Лариса Турченко
Из опыта работы по теме «Организация и эффективность работы по речевому развитию c использованием театрализации»
▼ Скачать + Заказать документы
“Театр – это волшебный мир.
Он дает уроки красоты, морали
и нравственности.
А чем они богаче, тем успешнее
идет развитие духовного мирадетей… ”
(Б. М. Теплов)
Испокон веков театр всегда завораживал зрителей. Театральная игра – это исторически сложившееся общественное явление, самостоятельный вид деятельности, свойственный человеку.
Публикация «Из опыта работы по теме „Организация и эффективность работы по речевому развитию c использованием театрализации“» размещена в разделах
- Логопедические и речевые праздники и развлечения. Сценарии
- Опыт работы, практика
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Театр. Конспекты театрализованной деятельности
- Театр. Театрализованная деятельность
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» июнь 2020
Вся жизнь детей насыщена игрой. Каждый ребенок хочет сыграть свою роль. Научить ребенка играть, брать на себя роль и действовать, вместе с тем помогая ему приобретать жизненный опыт, – все это помогает осуществить театр. Театральная деятельность в детском саду имеет свои особенности. «Это волшебный край, в котором ребенок радуется, играя, а в игре он познает мир».Театрализованная деятельность – это самый распространенный вид детского творчества.
Воспитательные возможности театрализованной деятельности широки. Участвуя в ней, дети знакомятся с окружающим миром во всем его многообразии через образы, краски, звуки, а умело, поставленные вопросы заставляют их думать, анализировать, делать выводы и обобщения. С умственным развитием тесно связано и совершенствование речи. В процессе работы над выразительностью реплик персонажей, собственных высказываний незаметно активизируется словарь ребенка, совершенствуется звуковая культура его речи, ее интонационный строй. Исполняемая роль, произносимые реплики ставят ребенка перед необходимостью ясно, четко, понятно изъясняться. У него улучшается диалогическая речь, ее грамматический строй.
Свою работу по театральной деятельности мы проводим согласно п. 2, ст. 11, п. 6, ст. 12 Федерального Закона «Об образовании в Российской Федерации», а так же правовому документу «Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам дошкольного образования» (утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 30.08.2013г.) воспитательно-образовательный процесс строится в соответствии с федеральной программой Н. Веракса «От рождения до школы», направленной на выполнение ФГОС дошкольного образования.
Планирование работы по речевому развитию c использованием театрализации осуществляется в соответствии с рабочей программой, разработанной нами по своей возрастной группе с учетом интеграции образовательных областей. В перспективном плане мы указываем задачи, методы, приемы и оборудование, словарную работу.
В группе «Радуга» создана предметно-развивающая среда по театрализо-ванной деятельности. Эстетично и творчески оформлен уголок по театрализованной деятельности, содержание которого соответствует возрастным особенностям детей данной группы. В уголке имеются разнообразные виды театров :
театр петрушек (би-ба-бо) по разным сказкам, движущийся театр по мультфильмам («Ну, погоди!»,пальчиковый ( сказки: «Теремок», «Колобок», «Три медведя», «Кот, петух и лиса», магнитный («Три медведя», фланелеграфный («Репка», «Колобок», «Рукавичка», «Курочка Ряба», «Три поросенка», настольный («Теремок», «Сестрица Аленушка и братец Иванушка», конусный («Теремок», «Кот в сапогах»,настольный театр плоскостных бумажных и деревянных фигур («Репка», «Колобок», «Гуси-лебеди», «Красная Шапочка», театр кубиков («Волк и семеро козлят», «Три поросенка»).
Имеются декорации, ширмы, костюмы, маски, украшения для игр-драматизаций, аудиозаписи музыкальных произведений, картотека игр и упражнений, с/р, дидактических игр, сказок, сценариев театрализованных постановок с учетом возраста детей. Уголок имеет доступное для детей расположение.
Мы планируем работу по речевому развитию c использованием театрализации в течение всего дня, где прослеживается интеграция образовательных областей. Планируем и проводим беседы, театральные этюды, игры с разными видами театра, игры-инсценировки, рассматривание видов театра, чтение художественных произведений, досуги и развлечения, знакомство с театральным искусством, дидактические игры по речевому развитию детей через театрализованную деятельность. Индивидуальная работа с детьми планируется в течение всего дня.
Анализ карт педагогического наблюдения за развитием детей старшей логопедической группы «Радуга» по речевому развитию c использованием театрализации показал, что уровень развития детей на январь 2016г. составил – 3,2б (80%) – начало года -
Во время представления воображение позволяет ребенку наделять героев пьесы человеческим свойствами, воспринимать происходящее как реальность, сочувствовать, переживать и радоваться за героев пьесы. Дети учатся замечать хорошие и плохие поступки, проявлять любознательность, они становятся более раскрепощенными и общительными, учатся четко формулировать свои мысли и излагать их публично, тоньше чувствовать и познавать окружающий мир. Театрализованная деятельность позволяет ребенку решать многие проблемные ситуации от лица какого-либо персонажа. Это помогает преодолевать робость, неуверенность в себе, застенчивость. Для решения этой проблемы мы используем различные этюды : «Звери пришли в гости», «Снеговик», «Доброта», «Трусишка» и т. п. При помощи логоритмики («Мы варили суп», «Капуста», «Звериная зарядка» и т. п)., дети учатся передавать выразительность движений рук, туловища в соответствии со словами.
В группе проводится кружок «Играем в сказку» Занятия дополнительного образования способствуют овладению детьми приемами взаимодействия, навыками сотрудничества, самостоятельности. Дети кружка чувствуют и понимают эмоциональное состояние героев, вступают в ролевое взаимодействие с другими персонажами. С сентября по январь с детьми были подготовлены и проведены театрализованные постановки : «Спасибо за идею», «Самое главное дело», где дети показали очень хороший уровень подготовки в передаче образов.
Занятия театральной деятельностью и частые выступления на сцене перед зрителями способствуют реализации творческих сил и духовных потребностей ребенка, раскрепощению и повышению самооценки. Театр в детском саду учит ребенка видеть прекрасное в жизни и в людях, зародит стремление самому нести в жизнь прекрасное и доброе.
Работа по формированию у детей театрализованной деятельности ведется в тесном контакте с родителями. Они принимают активное участие по расширению развивающей среды по данному направлению. Ими были приобретены некоторые театры, шьются костюмы для выступлений.
Работа с родителями воспитанников строится на основе перспективного планирования, формы работы которого разнообразны: родительские собрания, консультации, памятки, анкетирование, проекты, совместные выставки, опыт семейного воспитания.
По данной теме проводилась работа :
-родительское собрание-педагогический блокнот «Развиваем речь ребенка с помощью театрализованной игры» (12.12.15 г);
-консультация «Развитие детей в театрализованной деятельности» (7.12.15г);
-рекомендации «Как сделать речь ребенка образной и выразительной с помощью сказки»;
-анкетирование «Театрализованная деятельность в жизни маленького ребенка» (10.12.15г);
-родители группы привлекаются к созданию мини-музея «Волшебные сказки».
Реализуется совместный проект с родителями «Мы-актеры» (январь-март 2016 г). Накапливается опыт семейного воспитания по теме «Театр для всех» семьи Тарановых. Воспитатели группы составили план работы с семьей, который выполняется. Обобщение опыта запланировано на апрель 2016 г.
Значение театрализованной деятельности невозможно переоценить. Театрализованные игры способствуют всестороннему развитию детей : развивается речь, память, целеустремленность, усидчивость, отрабатываются физические навыки (имитация движений различных животных). Кроме того, занятия театральной деятельностью требуют решительности, трудолюбия, смекалки. Сегодня, когда на фоне избыточной информации, обильных разнообразных впечатлений остро ощущается эмоциональное недоразвитие детей, значение театрального жанра заключается еще и в том, что он эмоционально развивает личность. Ведь зачастую родителям бывает некогда почитать ребенку книжку. А как загораются глаза малыша, когда взрослый читает вслух, интонационно выделяя характер каждого героя произведения!