Светлана Демехина
Из опыта работы по программе «Креативное творчество. Топиарий» для детей от 7 до 18 лет
▼ Скачать
Муниципальное бюджетное учреждение
«Многопрофильный центр социальной помощи семье и детям «Семья»
Алексеевского городского округа
Согласовано: Утверждаю:
на методическом объединении Директор МБУ «МЦСПСиД «Семья»
педагогических работников Алексеевского городского округа
Протокол № 10 ___ Л. В. Бабенко
«24» июня 2019 г. «01» июля 2019 г.
Программа
«Креативное творчество»
(в технике «Топиарий»)
для детей от 7 до 18 лет
Подготовила:
воспитатель
Публикация «Из опыта работы по программе „Креативное творчество, Топиарий“ для детей от 7 до 18 лет» размещена в разделах
Демехина С. В.
Пояснительная записка
«Истоки творческих способностей
и дарований детей на кончиках их пальцев.
От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки,
которые питают источник творческой мысли.
Другими словами: чем больше мастерства
в детской ладошке, тем умнее ребенок».
Сухомлинский В. А.
Стремление к прекрасному было свойственно людям во все времена. Украшая свое жилье, одежду, предметы повседневного обихода, человек воплощал свои мечты и фантазии, поднимаясь над ежедневными однообразными заботами. Занятие любым видом рукоделия немыслимо без творчества. А развитие творческих способностей обучающихся рассматривается как одно из приоритетных направлений в педагогике. Творчество - яркое и неповторимое явление национальной культуры, изучение которой обогащает, доставляет радость общения с настоящим искусством. Эстетическое воспитание на традиционных видах народного искусства – наиболее эффективная форма приобщения детей к национальной культуре нашего народа, ознакомления их с различными видами декоративно – прикладного искусства. В настоящее время уделяется огромное внимание созданию изделий ручной работы, которые помогают в воспитании гармонично развитой личности.
Декоративно-прикладное творчество предполагает разнообразные формы выражения и использует огромное число материалов. Работа с таким многообразием материалов позволяет овладеть многочисленными практическими навыками. Знакомство с различными видами и техниками прикладного дизайна происходит в процессе творческой деятельности направленной на воплощение собственной креативной идеи в конкретном материале.
Мода на искусственные домашние топиарии – декоративные чудо-деревья, выполненные в форме причудливого шара на высокой ножке и являющиеся аналогами живых топиарных фигур, находится сегодня в самом расцвете. И если для фигурной стрижки живых растений, расположенных на дачном участке, необходимо потратить много времени и сил, то для создания небольшого дерева счастья для дома много усилий не потребуется.
Освоить искусство оформления домашних топиариев очень просто, а все необходимые материалы всегда есть в продаже и доступны по цене. Самое главное здесь – проявить собственную фантазию и творческие способности. В качестве подарка такое произведение искусства доставит положительные эмоции и впечатления не только тому, кому его подарят, но и тому, кто будет вручать такой по-настоящему уникальный подарок, ведь перед этим предстоят приятные минуты оформления чудо - дерева! Принято считать, что топиарии приносят счастье.
Актуальность данной программы обусловлена проблемой сохранения
художественной самобытности и культуры через декоративно-прикладное
искусство, путем изготовления оригинальных изделий в различной технике
декоративно-прикладного искусства. Не маловажно и то, что программа
формирует мировоззрение учащихся о культурном наследии, как всего мира,
так и русского народа. Творчество - яркое и неповторимое явление
национальной культуры, изучение которой обогащает, доставляет радость
общения с настоящим искусством. Эстетическое воспитание на
традиционных видах народного искусства – наиболее эффективная форма
приобщения детей к национальной культуре нашего народа, ознакомления их
с различными видами декоративно – прикладного искусства. В настоящее
время уделяется огромное внимание созданию изделий ручной работы,
которые помогают в воспитании гармонично развитой личности.
Новизна предложенного курса заключается в использовании нового направления в мире декора – изготовление топиариев.
Обучаясь по программе «Креативное творчество» дети приобщаются к искусству, у них развивается и укрепляется творческое начало, развивается воображение и наглядно-образное мышление, развиваются коммуникативные качества личности.
В разработке Программы использованы следующие нормативно- правовые документы:
1. Закон РФ «Об образовании» от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ; 2. Типовое Положение об образовательном учреждении дополнительного образования детей (Утверждено постановлением Правительства РФ от 07.03.95 № 233 с изменениями и дополнениями, утвержденными постановлением Правительства РФ от 22.02.97 № 212).
3. СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, созданию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей»;
4. Методические рекомендации по развитию дополнительного образования детей в общеобразовательных учреждениях (приложение к письму Минобразования России от 11.06.02 № 30-15-433/16).
5. Требования к содержанию и оформлению программ дополнительного образования детей. Министерства образования РФ (письмо от 11.12.2006 №06-1844)
6. Конвенция о правах ребенка.
7. Устав учреждения.
Основная цель программы - создание условий для творческого развития воспитанников.
Программа направлена на решение следующих задач:
• Познавательная:
- развить познавательный интерес детей, включив их в деятельность по освоению техники выполнения топиария.
• Развивающие:
- развить личность воспитанников, их активность, самостоятельность, умение общаться;
- развить творческие способности детей, умения и навыки чувствовать и создавать красоту в окружающей жизни.
• Мотивационная:
- создать комфортную обстановку, атмосферу доброжелательности и сотрудничества, включив воспитанников в активную деятельность по освоению техники выполнения топиария.
• Воспитывающие:
- воспитать у детей общую культуру труда (уметь организовать свое рабочее место, содержать его и рабочие инструменты всегда в порядке);
- воспитать целеустремленность и творческое отношение к труду, усидчивость, аккуратность, дисциплинированность и ответственность в труде.
• Обучающие:
- сформировать знания о различных способах изготовления топиария, о декоративных материалах, о тканях и расходниках, используемых для этого;
- обучить детей практическим умениям и навыкам выполнения топиария.
• Эстетическая:
- воспитать аккуратность, опрятность, культуру поведения, умение ценить красоту художественного изделия.
Программа ориентирована на обучающихся 7-17 лет, увлекающихся творчеством и желающих развить свои творческие способности. При разработке данной программы учитывались возрастные психологические особенности младшего и старшего школьного возраста. В этот период происходит формирование произвольности, и таких познавательных процессов как память, внимание, мышление и воображение, обучающиеся определяют свое место в кругу друзей, семьи, формируют свои интересы, но имеют мало возможностей выразить свое отношение к окружающему миру. Именно прикладное творчество обладает такими возможностями, поэтому основной акцент делается именно на этот вид деятельности.
Программа рассчитана на шесть месяцев обучения (38 ч. по 2 часа в неделю).
Занятия проходят 2 раза в неделю по 1 часу, продолжительность занятия 45минут.
Набор в группу - свободный, он основан на желании детей научиться изготавливать топиарий своими руками. Наполняемость группы: допустимая – 15 человек, оптимальная – 10 - 12 человек.
Работа в коллективе строится на основе дружеского общения воспитанников и педагога, добровольности, игры, учета возрастных и индивидуальных особенностей. Такая атмосфера способствует проявлению интереса к прекрасному, развитию творческого воображения и опирается на основные педагогические принципы:
• принцип научности – направлен на формирование у обучающихся умений и навыков в работе с различными материалами, способствует развитию их познавательной активности, усвоению новых терминов и понятий;
• связь теории с практикой – те знания, которые дети получают на занятиях, воплощаются в практической деятельности;
• принцип обучения и воспитания детей в коллективе – воспитывается и развивается чувство ответственности, коллективизма, товарищеской взаимопомощи;
• принцип последовательности и систематичности – направлен на развитие компетентности детей в данном виде творчества;
• принцип доступности – деятельность в коллективе строится на основе реальных возможностей ребенка, учебный материал прост и доступен;
• принцип наглядности – обеспечивается применением разнообразных образцов, иллюстраций, использованием технологических карт и схем изготовления.
Для усвоения обучающимися материала программы используются различные методы:
• словесный (рассказ, беседа);
• наглядный (коллективное рассматривание и обсуждение произведений искусств, демонстрация);
• интегрированный (сочетание различных видов деятельности);
• практический (показ приемов работы учителем, индивидуальная и коллективная работа, дидактическая игра);
• творческий (исследования, поиск материала, творческая работа);
• непосредственный контроль восприятия (анализ и сравнение).
В процессе обучения используются различные формы занятий:
• занятие - диалог, занятие - фантазия, способствуют развитию у детей памяти, внимания и творческого воображения;
• экскурсия учит наблюдать, сравнивать, отличать положительные и отрицательные стороны, находить нужные объекты;
• выставки помогают ребенку продемонстрировать результаты собственной работы, а также познакомиться с достижениями других.
Структура занятий включает теоретическую и практическую части. Программа предусматривает преподавание материала по «восходящей спирали», то есть периодическое возвращение к определенным темам на более высоком и сложном уровне. Изучение каждой темы завершается выполнением творческого задания, т. е. теоретические задания и технологические приемы подкрепляются практическим применением.
Занятия чаще всего носят комбинированный характер. Предполагаются различные упражнения, задания, обогащающие словарный запас детей. Информативный материал дается как перед практической частью, так и во время работы. В программе органически сочетаются разнообразные игровые и образовательные формы деятельности, а также использование здоровьесберегающих технологий (физминутки, тематическая разминка).
Программа ориентирует обучающихся на самостоятельность в поисках композиционных решений, в выборе способов изготовления творческих работ. Занятия позволяют развивать творческие задатки обучающихся, мелкую моторику пальцев рук; самоутверждаться, проявляя индивидуальность и получая результат своего творения.
Эффективность программы основывается на результатах обучения, которые выявляются в ходе контроля качества знаний, умений и навыков посредством тестирования и самоанализа обучающихся.
Знания, умения и навыки обучающихся оцениваются по трехуровневой системе:
- Р (репродуктивный уровень) – решение творческих задач по образцу;
- Э (эвристический, ассоциативный) – решение творческих задач с элементами рационализаторства и изобретательства;
- К (креативный, творческий, продвинутый) – творческое воплощение собственных разработок на основе полученных знаний, умений и навыков и фиксируется в журнале объединения.
В течение полугода обучающиеся принимают участие в различных выставках детского творчества, что позволяет им увидеть свою работу в сравнении с другими.
Учебно-тематический план
№ п/п Разделы Всего часов Теория Практика Контроль
1 Вводное занятие 1 1 - Анкетирование
2 История создания топиария 1 1 -
3 Материалы и инструменты для изготовления топиария 2 1 1
4 Цветовое решение 2 1 1
5 Аранжировка букета:
- формообразование;
- конструкция;
- декорирование. 8 3 5
6 Технология изготовления топиария 3 1 2
7 Топиарий - букет (Разновидности топиария);
- Новогодний топиарий;
-Топиарий из природных материалов;
- Кофейный топиарий-Топиарий из органзы с искусственными цветами;
- Топиарий из фоамирана;
- Топиарий из помпонов;
- Топиарий из фетра;
- Топиарий из гофрированной бумаги;
- Топиарий из сизаля с фруктами;
- Топиарий из газетной и журнальной бумаги;
- Композиция с
сочетанием природных,
текстильных и
декоративных
материалов. 19 3 16
Промежуточная
аттестация –
самостоятельная
работа, контрольные
вопросы
8
Проектная деятельность.
Теоретическая и
практическая работа над
проектом. Выставочная деятельность. 12 6 6 Итоговая аттестация – защита проекта
9 Итоговое занятие 1 1 -
10 Итого
48
17
31
Ожидаемые результаты
Прохождение программы предполагает овладение обучающимися
комплексом знаний, умений и навыков, обеспечивающих их практическое
применение.
По итогам обучении обучающиеся будут знать:
- правила техники безопасности во время работы
- историю возникновения Топиария
- значение терминов Топиарий, композиция, дизайнер и т. д.
- основные технологические приемы работы с природными и
декоративными материалами, тканью, фурнитурой и т. д.
- название инструментов и приспособленный для работы в данной технике и
обработки различных материалов.
будут уметь:
- организовывать свое рабочее место с учетом техники безопасности
- работать нужными материалами, инструментами и приспособлениями
- самостоятельно выполнять изделия и композиции Топиария разной
сложности
- сочетать природные и декоративные материалы, владеть различными
приемами Топиария, и использовать их в практической работе.
- выполнять собственный проект и защищать его перед аудиторией.
Условия реализации программы
Данную программу может реализовывать педагог соответствующей
квалификации.
В творческое объединение «Креативное творчество» принимаются все желающиезаниматься декоративно-прикладным творчеством.
Для успешной реализации программы необходимо учебное помещение
столы, стулья, соответствующие возрасту и нормам СанПин, инструменты и
приспособления для занятий.
Методическое обеспечение
Программа обеспечена разнообразными видами методической продукции. Это, прежде всего, разработки творческих игр, викторин адаптированных для детей младшего школьного возраста. Это и ситуативные импровизационные игры, возникающие прямо по ходу отдельных занятий, и заранее спланированные педагогом игры и игровые ситуации, в которые дети охотно включаются, изучая те или иные разделы и темы.
Чтобы занятия были увлекательными и интересными, а работа вызывала у детей чувство радости и удовлетворения, педагогу необходимо создать такие условия для проведения образовательного процесса, при которых познавательная и созидательная деятельность переплетались бы со зрелищно-игровым процессом. Такая установка не только соответствует возрасту детей, для которых предназначена программа, но и помогает выявить творческие способности детей с учетом возраста и индивидуальности каждого ребенка, ведь дети принимаются в объединения с разной степенью одаренности и различным уровнем исходной базовой подготовки. Поэтому так важно обеспечить индивидуальный подход к каждому ребенку.
Игра в этом плане имеет особое значение. Она помогает педагогу выстроить образовательный процесс по принципу от простого к сложному; освоить материал в соответствии с индивидуальными возможностями ребенка, создав при этом каждому ситуацию успеха, ведь каждый ребенок – уникальная личность. Он обладает своим характером, темпераментом, чувствами, увлечениями. У каждого – свой ритм и темп работы.
Также игра объединяет детей, содействует формированию детского коллектива. С этой целью используются практические задания, выполнение которых предполагает организацию коллективной работы детей.
Дети младшего школьного возраста от природы свободны и раскрепощены. У них нет комплексов более «взрослых» детей. Они, как правило, не боятся браться за любую поставленную педагогом задачу. Любая новая технология, новый материал вызывает у них здоровый активный интерес, желание работать.
Программой предусмотрено методическое обоснование процесса организации образовательной деятельности и форм проведения занятий.
Как показала практика, оптимален следующий способ построения учебного процесса: сначала педагог объясняет обучающимся тему занятия, задачи, которые они должны решить, средства и способы их выполнения. Параллельно с этим может идти показ вспомогательного материала, иллюстрирующего тему занятия: фотографии, лучшие детские работы из фонда объединения.
При этом педагог может предложить детям просмотреть дидактические материалы, методические таблицы и пособия. Это создает благоприятную почву для развития познавательного интереса обучающихся и появления творческого настроения.
После изложения теоретических сведений педагог вместе с детьми переходит к практической деятельности. Метод непосредственного показа очень важен, т. к. учит детей технике обращения с различными художественными материалами. Педагог демонстрирует, как нужно работать с разными инструментами. Таким образом, педагог раскрывает творческие возможности работы над определённым заданием.
Дети после объяснения приступают к работе. Практическая деятельность обучающихся строится от простого к сложному, от учебных упражнений до построения композиции.
В конце занятия для закрепления полученных знаний и умений уместно провести анализ выполненной работы и разбор типичных ошибок. После подведения итогов занятия педагог может дать рекомендации детям в виде домашнего задания.
Чтобы дети не уставали, а полученные результаты радовали и вызывали ощущение успеха, задания должны быть зрительно эффектными. В этих целях программа обеспечена специальным набором игровых приёмов.
На первых занятиях особенно важно похвалить каждого ребёнка за выполненную работу, внушить уверенность в себе, воодушевить на продолжение обучения.
Эффективно включиться в процесс работы детям помогает на занятиях музыка, составляющая значимую часть методического сопровождения программы.
Перед началом занятий, а также когда дети устают, полезно проводить игровую разминку для кистей рук (физминутки).
Чтобы дети быстро не утомлялись и не теряли интерес к предмету, полезно вводить смену видов деятельности и чередование технических приёмов с игровыми заданиями. Такая «подзарядка» стимулирует обучающегося на творческий настрой, рождает в каждом ребенке уверенность в своих потенциальных возможностях.
Удачи окрыляют даже самых неуверенных детей, пробуждают желание экспериментировать, творить, дать своей фантазии «космическую» свободу.
В условиях предвкушения удачи образовательный процесс будет проходить легко, вызывая активный интерес каждого ребенка, независимо от его способностей, что приведет к желаемому результату.
Дидактические материалы (таблицы, наглядные пособия, демонстрационные карточки, образцы выполненных заданий и др.) используются на каждом занятии, кроме занятий по развитию фантазии, воображения и проверочных занятий.
Техническое оснащение программы
Успешная реализация программы и достижения, обучающихся во многом зависят от правильной организации рабочего пространства.
Хорошо, если кабинет, в котором проходят занятия, украшен лучшими детскими работами. Кабинет для занятий должен быть хорошо освещен (естественным и электрическим светом) и оборудован необходимой мебелью: столами, стульями, табуретами, шкафами.
В учебном кабинете необходимо иметь специальный методический фонд, библиотеку по искусству, а также современные технические средства обучения (телевизор, видеомагнитофон, компьютер, проектор, видеоплеер и др.).
Набор рабочих инструментов : ножницы, иглы, циркуль, линейка, карандаш, кисти, наперсток.
Материал: ткань, мех, нитки, пуговицы, цветная бумага и картон, акварель, цветные карандаши, клей ПВА, цветная фольга, бросовый и природный материал.
Литература для педагога:
1. Возвращение к истокам. Народное искусство и детское творчество : учебно-методическое пособие. /Под ред. Шпикаловой Т. Я., Поровской Г. А. – М., 2000.
2. Основы народного и декоративно-прикладного искусства. Для школ с углубленным изучением предметов художественно-эстетического цикла. 1 – 4 классы 11-летней школы. / Сост. Шпикалова Т. Я. ,
Комарова Т. С., Светловская Н. Н. и др. – М. : Просвещение, 1996.
3. Колякина В. И. Методика организации уроков коллективного творчества. планы и сценарии уроков. – М. : ВЛАДОС, 2002.
11. Знаете ли вы своего ученика. Пособие для педагогов. - М., 1996.
12. Ануфриева М. Я. Искусство бисероплетения. Современная школа. – М. : Культура и традиции, 1999.
13. Маркман Л. А. Бисерная фантазия. /Издатель И. В. Балабанов. - М., 1999.
15. Маерова К., Дубинская М. Русское народное прикладное искусство. - М., 1990.
16. Сокольникова Н. М. Основы композиции. - Обнинск: Титул,1996.
18. Рожков С. Берегиня. Опыт мастеров. - М., 1993.
19. Неменский Б. Мудрость красоты. – М. : Просвещение, 1987.
27. Задворная Т. Д. Аранжировка цветов. – М., 1994.
28. Золотницкий Н. Ф. Цветы в легендах и преданиях. – М. : Фирма «Т-Око», 1992.
29. Клевенская Т. М., Панкратов В. П. Цветочная аранжировка. – М. : Агропромиздат, 1988.
30. Монсеррат Омс-и-Вальдеорила Сухие цветы. 100 идей для украшения вашего дома. – М. : АСТ-Пресс, 1997.
31. Наумова И., Осипова Н. Цветов таинственная сила. – М. : Панорама, 1993.
32. Немченко Э. П. Многолетние цветы в саду. – М. : ЗАО Фитон+, 1999.
33. Осипова Н. В. Современный цветочный дизайн. – М. : Олма-Пресс, 2001.
34. Пронников В. Икэбана или вселенная, запечатленная в цветке. – М. : Наука, 1985.
35. Хен Р. Азбука цветов. – Берлин, 1979
36. Хессайон Д. Г. Об аранжировке цветов. – М. : Кладезь-Букс, 1999.
Литература для обучающихся:
1. Барец А. О. Наброски и зарисовки. – М., 1970.
2. Каменева Е. Какого цвета радуга. - М. : Детская литература, 1984.
3. Аколозова Л. М. Украшения из бисера. М. : Культура и традиции, 1999. 7. Любимов Л. Искусство древнего мира. – М. : Просвещение, 1996.