Марина Мельчанова
Организация и проведение игры «Телевидение»
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по познавательно-речевому развитию детей № 27 «Кораблик» Городского округа «Город Якутск»
Мельчанова Марина Николаевна
Из опыта работы: «Организация и проведение игры «Телевидение».
Публикация «Организация и проведение игры „Телевидение“» размещена в разделах
Игровая деятельность – одно из самых удивительных и еще не понятых до конца явлений в развитии живых существ. Игра неизменно возникает на всех стадиях культурной жизни у самых разных народов и представляет неустранимую и естественную особенность человеческой природы. Австралийский психолог З. Фрейд полагал, что игра – это способ удовлетворения ребенком его реально неудовлетворенных желаний. Задача педагога – дошкольника состоит в том, чтобы удовлетворить естественное желание детей и одновременно помочь сформировать в них те необходимые компетенции, которые будут необходимы при следующей ступени развития ребенка и его личности.
Первым звеном организации игры были наблюдения, на основе которых были сформулированы задачи. После этого развернули игровой процесс. Заметим, что именно подражательно – процессуальные игры привели нас к сюжету «Телевидение».
Следующим звеном были игры – драматизации. В них дети играли охотно. Выступления маленьких артистов наблюдал весь детский сад, также Якутский технический участок водных путей и городской «Дом ребенка». Наигравшись в артистов, переключились на длительную, развернутую игру «Телевидение».
Рассмотрим этапы организации игры :
1 этап. Подражательно – процессуальные и режиссерские игры. На этом этапе (3-4 года) подражательный процесс достаточно активен. Манипулируя предметами, игровым материалом дети самостоятельно или с помощью взрослого обыгрывали несложный смысловой сюжет (девочка и кошка, мама и доченька, ведущая и Хрюша, т е подвергали действиям предметы, обличая и оживляя их. Педагогическое сопровождение игры заключалось во взаимодействии, что помогло детям раскрыться в плане общения, фантазии и других психологических характеристик (креативность, личностный рост).
2 этап. Игра драматизация. Этот вид игры протекал на протяжении года (4-5 лет). Под руководством педагога Мельчановой М. Н. были организованы следующее разыгрывание сказок: «Волшебный цветок», «Дюймовочка», «Лесная сказка» и другие. Роли распределялись согласно договоренности детей и воспитателя, затем проговаривали это коллегиальное решение родителям. В итоге, подготовленные спектакли были представлены всем группам детского сада, а позже и старшей группе городского «Дома ребенка». Руководителем и организатором этой масштабной педагогической работы выступила - Мельчанова М. Н. Опыт работы драматического характера был обобщен в 2000. На втором этапе педагог активно сотрудничает с родителями и психологом. Родители оказали помощь в ролевой подготовке и в приготовлении костюмов. Психолог, сопровождал педагога, консультируя по вопросам: возрастной психологии, личностного развития, индивидуального подхода.
3 этап. Сюжетно – ролевая игра «Телевидение». Переход к сюжетно – ролевой игре является закономерным процессом в развитии дошкольника. Сюжетом в игре «Телевидение» является сфера телевидения, в частности серия телевизионных программ. Переход к игре произошел незаметно. Дети, накопив опыт игрой деятельности самостоятельно стали воплощать настоящий сюжет, подражать, рядиться. Взрослым, конечно же, следовало бы помогать, что мы и сделали. С внедрением в игру педагога расширилась сюжетная область, словарный запас, атрибутика. Желание играть набирало обороты. Если в 3 – 4 года дети посвящали себя игре 10 – 15 минут, то в 5- 6 лет играли по 30 – 50 минут, в подготовительной группе игра занимала более длительное время, а иногда дети играли несколько дней, проговаривая: «Давай в «Поле чудес»! Особенно интересным было для них – исполнение ролей. Нередко было несколько Якубовичей (Ты был вчера, Кизяковых, Малышевых. Наблюдения показывают, что если раньше для детей были важны отношения, то с возрастом наблюдается предъявление требований к подчинению правилам, и контроль правильности выполнения их. На этом этапе роль взрослого заключалась в наблюдении, подсказке, разрешении конфликтной ситуации, оказание помощи в подготовке атрибутов.
Итак следует отметить:
При грамотной организации и проведении игры необходимо учитывать 2 основные стадии развития детей – дошкольников. На первой (3 -5 лет) характерно воспроизведение реальных действий людей. Содержанием игры являются предметные действия. На второй (5 -7 лет) моделируются реальные отношения между людьми и содержанием игры становятся социальные отношения, общественный смысл деятельности человека.
Следующий момент, на который следует обратить внимание – это роль взрослого в детской игре. По мнению Л. С. Выготского, с первых месяцев жизни взрослый должен инициировать игру, которая носит характер эмоционального вовлечения через стимуляцию по различным каналам: тактильному, зрительному, слуховому, пропреорецептивному, вестибулярному. Следующий этап в развитии ребенка связан с подражательной и исследовательской активностью. В обязанности взрослого входит организация символического общения, обыгрывание специфических действий. Появление у ребенка отсроченного подражания служит сигналом для взрослых: «пришло время сюжетно – ролевой игры». Важно в этот период жизни ввести в игровую сферу жизни ребенка несколько персонажей и помочь ему в воспроизведении наблюдаемых событий. Диалог «за двоих», кукольный театр, драматизация – вот некоторые обязанности взрослого как партнера ребенка по игре. С развитием самосознания, ребенок подходит к готовности участвовать в сюжетно – ролевой игре, затем самостоятельно придумывать сценарии игр – драматизации. Взрослый может участвовать в такой игре, непосредственно предлагая свои знания, «идеи», поддерживая инициативу ребенка. Именно такую линию поведения занимал педагог, деля эту позицию с родителями.
Роль взрослого, так же, по мнению Л. С. Выготского может меняться в зависимости от ситуации. В нашей игре взрослый был: «источником ресурсов», организатором игровой среды, наблюдателем, помощником, партнером по общению, партнером по игре, посредником, инициатором игры.
Следует отметить, что предварительная работа имеет большое значение для организации игры. Она заключается в ознакомлении детей с общественными условиями, с ролью различных профессий в жизни общества и в частности телевидения, выпуск информационного листа, фоторепортажи, интервью, сбор игрового материала. Содержательная роль привлекает детей больше. Иногда необходимо формировать желание ребенка взять на себя определенную ролевую позицию, выстроить свое ролевое поведение. Возможность формировать детские желания, управлять ими делает игру мощным воспитательным средством, путем внесения в нее сюжета, который обладает большим воспитательным значением.
И в заключение можно сказать, что организация игры «Телевидение» является продуктом теоретической базы и большой практической работы с детьми – дошкольниками. Ее главной отличительной чертой является, то, что взрослый ненавязчиво развивает, подсказывает и воспитывает детей в процессе игры. Таким образом, педагог выращивает необходимые компетенции для перехода ребенка в школьный мир, которые помогут ему спокойно адаптироваться в новой среде и иметь успех.
2021г Якутск