Марина Николаевна Севастьянова
Из опыта работы «Как Чижик-Пыжик помогает дошколятам изучать свой город»
▼ Скачать + Заказать документы
В данной статье хочется поделиться опытом работы в старшей группе детского сада по теме “Запахи города”. Это одна из тем Регионального Компонента Культурно-Образовательной программы “Город на ладошке”, реализуемой в нашем ГДОУ (Авторы - Шейко Н. Г., Коробкова Е. Н.).
Публикация «Из опыта работы „Как Чижик-Пыжик помогает дошколятам изучать свой город“» размещена в разделах
- Опыт работы, практика
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» ноябрь 2022
Одной из задач программы является увидеть город Санкт-Петербург самим ребенком, измерить его шагами, услышать своими ушками. В результате такого подхода город станет не только объектом изучения, но и средством развития личности дошкольника, освоением культурного и природного наследия в результате разных видов деятельности.
Мне хочется рассказать, как мы изучали городское пространство опытным путем, опираясь на накопленные ощущения и представления, связанные с различными запахами, “живущими” в городе.
Занятие проводится в форме автобусной экскурсии, роли водителя и экскурсовода выбираются спонтанно. Предваряет это путешествие письмо, найденное в группе от Чижика-Пыжика, главного героя и помощника первого года работы по программе. Он пишет ребятам, что до него часто доносятся разные запахи, но он не может их сам определить, к чему они относятся. Присылает в посылке разные предметы, чтобы дети их исследовали и назвали, что это за место в городе, в котором так пахнет. Дети садятся на стульчики в “автобус”, предварительно купив билеты, и водитель заводит мотор. “Экскурсовод” в микрофон начинает экскурсию. На первой остановке кто-то из “пассажиров” подходит к посылочке. “Экскурсовод” завязывает ему глаза, берет первый предмет, подносит его к носику испытателя и ждет, что тот скажет. Если это конфета - то автобус остановился около кондитерской фабрики. Если хлеб (определяет другой пассажир) - то около булочной. Таким образом дети “едут” по городу и останавливаются у аптеки - запах корвалола, у парфюмерного магазина - запах духов, у фруктовой лавки - запах апельсина или лимона. Каждый раз можно перед остановкой “ехать” и исполнять любую песенку, например, “Мы едем, едем, едем”. Это будет лейтмотив движения. “Водитель” крутит руль, “экскурсовод” привлекает внимание к новому пункту остановки. Обычно это очень нравится ребятам, и они с удовольствием участвуют в подобных “экскурсиях”. В конце мы обязательно делим на всех то, что можно съесть - кусочек хлеба, шоколадку, апельсин… И спрашиваем, понравилось ли это занятие. Всегда дети отвечают утвердительно и спрашивают, а когда Чижик-Пыжик пришлет снова новое письмо.
Через небольшое исследование дети с удовольствием постигают мир города и закрепляют свои знания о том, что мир этот многообразен, богат, неизведан до конца. И просят родителей сходить с ними в выходной день по тому маршруту семейного путешествия, которое педагоги предлагают через интернет-группу и, вывешивая этот маршрут с целью и задачами для изучения, в уголке для родителей.