Надежда Тюхай
Из опыта работы «Краеведение как средство воспитания патриотических чувств дошкольников»
▼ Скачать + Заказать документы
Экскурс современных развивающих средств по краеведению
Целенаправленное воздействие на воображение, память и моторную активность существенно усиливают эффект познания окружающего мира и позволяют ребенку не только узнать о происхождении понятия, но и составить представление о сути понятия, о предметах исторического прошлого, воочию убедиться в существовании и назначении объектов окружающего мира; помогает найти причину того или иного явления (в том числе исторического, установить взаимосвязь прошлого, настоящего и будущего.
Публикация «Из опыта работы „Краеведение как средство воспитания патриотических чувств дошкольников“» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Мой край, мой город. Краеведение
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Опыт работы, практика
- Темочки
Предлагаю вашему вниманию те средства, которые мне помогают добиться вышеизложенных задач. Все они – педагогические находки, сделанные самостоятельно, так как в современном маркетинговом пространстве невозможно найти именно те предметы, которые бы полностью соответствовали ли бы моим представлениям о средствах развития нравственно-патриотических чувств.
Коллекционирование
Один из способов привлечения внимания к историческому краеведению. Коллекции лежат в основе создания выставок на различные темы, создание мини-музея с различными экспозициями. Коллекционирование дает начало беседам о прошлом наших мест, об исторических памятниках, о героях и земляках, прославивших родной город, край, страну.
• «Известные люди» (фото, рисунки, предметы одежды или быта)
• «Как возник город?» (буклеты, фото, книги)
• «Чем богат и славен город наш» (изделия предприятий, фото, рассказы родственников)
• «Улицы города» (фото, марки, буклеты, книги и др.)
Краеведческие выставки и экспозиции
С их помощью знакомим детей с историческими событиями города, края, страны, недоступными для наблюдения. На выставках представляем художественные произведения, работы детей, воспитателей и родителей, разнообразные коллекции. Выставки служат прекрасным фоном для бесед с детьми, экскурсий, которые в состоянии провести не только педагог, но и ребенок. Тематика может быть самой разнообразной.
• «Человек и его добрые дела»
• «Богатства земли Тульской»
• «Прошлое нашего города»
• «Родные просторы»
Моделирование
• «Макет улицы, микрорайона, города» (ориентировка на местности, запоминание улиц, памятных мест)
• «Макет «Русская изба с печкой, домашней утварью» (знакомство с историческими событиями, названием и предназначением предметов, встречающихся в народных сказках)
• Куб «Моя семья» (закрепление понятий о родственных связях, представлений о семейных узах, обязанностях и отношениях)
• Макет «Памятники города» (закрепление знаний о памятных местах города, ознакомление с архитектурными сооружениями города)
Краеведческие карты
Дети любят путешествовать, открывая для себя неизвестное. С младшей группы – путешествие по зданию сада и по территории, до подготовительной группы – прогулки по ближайшим к саду окрестностям. После которых маленькие исследователи рисуют, делают аппликации, придумывают знаки-обозначения знакомым объектам, так рождается умение составлять и читать карты, используя простейшие обозначения и рисунки, выполненные самостоятельно. Читая такие карты, можно вспомнить и рассказать, какие улицы есть в нашем городе, какие памятники, сквера, парки, административные и здания хозяйственного назначения имеются в нашей местности, как озеленен наш город и как он благоустроен.
Краеведческие игры
Ролевые игры
Основаны на моделировании социально-нравственного содержания краеведческой деятельности. Целью игр является рассказ о профессиях и профессиональной деятельности работников той или иной сферы. С их помощью знакомим детей с понятиями, развиваем умение играть со сверстниками, обыгрывая необходимые сюжеты.
• «Строительство города»
• «Художественно-краеведческий музей»
• «Озеленение города»
• «Благоустройство города»
• «Уборка мусора»
• «Памятники: уход и обустройство памятных мест»
Соревновательные игры
Эти игры стимулируют активность участников в приобретении и демонстрации краеведческих знаний, нравственно-патриотических качеств личности.
• Краеведческая викторина
• Виртуальная экскурсия (по памятным местам города, края, страны)
• Интерактивное путешествие (в прошлое или будущее города, края, страны)
Дидактические игры
• «Улицы города» (работа с карточками-символами, например, изображение солнца – улица Солнечная, портрет героя, чьим именем названа улица – Колосков, Улитин и т. п.)
• «Любимые места города» (загадки-описания места и карточки-иллюстрации с разными уголками и достопримечательностями города; формы работы с этим материалом разнообразны, зависят от цели их использования)
• «Памятные места» (рисунок или фото разных мест города; рассказ-экскурсия, поведанные устами ребенка)
• «Такси» (рассказ о том, что встречается на пути следования по выбранному маршруту на макетах улицы, микрорайона, города)
• «По дороге в детский сад» (составление рассказа по схеме движения из дома в детский сад)