почекаева наталья
Опыт работы по ранней профориентации «Шахтерский труд глазами детей» с использованием образовательной робототехники
▼ Скачать + Заказать документы
Из опыта работы по ранней профориентации
воспитателя МБДОУ №18 г. Кемерово
Почекаевой Н. Ю
Шахтерский труд глазами детей
(с использованием образовательной робототехники)
Что такое профессиональная ориентация? Это система мероприятий, направленных на выявление личностных особенностей, интересов и способностей у каждого человека для оказания ему помощи в разумном выборе профессии, наиболее соответствующих его индивидуальным возможностям и способностям
Публикация «Опыт работы по ранней профориентации „Шахтерский труд глазами детей“ с использованием образовательной робототехники» размещена в разделах
- Опыт работы, практика
- Профессии. Все материалы про труд взрослых и профессии
- Ранняя профориентация дошкольников
- Роботы и робототехника. Программирование
- Трудовое воспитание. Трудовая деятельность детей
- Шахтер. Знакомство с профессией
- Темочки
В рамках преемственности по профориентации детский сад является первоначальным звеном в единой непрерывной системе образования. Дошкольное учреждение – первая ступень в формировании базовых знаний о профессиях. Именно в детском саду дети знакомятся с многообразием и широким выбором профессий.
Детям еще рано задумываться кем им быть, но они получают первые элементарные знания о значимости профессий, расширяют свои познания о работе родителей, бабушек и дедушек, знакомясь с их рабочими местами, с их обязанностями, рабочими действиями. Именно в детском саду формируется уважение к труду людей и его значимости для общества. В рамках профориентационной работы наш детский сад знакомит детей старшего дошкольного возраста с родным краем, с Кузбассом как одним из богатейших регионов страны по запасам полезных ископаемых. Главным богатством Кузбасса является каменный уголь.
В детском саду дети узнают, что каменный уголь – это твердые продукты изменения древних растительных остатков (хвощи, плауны). Каменный уголь используется в виде топлива в семьях для топки печи и в промышленности. А шахтер – это рабочий, который добывает из недр земной коры различные полезные ископаемые: уголь, железо, медь, золото, алмазы и т. д
Шахтер - это одна из наиболее опасных профессий, связанная с постоянным риском. Чтобы добывать полезные ископаемые, рабочие спускаются в подземные шахты, которые расположены на огромной глубине. Эти шахты носят название «забой». Руда, которая добывается в забое, затем транспортируется наверх при помощи специальных приспособлений. Профессия шахтера – опасна, трудна, но очень важна для Кузбасса. Поэтому нашим детям необходимо донести всю значимость и почетность профессии «шахтер».
Из-за специфики производства сформировать у детей представление о труде шахтера непросто. Без использования специальных приемов мы не можем создать целостную картину функционирования шахты. Поэтому при ознакомлении детей с трудом горняков широко используем видеосюжеты, рассматривание иллюстраций, фотографий, рассказы взрослых, детей, беседы, викторины.
Из опыта своей работы по знакомству с шахтерским трудом выделю следующие этапы:
1. Изготовление макета территории Кузбасса. Рассмотрение особенностей рельефа Кемеровской области.
2. Просмотр видеоролика о возникновении залежей каменного угля
3. Рассказ о том, как был открыт каменный уголь Михайло Волковым на горелой горе 300 лет назад. Почему нашу область называют Кузбассом?
4. Рассмотрение иллюстрации о строении шахт (наземной и подземной части).
5. Знакомство с профессией «шахтер» (его функции, спецодежда, приспособления)
6. Знакомство с современным шахтным оборудованием (видеосюжет «Технологии в действии - очистной комбайн УКД 400 в работе под землей»)
Из практики …
Дети с большим интересом смотрели видеоролик по добыче угля в забое. Их заинтересовала огромная, мощная машина шахтеров. Идея создать очистной комбайнер в забое с помощью робототехники ребятами была принята на «ура». Они внимательно рассмотрели работу очистного комбайна в забое и выделили основные его части:
- исполнительный орган с режущим инструментом;
- комбайн с конвейером для выгрузки угля из зоны разрушения горной породы.
- а для создания обстановки «забоя» - массив угля и вагонетку.
Так дети собрали мини макет забоя, воссоздали работу шахтера.
Робототехнику можно использовать при знакомстве с другими профессиями, особенно связанных с техникой (например, инженер-строитель 3Д печати).
Образовательная робототехника позволяет детям лучше представлять условия работы, понимать рабочие функции, протекание технологического процесса. В своей работе активно использую любые возможности ее применения.