Снежана Сергеевна Гарбуз
Формирование патриотических чувств у старших дошкольников в процессе приобщения к культуре народов Хакасии (из опыта работы)
Тема: Формирование патриотических чувств у старших дошкольников в процессе приобщения к культуре народов Хакасии.
Актуальность: Выбор темы не случаен, так как патриотическое воспитание подрастающего поколения сегодня является одной из приоритетных задач нравственного воспитания. События последних десятилетий в нашей истории заставляют по-новому взглянуть на, казалось бы, достаточно привычные и вполне понятные значения слов — патриотизм и гражданственность. Современные дети отстранились от отечественной культуры, общественно-исторического опыта своего народа.
Публикация «Формирование патриотических чувств у старших дошкольников в процессе приобщения к культуре народов Хакасии (из опыта работы)» размещена в разделах
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Опыт работы, практика
- Республика Хакасия
- Старшая группа
- Толерантность, поликультурное воспитание
- Темочки
Старший дошкольный возраст благоприятствует воспитанию патриотических чувств, так как именно в это время происходит формирование культурно-ценностных ориентаций, духовно-нравственной основы личности ребёнка, развитие его эмоций, чувств, мышления, начинается процесс осознания себя в окружающем мире. Также этот возраст благоприятен для эмоционально-психологического воздействия на ребёнка, т. к. образы восприятия действительности, культурного пространства очень ярки и сильны и поэтому остаются в памяти надолго, а иногда и на всю жизнь, что очень важно в воспитании патриотизма.
Все мы знаем, что патриотизм проявляется в чувстве гордости за достижения родной страны. В уважении к историческому прошлому своего народа. В бережном отношении к народной памяти, к национально-культурным традициям
Цель: формировать у детей дошкольного возраста патриотические отношения и чувства к своей семье, городу, природе, культуре на основе исторических и природных особенностей родного края.
Задачи:
- воспитание собственного достоинства как представителя своего народа, уважения к прошлому, настоящему, будущему родного края, толерантного отношения к представителям других национальностей.
- формирование у дошкольников нравственных качеств личности через ознакомление с малой родиной.
В процессе работы по самообразованию мы изучали литературу:
1. Л. П. Белая, Е. А. Вороткова и др. Патриотическое воспитание детей дошкольного возраста в условиях социального партнерства.
2. Н. Г. Комратова Патриотическое воспитание детей 4-7 лет.
3. А. Н. Балгазина Моя Хакасия.
А также пользовались интернет ресурсами.
Работа по теме самообразования проводится регулярно и в системе. Для успешной социализации воспитанников тема тесно пересекается в различных видах детской творческой деятельности в форме кружка «Моя Хакасия».
Поэтому мы разработали рабочую программу, составили календарно тематическое планирование. Родители дали согласие на посещение детьми кружка. Большая роль в воспитании патриотизма отводится созданию условий, в группе была обновлена предметно развивающая среда, таким образом, мы создали мини-музей «Моя Хакасия». В подборе материала родители принимали активное участие. Изготавливали атрибуты; кукла в хакасской одежде, пого, хакасский бубен. Макеты; юрта, саяно-шушенская ГЭС, Саянские горы. Совместно с детьми создали Интерактивные папки Лэпбуки: «Хакасские орнаменты», «Лето в Хакасии». Провели экскурсию по родному городу.
Дети нашей группы принимали активное участие в городских конкурсах. В конкурсах рисунков и поделок по теме: «Мой город», «Батюшка Енисей», где получили индивидуальные призы. Участвовали в городском конкурсе по театральной деятельности со сказкой «Легенда о Хакасии», заняли 2 место. Также показали сказку детям ДОУ и родителям группы. А в номинации «АБВГДей-ка» Полина Актешева со стихотворением Доможакова «Если ты приедешь в наши дали» заняла 1 место.
Подготовили с детьми хакасский танец «Прилет птиц» к городскому конкурсу «Хрустальный ключик», заняли 2 место.
Вместе с педагогами ДОУ приняли участие во Всероссийском конкурсе проектов «Мой выбор». Где получили диплом 2 степени.
Своим опытом работы по данной теме мы делились с педагогами ДОУ:
Провели открытое занятие: «Хакасия, мой край родной».
Провели хакасский праздник «Чыл Пазы» совместно с работником краеведческого музея Тохтобиной Л. В. для педагогов, гостей, родителей и детей ДОУ.
Вместе с педагогами ДОУ приняли участие во Всероссийском конкурсе проектов «Мой выбор». Где получили диплом 2 степени.
Участвовали в международно-практической конференции с докладом: «Фольклор и литература народов Сибири в условиях интеграции культур».
Вся проведенная нами работа позволяет наиболее результативно решать воспитательно-образовательные задачи по формированию патриотических чувств у дошкольников.
Если на начало 2019-2020 уч. года дети старшей группы показали результат: 8детей средний уровень сформированности чувства патриотизма, 13 детей низкий уровень. То в подготовительной группе на конец 2020-2021уч. года у 11детей высокий уровень, у 10 детей средний уровень.
Таким образом: значительно вырос уровень сформированных патриотических знаний и правильного отношения к миру, стране, природе у дошкольников. У детей появился интерес к истории, местной художественной литературе, природным богатствам родного края. Выросло количество участников, проводимых в детском саду конкурсов и акций краеведческой тематики, направленных на развитие творческих способностей, любознательности, воспитание любви к малой родине.