Папки-передвижки

Из опыта работы по воспитанию звуковой культуры речи

Вера Чемортан
Из опыта работы по воспитанию звуковой культуры речи
▼ Скачать + Заказать документы

Работа по воспитанию звуковой культуры речи в средней группе носит более длительный и сложный характер, чем в младшей группе. Ведущей задачи на данном возрастном этапе является формирование правильного звукопроизношения, выработка хорошей дикции, развитие фонематического восприятия.

Публикация «Из опыта работы по воспитанию звуковой культуры речи» размещена в разделах

На занятиях по воспитанию звуковой культуры речи я подбирала такие игры и упражнения, которые можно использовать для развития фонематического восприятия.

Например игры: «Собираем мамину сумку продукты» (звук-кь и. т. д., «Собираем в шкаф одежду». А в игре «В магазин» ребенок должен покупать продукты на заданный звук. Хочу заметить, что детям очень нравятся эти игры, и они с удовольствием выполняли задания. Также для закрепления правильного произношения звука в словах, я предлагала такое задание: среди лежащих на столе игрушек назвать лишь ту, в названии которой есть заданный звук и произносить его так, чтобы звук слышался ясно. Заяц -з-з-з-аяц.

Дальше я предлагала детям более сложные задания - ребенок должен изменить слова так, чтобы в нем были заданные звуки. Например: при закреплении звука (ч) я предлагала изменить имена девочек ласково, чтобы в них был этот звук. Оля – Олечка, Таня –Танечка, Ира – Ирочка и. т. д., также в названии животных- у волка –волчонок, волчата, у зайца - зайчата

Для закрепления звука во фразе, правильного его употребления в речи, для выработки четкой дикции, я предлагала детям повторять стихотворные тексты. Я читала стихотворные тексты так, чтобы ребенок мог закончить фразу, правильно подобрать слова, близкие по звучанию и по смыслу.

Например: со звуком Ц.

Часто к озеру напиться

Ходить рыжая ….(лисица)

На даче в лесу

Были разные птицы

Сороки, стрижи

Воробьи и (синицы)

Большое внимание с детьми этого возраста я уделяла выработке хорошей дикции. Работу над дикцией я включала в содержание речевых занятий: при пересказах художественных произведений, составлении рассказов по картине детьми, в режимные моменты. Для выработки хорошей дикции, четкого и правильного произношения как отдельных слов, так и фраз, широко использовала игру «Капитошка», в которой дети произносили слова с разной силой голоса.

Развитие речевого слуха дает возможность детям различать повышение и понижение громкости голоса, замедление и убыстрение темпа речи взрослых и сверстников. Особое внимание уделяла интонационной выразительности речи. Так в игре «Звуковой полет» предлагала детям поиграть с пчелкой: «Пчелка на полянке собирает нектар, перелетая, с одного цветка на другой, и поет необычную песенку (ДЗ-ДЗ-ДЗ). Мы с вами и вместе с пчелкой споем ее песенку. Воздух будем брать через нос выдыхать через рот. Когда воздуха будет не хватать, его нужно будет набрать через нос и продолжить упражнение. Сначала песенка поется тихо, пчелка летит по цветкам вниз, затем песенка становится громче - пчелка летит вверх. И у пчелки, и у нас получится замечательная песенка!»

Чтобы научить своих детей в зависимости от речевой ситуации, пользоваться выразительными средствами речи адекватно и осознанно, я решала эти задачи с помощью игр и упражнений, игр-драматизаций, в инсценировок.

Дети учились говорить разными голосами и с разной интонацией: повествовательной, вопросительной и восклицательной.

Например: игра «Три медведя» направлена на развитие выразительности речи.

Во время инсценировки я обращала внимание на то, какими голосами они говорили.

Для развития силы голоса я проводила такие игры: «Секрет», «Вьюга», «Возьми игрушку», в этой игре дети сидят полукругом перед столом, на котором разложены игрушки. Шепотом называла один из предметов, лежащих на столе, рядом сидящему ребенку. Тот так же, шепотом, должен назвать его соседу. Слово передается по цепочке. Ребенок, который услышал слово последним, встает, подходит к столу, отыскивает данный предмет и громко его называет.

Для развития темпа речи предлагала игру «Угадай, какой поезд». Эти игры и упражнения помогли детям достичь правильного произношения, эмоциональной отзывчивости, фонематического восприятия.

В своей работе я опиралась на современные исследования, и работы руководством Ф. А. Сохина и О. С. Ушаковой. Методическим обеспечением в моей педагогической деятельности являются «Программа развития речи детей дошкольного возраста в детском саду» // М. 2004г, «Развитие речи дошкольников» // М. 2001г, (Речевые игры и упражнения) О. С. Ушаковой, (Воспитание звуковой культуры речи у дошкольников) А. И. Максаков //М 2006г, (Учите, играя) А. И. Максаков, Тукмакова) М 1983г.

Публикации по теме:

Индивидуальный план коррекционной работы на учебный год Индивидуальный план коррекционной работы ФИО ребенка___ на ___ учебный годЗадачи:Вызвать интерес к.

Проект «Учись говорить правильно» 1. Краткая аннотация проекта «Учись говорить правильно» 2. Актуальность проекта. Проект посвящен актуальной проблеме – формированию чистой.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Из опыта работы по воспитанию звуковой культуры речи
Опубликовано: 17 октября 2013 в 19:58
+3Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Из опыта работы по воспитанию звуковой культуры речи» (включая файлы) размещена пользователем Вера Чемортан в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД