Виктория Ермолаева
Проект «Познавательно-исследовательская деятельность старших дошкольников»
▼ Скачать + Заказать документы
Сл. 1 С начала этого учебного года темой моего самообразования является познавательно-исследовательская деятельность дошкольников, и выбрана она мною не случайно. Дошкольное образование призвано обеспечить саморазвитие и самореализацию ребенка, способствовать развитию познавательной активности дошкольника.
Сл. 2 Среди возможных средств развития познавательной активности дошкольников особого внимания заслуживает исследовательская деятельность. Как гласит китайская мудрость: «Расскажи – и я забуду, покажи – и я запомню, дай попробовать – и я пойму».
Публикация «Проект „Познавательно-исследовательская деятельность старших дошкольников“» размещена в разделах
- Исследовательская деятельность
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Проекты. Проектная деятельность
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» ноябрь 2023
Сл. 3 В дошкольном возрасте ребенок активно познает мир. Поисковая деятельность направлена на познание окружающего мира. Чем разнообразнее и интенсивнее поисковая деятельность, тем больше новой информации получает ребёнок, тем быстрее и полноценнее он развивается.
То есть крепко и надолго знания усваивается тогда, когда ребенок слышит, видит и делает что-то сам. Дети по своей природе исследователи, им интересно всё. Мир открывается ребёнку через опыт его личных ощущений, действий, переживаний. Малыш изучает мир, как может и чем может – глазами, руками, языком, носом. Он радуется даже самому маленькому открытию.
Сл. 4 Но почему же у большинства ребят с возрастом интерес к исследованиям пропадает? Может быть, в этом виноваты мы, взрослые?
Очень часто мы говорим малышу:«Отойди от лужи, испачкаешься! Не трогай песок руками, он грязный! Выбрось эту гадость! Брось камень! Не бери снег! И т. д.
Таким отношением мы, взрослые – папы и мамы, воспитатели и педагоги, сами того не желая, отбиваем у ребенка естественный интерес к исследованиям? Проходит время, и ему уже совершенно неинтересно, почему с деревьев опадают листья, где прячется радуга, откуда берётся дождь, почему не падают звёзды.
Так вот, для того чтобы дети не потеряли интерес к окружающему миру, важно вовремя поддержать их стремление исследовать все и вся. 3адача взрослых – не пресекать, а наоборот, активно развивать исследовательскую деятельность.
У меня накопился некоторый опыт в проведении и представлении исследовательской работы, и я бы хотела поделиться им с вами.
Сл. 5 Начинается исследовательская работа с выбора темы, она должна быть доступна и интересна ребёнку, в идеале тема должна исходить от ребёнка, тогда она удовлетворяет его потребности, интересы и волю.
Тема работы может быть любая:
теоретическая – изучение и обобщение фактов и материалов, содержащихся в разных теоретических источниках (книгах, фильмах и т. д.);
эмпирическая (связанная с практикой) – проведение собственных экспериментов и наблюдений за людьми, живой и не живой природой.
Сл. 6 Чтобы исследовательской работы имели не столько теоретический характер выступления и не напоминали реферат, предлагается в основу детской исследовательской деятельности взять модель исследовательских технологий, она включает в себя следующие этапы, вы их видите на слайде.
- Проблемная ситуация (её для ребёнка создаёт воспитатель или подмечает в деятельности ребёнка) - …. например Артем очень увлекался танками (рисовал, лепил мастерил, любил фильмы про танки) и родители и мы заметили это увлечение и решили принять участие в районном конкурсе «Маленький исследователь» с темой «Непобедимая броня», по результатом которого получили диплом победителя 2 степени.
- Проблема, ее формулирование (воспитатель подводит к выявлению непонятных явлений – обозначаем проблему)
- Выдвижение гипотез (вместе с детьми обсуждаем способы её решения; Подводим ребёнка к предположению)
- Подбор материала для проверки гипотез (подбираем необходимый материал и инструментарий для подтверждения гипотез)
- Проверка гипотез или доказательный отбор теоретического материала, (если тема исследования практическая– проводим эксперименты)
- Анализ и обобщение полученных данных формулирование вывода
- Подготовка и защита итогового продукта ( делаем совместно с детьми вывод и обдумываем как представить исследовательскую работу : сделать лепбук, презентацию с фотографиями, макет и т. д.)
Сл. 7 По исследовательской модели мы видим, что первым пунктом стоит проблемная ситуация.
Проблемная ситуация – это такая ситуация, при которой ребенок хочет решить какие – то трудные для себя задачи, но ему не хватает данных, и он должен сам их искать.
Для создания проблемных ситуаций педагогу можно использовать следующие методические приё мы:
• Подведение детей к противоречию и предложение самостоятельно найти способ его разрешения;
• Изложение различных точек зрения на один и тот же вопрос;
• Предложить детям рассмотреть явление с разных позиций.
• Побуждение детей к сравнению, обобщению, выводам.
«Сколькими способами можно напиться? Какая бывает вода? Как сделать её питьевой (способы очистки)»
• Постановка проблемных задач.
Постановка конкретных вопросов на обобщение, логику (с недостаточными или избыточными данными, неопределенность вопроса, противоречивые данные, специально допущенными ошибками, ограниченным временем выполнения).
Например: Ярко рыжая кошка, шурша травой, подкралась незаметно к птичке. Может такое произойти? Нет! Как должна выглядеть кошка, чтобы подкрасться незаметно?
Использование проблемной ситуации позволит заинтересовать ребёнка в дальнейшем исследовании.
Сл. 8 Сегодня вы увидели представление исследовательских работ в форме презентации.
Дети по разному проявляют себя во время представления работы: одни уверены в себе, другие волнуются. У одних хорошая память и ребёнок чётко и связно рассказывает в ходе выступления. А тем, кто волнуется - в разной степени требуется помощь педагога и более длительная подготовка к выступлению (то, что мы называем заучиванием). Сложно оценивать детское выступление, так как дети неопытные докладчики.
Но самое главное - дети приобретают опыт выступления перед аудиторией, в ходе которого учатся осознанно и правильно строить предложения, последовательно представлять наглядность.
Сл. 9Я надеюсь, что представленная информация полезной для вас.
Спасибо за внимание!