Елена Архипова
Из опыта работы «Воспитание у детей любви, бережного отношения к животным и растениям»
▼ Скачать + Заказать документы
В последние годы я углубленно работала над темой «Воспитание у детей любви, бережного отношения к животным и растениям». Эту тему я выбрала не случайно. Во - первых, она значима и актуальна в настоящее время. Во - вторых, я с большой любовью отношусь к животным и растениям, мне хотелось и детям передать эту любовь, воспитать у них бережное отношение к природе, осознание важности её охраны.
Публикация «Из опыта работы „Воспитание у детей любви, бережного отношения к животным и растениям“» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Опыт работы, практика
- Растения. Изучаем мир растений
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» сентябрь 2015
Учитывая, что познание природы начинается чувственным путём, я большое значение придавала сенсорному опыту детей. Постоянно обращала внимание на цвет, форму, величину, степень твёрдости и мягкости, характер поверхности предметов. Предлагала не только посмотреть, но и потрогать, обвести пальцем, надавить, понюхать, попробовать на вкус.
Многолетняя работа в детском саду позволила проверить эффективность проведения циклов наблюдений на одну тему. Я разработала цикл наблюдений за морской свинкой.
Циклы наблюдений являются важным средством систематического формирования представлений о разнообразных особенностях жизни животных.
Много внимания я с детьми уделяла и растениям. Учитывая, что цикл наблюдений за растениями имеет свою специфику - им свойственно иное поведение, чем животным Я планировала цикл наблюдений сразу за целой группой растений. Учила детей различать траву, цветы, деревья, кустарники, называть их. Я привлекала детей к наблюдениям не только за комнатными растениями, но и за растениями цветника и дикорастущими растениями.
В ходе наблюдений за растениями дети узнали органы растений и их функции, особенности ухода за комнатными растениями, как растения приспосабливаются к сезонным изменениям, точнее стали группировать
растения : травы, кустарники, деревья. Систематически я проводила
наблюдения за одними и теми - же явлениями природы. Осуществляя наблюдения за объектами и явлениями природы, я включала в них разнообразные действия, которые вызывали у детей интерес к природе (поднять руки, показать какое большое дерево, изобразить дождь и т. д.).
Во время наблюдений, чтобы усилить эмоциональное впечатление детей от общения с природой, я читала стихотворение загадывала загадки, рассказывала экологические сказки, организовывала игры - развлечения, связанные с темой наблюдения.
Систематические наблюдения за одними и теми же явлениями природы фиксировались в календаре природы. Календарь природы является одним из методов экологического воспитания детей. Наблюдения за природой являются экологическими, так как они сочетают в себе комплекс взаимосвязанных явлений: прослеживают зависимость сезонного состояния объектов живой природы (растений и животных, человека от факторов неживой природы (погода). Эта зависимость представлялась в календаре природы.
Наблюдения за явлениями неживой природы я связывала с наблюдениями за жизнедеятельностью растений и животных, показывая детям, что неживая природа - среда, в которой существуют растения и животные. Растения и животные приспосабливаются к таким условиям: травянистые растения вянут, листья на деревьях и кустарниках желтеют и опадают. У хвойных растений несколько иначе. Поведение животных тоже становится иным: насекомые прячутся, чтоб не замёрзнуть, в тёплые края улетают перелётные птицы, которым нечем питаться (насекомые были их основным кормом, зимующие птицы приближаются к жилью человека. Рассказывая детям о том, как трудно птицам пережить холодную зиму, я предлагала помочь пернатым - подкормить их. Одновременно проводила наблюдения за зимующими птицами. Я учила детей замечать характерные особенности их внешнего вида, особенности поведения на кормушке, о среде их обитания.
Труд в природе - это, прежде всего, гуманное отношение ко всему живому, что окружает ребёнка, Это понимание благополучного или неблагополучного состояния обитателей уголка природы, это сочувствие и жалость, это желание, чтобы им было хорошо. И только во вторую очередь труд в природе - это правильные действия и операции с предметами ухода и оборудованием. Прежде чем приступить к трудовой деятельности я предлагала осмотреть растения и животных, советовала установить, что надо сделать, определить набор и характер трудовых действий. Использовали для этого модели труда.
Благодаря наблюдениям труд становится осмысленным, осознанным, экологически целесообразным. По окончании трудовой деятельности проводился анализ проделанной работы, использовались различные пословицы о труде. Анализ помогает детям почувствовать удовлетворение, получить положительные эмоции от проделанной работы.
В экологическом воспитании большая роль отводится игре. С помощью игр можно хорошо закрепить у детей полученные о природе представления, упражнять в их использовании. В блоке совместной деятельности постоянно использовала игровые персонажи (Баба Яга, Доктор Айболит, Кикимора, Лесовичок). Предлагала ситуации нахождения ошибки, допущенной ими, использовала различный наглядный материал, поисковые вопросы, игры, логические задачи, загадки. Проводились игры- викторины на экологические темы, конкурсы, вечера развлечений, проводились экологические праздники.
Вместе с детьми заготовили лекарственные растения, сушили, раскладывали в мешочки, оформили коллекцию о лекарственных растениях.
Для уточнения, расширения, и закрепления знаний об объектах и явлениях природы я использовала дидактические игры экологического содержания, которые проводились в блоке совместной деятельности воспитателя и детей, а так же в блоке самостоятельной деятельности детей.
С помощью дидактических игр дети приобретали и новые знания: общаясь с воспитателем, со своими сверстниками, в процессе наблюдения за играющими, их высказываниями, действиями, выступая в роли болельщиков, дети получили много новой информации.
Уточнить и углубить знания детей о природе помогли дидактические игры «Когда это бывает», «Времена года», «Что к чему», «Ящик ощущений», «Этажи леса», «С какого дерева листок», «Кто чем питается» и др. Изготовила игру - фидлер «Лягушка», «Времена года», «Курочка», эта игра позволяет детям развивать логическое мышление. Настольно - печатные игры «Лото», «Домино», разные картинки также помогали уточнить систематизировать и классифицировать знания детей о растениях, животных, явлениях неживой природы.
Большое значение я придавала творческим играм, связанными с природой. Они помогали выявить степень усвоения детьми тех или иных знаний, отношение детей к объектам природы. Элементы сюжетно - ролевой игры я включала в процессе обучения дошкольников и формирования у них осознанно - правильного отношения к растениям и животным. Например: во время игры - путешествие в воображаемый лес на фоне положительных эмоций вызванных игровыми мотивами, получили новые знания о его обитателях, учились правильному поведению в лесу.
Особую роль отвожу демонстрации моделей, с помощью которых появилась возможность углубить знания детей установить связи и отношения. Предлагала детям придумать картинки - модели, отражающие признаки, общие для целой группы: «Звери», «Рыбы», «Насекомые», «Растения», на примере модели «Птицы».
Во время циклических наблюдений за ростом и развитием растений (фасоль, лук) дети зарисовали стадии роста, составляли модели развития. В игре «От зёрнышка до булочки» дети прослеживают этапы развития зёрнышка.
Для расширения и представления детей об объектах неживой природы я проводила с детьми опыты. Опыты способствовали формированию у детей познавательного интереса к природе, развивали наблюдательность, мыслительную деятельность. В каждом опыте раскрывалась причина наблюдаемого явления, дети высказывали свои рассуждения, умозаключение. Проводимые опыты имели большое значение для осознания детьми причинно - следственных связей.
Кроме непосредственных наблюдений труда, игр, поисковой деятельности, работы с календарями природы должное место работы с детьми занимала рассматривание картин с изображением природы. Это были отдельные растения, животные, а так же картины луга, леса, реки, поля, живописные картины времён года.
Не маловажную роль в экологическом воспитании детей играла и художественная природоведческая литература. Русская сказка с её богатством красочных описаний, с яркой характеристикой персонажей лирическими вставками, повторами, раскрывала детям взаимосвязь природы и человека.
Природа всегда помогала положительным персонажам. Сказочные образы помогали мне давать детям представления о морали, справедливости. Авторские сказки В. Бианки и М. Пришвина и Н. Сладкова и др. давали представления о закономерностях в природе, о том, что нарушение этих закономерностей может привести к беде; об отдельных особенностях поведения и жизни различного мира. Воспитанию нравственных чувств, гуманизма, любви к окружающей природе способствовали рассказы, стихотворения Е. Чарушина, Н. Сладкова, Г. Скребицкого, М. Пришвина, А. Пушкина, 3. Александровой и др. Много внимания я уделяла разучиванию стихотворений, потешек, составлению и отгадыванию загадок, знакомству с народными приметами, пословицами, поговорками о природе.
Экологическое воспитание детей осуществлялось в тесном сотрудничестве с родителями. Разнообразные формы работы с ними : родительские собрания, консультации, совместные выставки поделок из природного материала, беседа, выпуск информационных материалов и др. давали возможность показать родителям роль семьи в приобщении детей к миру природы. Изготовлен альбом семейный «Войди в природу другом», в котором собраны фотографии, на которых отражён уход детей за животными и растениями в семье.
Два раза в год провожу диагностику уровня экологической воспитанности детей. Её основной целью было выяснение экологических знаний детей и их реального отношения к объектам природы.
Анализ результатов диагностики показал, что у детей заметно повысился уровень их экологической культуры, экологической воспитанности. Дети радуются встречи с природой. Наблюдения за объектами и явлениями природы стали более осознанными, продолжительными, разнообразными. Дети стали замечать изменения в природе, происходящие с привычными обитателями уголка природы и природного окружения, задавать поисковые вопросы, направленные на познание разных сторон жизни объектов природы. Дети научились выполнять отдельные трудовые действия, направленные на сохранение и улучшение жизни растений и животных. Дети стали замечать красоту природы в разные времена года, отражать её в рисунках, охотно слушать литературные произведения природоведческого содержания, рассматривать произведения художников. У них появилось бережное отношение к природе, ко всему живому.