзей.
Все дети имели возможность к художественному самовыражению, к игровому освоению мира, к творческому общению через театральное искусство и концертную деятельность, а главное, приняли активное участие в социокультурной жизни города Норильска.
Участие в проекте «Особый театр» помогло развить у здоровых детей терпимость к недостаткам сверстников, чувство взаимопомощи и стремление к сотрудничеству, сформировало навыки взаимодействия с «особыми» сверстниками.
У детей с особыми образовательными потребностями сформировалось положительное отношение к сверстникам, адекватное восприятие окружающего мира и положительное отношение к нему, а так же адекватное социальное поведение, был преодолен барьер изолированности детей с ОВЗ.
Проект «Особый театр» завершился, он подарил детям новых друзей, педагогам - первый опыт инклюзивного образования, опыт общения с детьми, имеющими особые образовательные потребности, и мы можем с уверенностью сказать, что на этом наша дружба с Центром «Виктория», не заканчивается, а будет только расти и крепнуть.
Список литературы:
1. Иванова Н. В., Интеграция в социальное пространство ДОУ детей с особенностями в развитии., Журнал «Воспитатель ДОУ», ООО «ТЦ СФЕРА», №11. 2010г.
2. Мелентьева Н. А., Воспитание толерантного отношения к детям с ограниченными возможностями здоровья. : Социальная сеть работников образования nsportal.ru., 2015 г.
3. Менщикова Н. Г., Воспитание толерантности у детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях инклюзивного образования. : Международный образовательный портал МААМ. RU., 2015 г.
4. Писаревская М. А. Формирование толерантного отношения к детям с ограниченными возможностями в условиях инклюзивного образования / М. А. Писаревская. : Краснодар, Краснодарский ЦНТИ, 2013 г.
5. Середа Н. В., Формирование толерантного отношения у детей с ограниченными возможностями здоровья в общеобразовательном пространстве. : Всероссийский электронный журнал «Педмастерство»., 2015 г.
6. Сиротюк А. С., Воспитание ребёнка в инклюзивной среде : методика, диагностика. : ООО «ТЦ СФЕРА», 2014 г.
7. Скрипкина Г. А. Музыкальное занятие «Играем в театр». Журнал «Воспитатель ДОУ», ООО «ТЦ СФЕРА», №1. 2010 г.
8. Шестрюкова И. М., Слово «театр» зажигает глаза детей., Журнал «Воспитатель ДОУ», ООО «ТЦ СФЕРА», №10. 2010г.