Наталья Слепнева
Палочки Кюизенера как средство интеллектуального развития детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Актуальность опыта
Эффективное развитие интеллектуальных способностей детей дошкольного возраста — одна из актуальных проблем современности. В дошкольном возрасте закладываются основы знаний, необходимых ребенку в школе. Математика представляет собой сложную науку, которая может вызвать определенные трудности во время школьного обучения. К тому же далеко не все дети имеют склонности и обладают математическим складом ума, поэтому при подготовке к школе важно познакомить ребенка с основами логического мышления, основными приемами: сравнение, синтез, анализ, классификация, доказательство и другими, которые используются во всех видах деятельности и являются основой математических способностей.
Публикация «Палочки Кюизенера как средство интеллектуального развития детей дошкольного возраста» размещена в разделах
Многие полагают, что главное при подготовке к школе - это познакомить ребенка с цифрами и научить его писать, считать, складывать и вычитать (на деле это обычно выливается в попытку выучить наизусть результаты сложения и вычитания в пределах 10). Эти умения очень недолго выручают ребенка на уроках математики. Запас заученных знаний кончается очень быстро (через месяц-два, и несформированность собственного умения продуктивно мыслить (то есть самостоятельно выполнять указанные выше мыслительные действия на математическом содержании) очень быстро приводит к появлению "проблем с математикой.
В то же время, ребенок с развитым логическим мышлением всегда имеет больше шансов быть успешным в математике, даже если он не был заранее научен элементам школьной программы (счету, вычислениям и т. п., поскольку учебники математики вышеуказанных систем построены таким образом, что уже на первых уроках ребенок должен использовать умения сравнивать, классифицировать, анализировать и обобщать результаты своей деятельности.
Современная педагогическая и учебно-методическая литература предлагает разнообразные методики, стимулирующие интеллектуальное развитие детей. Однако в литературе трудно найти целостный набор средств, приемов и методов, совокупность которых позволяет обеспечить технологичность этого процесса.
Одним из путей развития математических способностей дошкольников является использование палочек Кюинезера, которые мы и решили использовать в работе с нашими воспитанниками.
Бельгийский учитель начальной школы
Джордж Кюизинер (1891-1976)
разработал универсальный дидактический
материал для развития у детей
математических способностей.
1952 году он опубликовал книгу "Числа и цвета", посвященную своему пособию.
Палочки Кюизенера – это счетные палочки,
которые еще называют «числа в цвете», цветными палочками, цветными числами, цветными линеечками.
Комплект состоит из пластмассовых призм 10 различных цветов и форм.
Наименьшая призма имеет длину 10мм, является кубиком.
В состав комплекта входят:
белая - число 1 - 25 штук,
розовая - число 2 - 20 штук,
голубая – число 3 - 16 штук,
красная – число 4 - 12 штук,
жёлтая – число 5 - 10 штук,
фиолетовая – число 6 - 9 штук,
чёрная – число 7 - 8 штук,
бордовая – число 8 - 7 штук,
синяя – число 9 - 5 штук,
оранжевая – число 10 - 4 штук.
В каждом из наборов действует правило: чем больше длина палочки, тем больше
значение того числа, которое она выражает. Цвета, в которые окрашены
палочки, зависят от числовых соотношений, определяемых простыми числами
первого десятка натурального ряда чисел.
Каждая палочка - это число, выраженное цветом и величиной.
Цель: Развитие интеллектуальных, творческих, личностных качеств ребенка дошкольного возраста.
Задачи:
Приобретение знаний о множестве, числе, величине, форме, пространстве и времени, как основах математического развития.
Формирование приемов умственных действий:
Научить делить целое на части и измерять объекты условными мерками, освоить в процессе этой практической деятельности некоторые простейшие виды функциональной зависимости;
Подойти вплотную к сложению, умножению, вычитанию и делению чисел.
Развитие вариативного и образного мышления, творческого воображения.
Формирование познавательной мотивации.
Развитие любознательности, самостоятельности, инициативности.
На начальном этапе палочки используются как игровой материал. Дети играют
с ними, как с обычными кубиками, палочками, конструктором, по ходу
знакомятся с цветами, размерами и формами.
Рекомендованы для занятий с детьми начиная с годовалого возраста.
Развивают мелкую моторику и зрительное восприятие.
Например через сказку: выстроить разноцветный заборчик для трех поросят, у
Ниф-нифа будет маленький белый заборчик,у Наф-нафа в 2 раза больше и
длиннее — красный, а у Нуф-Нуфа — самый длинный и высокий — коричневый.
Существуют определенные
схемы, по которым можно
составить целый
сюжетный рисунок.
Примеры заданий на первом этапе:
Попросите ребенка положить столько же палочек и такого же цвета, как у вас.
Перемешайте все палочки Кюизенера. Попросите ребенка разложить их по цветовому признаку группами с указанием цвета.
Попросите ребенка:
выбрать из набора самую короткую и самую длинную палочки;
разложить палочки по длине и цвету;
с закрытыми глазами найти две палочки разной длины. Дайте подсказку, какого цвета одна палочка. Сможет ли он догадаться, какого цвета другая палочка?
с помощью красной палочки измерить длину окружающих предметов: стола, стула, книги и т. д. ;
сделать фигуру такую же как у вас (выложена на столе).
Выложите несколько палочек в ряд, дайте пару секунд, чтобы ребенок их запомнил. Попросите его отвернуться — и уберите из ряда одну палочку. Ребенок должен догадаться, какая палочка пропала.
Попросите ребенка определить насколько одна палочка длиннее (короче другой).
На втором этапе палочки уже выступают как пособие для маленьких
математиков. И тут дети учатся постигать законы загадочного мира чисел и
других математических понятий. Дети в буквальном смысле учатся
«чувствовать» числа, то есть обучение проходит не через абстрактные понятия,
которые для малышей пока очень расплывчаты, а через практику.
Освоение сравнений и понятия части и целого.
Например, Чебурашка очень любит есть конфеты. Он может выбрать: либо
полакомиться одной синей конфетой, но большой, либо большим количеством
белых конфет, но маленьких. Какие конфеты выберет Чебурашка? Сколько
белых конфет помещается в одну большую синюю?
Таким образом, мы подводим ребенка к азам счета.
Освоение отношений по длине, высоте.
Используются различные игровые задачи: «Я спрятала палочку длиннее желтой.
Найдите ее! (Скажите какую)». Или: задавать вопросы, на которые возможно как
можно больше ответов. "Назови все палочки, которые короче синей, но длиннее
черной".
Составление ковриков, узоров.
Дети составляют различные ковры, в результате чего у них вырабатывается представление о понятии "столько же"
Возможны различные варианты.
Построить ковер как можно больше без какого-либо условия (правила). Построить ковер так, чтобы все полосы в нем были разного цвета. Построить ковер из палочек только определенного цвета и т. д. Составление узоров.
Состав числа.
Из нескольких одинаковых палочек нужно составить такую же по длине, как
желтая.
Усложнения: из нескольких палочек нужно составить такую же по длине, как
желтая.
Освоение дробных чисел:
Например, возьмите палочку вишневого цвета, обозначающую число 4.
Сколько красных палочек в нее помещается и соответственно какую часть
составляет красная палочка от коричневой?
Палочки Кюизенера – простая «визитная карточка» таблицы умножения.
Начнем с белой палочки, обозначающей число один.
Если ее взять в единственном числе, то и получится число один.
Если взять десять белых палочек, получится уже число 10, которое нужно проверить «правильной палочкой».
Палочки Кюинезера и обучение грамоте
Палочки Кюинезера помогут заинтересовать
и облегчить задачу ознакомления детей с буквами.
Детям можно предложить выложить букву
по образцу (по картинке, затем
самостоятельно по заданию или по желанию.
Усложняя задачу, детям предлагаем
выложить слово, затем предложение,
можно предложить выполнить
задание парами, коллективно.
Примеры заданий на втором этапе:
Вы называете число — ребенок находит палочку соответствующего цвета. Вначале числа можно называть по порядку, далее — задача усложняется, числа идут вразбивку.
Выкладываем лесенку из десяти палочек от меньшей (белой) к большей (оранжевой и наоборот). Пройдитесь пальчиками по ступенькам лесенки, можно посчитать вслух от 1 до 10 и обратно.
Положи синюю палочку между красной и желтой, а оранжевую слева от красной, розовую слева от красной.
С закрытыми глазами возьми любую палочку из коробки, посмотри на нее и назови ее цвет (позже можно определять цвет палочек даже с закрытыми глазами).
Найди любую палочку, которая короче синей, длиннее красной.
Постройте поезд из вагонов разной длины, начиная от самого короткого и заканчивая самым длинным. Спросите, какого цвета вагон стоит пятым, восьмым. Какой вагон справа от синего, слева от желтого. Какой вагон тут самый короткий, самый длинный? Какие вагоны длиннее желтого, короче синего.
Составь два поезда. Первый из розовой и фиолетовой, а второй из голубой и красной. Один поезд состоит из голубой и красной палочки. Из белых палочек составь поезд длиннее имеющегося на 1 вагон.
Заключение.
Методика Кюизенера – универсальна, она не вступает в противоречие ни с одной из существующих методик, а наоборот, удачно их дополняет.
Хотя палочки Кюизенера предназначены непосредственно для обучения математике и объяснения математических концепций, они оказывают дополнительное положительное воздействие на ряд пограничных областей: развивают мелкую моторику, зрительное и пространственное восприятие, стимулируют воображение, приучают к порядку.
Палочки Кюизенера просты и понятны детям: они привыкают к ним еще в совсем раннем возрасте и уже воспринимают в качестве игрового материала, а не видят в них скучное заучивание чисел.
Библиографический список:
1. Бондаренко А. К. Дидактические игры в детском саду: Кн. для воспитателя дет. сада. - 2-е изд., дораб. - М. : Просвещение, 1991. - 160 с. : ил.
2. Выготский Л. С. Избранные психологические исследования. Мышление и речь. Проблемы психологического развития ребенка- М. : Изд. Акад. пед. Наук РСФСР,1956.- 520с.
3. Игры и упражнения по развитию умственных способностей у детей дошкольного возраста : Кн. для воспитателя дет. сада/ Л. А. Венгер, О. М. Дьяченко, Р. И. Говорова, Л. И. Цеханская; Сост. Л. А. Венгер, О. М. Дьяченко. - М. : Просвещение, 1989. - 127 с. : ил.
4. Леонтьев А. Н. Проблемы развития психики, 4-е изд., М. : Изд. Москов. ун-та,1981.- 584с.
5. Логика и математика для дошкольников : Методическое пособие/ Авт. -сост. Е. А. Носова, Р. Л. Непомнящая/ (библиотека программы «Детство»). - СПб. : Акцидент, 1997. - 79с.
6. Михайлова З. А. Игровые занимательные задачи для дошкольников : Кн. Для воспитателей детских садов. - 2-е изд., дораб. - М. : Просвещение, 1999.