Елена
Из опыта работы «Использование нетрадиционных техник рисования в художественно-творческой деятельности детей с ОВЗ»
▼ Скачать + Заказать документы
В условиях серьезных социально-экономических перемен, происходящих в российском обществе и государстве, проблема интеграции детей-инвалидов в социум становится особенно актуальной. Исследователи отмечают, что эта социальная категория маленьких граждан оказывается наиболее уязвимой в процессе реализации экономических, социальных, культурных, личных и политических прав, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, между тем как в России права инвалидов на участие в жизни общества и защита их интересов закреплены федеральным законодательством и рядом подзаконных актов. Одним из направлений деятельности по реализации государственной политики в муниципальной системе образования в области социально-правовой защиты детей является реабилитация детей с ограниченными возможностями здоровья.
Публикация «Из опыта работы „Использование нетрадиционных техник рисования в художественно-творческой деятельности детей с ОВЗ“» размещена в разделах
- Нетрадиционные техники рисования
- ОВЗ. Конспекты занятий, НОД
- Опыт работы, практика
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Рисование. Все материалы
- Темочки
Цель реабилитации – восстановление социального статуса ребенка с ОВЗ, его социальная адаптация.
Проблемы социализации, адаптации, реабилитации детей-инвалидов, а также интеграции их в общество рассматривались в диссертационных исследованиях Н. В. Антаковой, М. А. Беляевой, Л. Н. Кошелевой, А. Н. Лаврентьевой. Психолого-педагогические особенности развития личности ребенка с ограниченными возможностями здоровья исследовались Л. И. Акатовым, М. С. Басовым, В. В. Лебединским, Е. М. Мастюковой, М. В. Певзнером и др. Детей с ОВЗ характеризует отставание в развитии психической деятельности, наблюдается отставание в формировании восприятия, недостаточно сформированная зрительная аналитико-синтетическая деятельность. Исследователи отмечают, что у данной группы детей снижена активность мышления, недостаточно сформирована способность к умственным операциям. На развитии мышления сказывается бедность накопленных знаний и представлений, низкий уровень познавательной активности. Отмечается неравномерная работоспособность. Развитию наблюдательности, сосредоточенности мешает повышенная отвлекаемость, расторможенность, интерес к заданиям на творческое воображение зависит от их сложности
Для двигательной сферы таких детей характерны нарушения произвольной регуляции движений, недостаточная координированность и четкость непроизвольных движений, их движения характеризуются неловкостью, неуклюжестью. Ребенок не может длительное время удерживать карандаш, по мере нарастания утомления движения становятся неточными, крупноразмашистыми или мелкими. Из-за быстрого наступления утомления дети не могут завершить начатое дело, у них отмечается сниженный интерес к процессу и результату деятельности, а часто он и вовсе отсутствует. Дошкольники с ОВЗ не умеют слушать инструкцию, которую дает педагог на занятиях, им хочется быстрее начать действовать. Однако, приступив к деятельности, они не знают, с чего начать. Кроме того доминирующими чертами остаются слабая эмоциональная устойчивость, нарушение самоконтроля во всех видах детской деятельности, агрессивность поведения, трудности приспособления к детскому коллективу, суетливость, частая смена настроений, неуверенность, чувство страха
В работе с детьми с ОВЗ большое значение имеет ее практическая направленность. Основной формой воздействия на ребенка в дошкольном учреждении являются организованные занятия, в которых ведущая роль принадлежит педагогу. Продуктивная деятельность, в том числе рисование, играет важную роль в психическом развитии ребенка. Рисование тесно связано с развитием наглядно-действенного и наглядно-образного мышления, а также с выработкой навыков анализа, синтеза, сопоставления, сравнения, обобщения. Эта деятельность ребенка является движущей силой его психического развития. Анализируя детские рисунки педагоги намечают наиболее эффективные пути обучения и воспитания дошкольников. Психологи, используя метод качественного и количественного анализа не только рисунка, но и самого процесса изображения, изучают общие и индивидуальные особенности детей. Врачи, психотерапевты считают, что процесс рисования положительно влияет на центральную нервную систему, оказывает психокоррекционное воздействие на ребенка.
Использование на занятиях по рисованию нетрадиционных техник изображения способствует обогащению знаний и представлений детей о предметах и их использовании, материалах, их свойствах, способах действия с ними. Исследователи указывают на то, что нетрадиционные техники изображения могут способствовать ослаблению возбуждения слишком эмоционально расторможенных детей. Круг внимания ребенка сужается и сосредотачивается на малой зоне, неточные движения руками постепенно становятся более тонкими и точными. Таким образом, использование нетрадиционных техник изображения способствует развитию познавательной деятельности, коррекции психических процессов и личностной сферы дошкольников с ОВЗ в целом.
Актуальность данной проблемы обусловила выбор темы опыта : «Использование нетрадиционных техник рисования в художественно-творческой деятельности детей с ограниченными возможностями здоровья»
Цель. Использование нетрадиционных техник в изобразительной деятельности в формировании у детей с множественными нарушениями развития системы первоначальных изобразительных навыков и умений.
Задачи, решаемые в опыте :
1. Выявить сущность понятия «нетрадиционная изобразительная техника».
2. Отобрать содержание, связанное с освоением детьми с ОВЗ нетрадиционных техник рисования.
3. Создать педагогические условия для освоения детьми с ОВЗ нетрадиционных техник рисования.
4. Составить и апробировать цикл образовательных ситуаций, основанных на использовании нетрадиционных техник изобразительной деятельности с детьми с ОВЗ.
Совокупность педагогических средств.
формы организации:
• непосредственно-образовательная деятельность;
• совместная деятельность с воспитателем;
• тематические занятия;
• индивидуальные занятия;
• кружковая работа;
методы:
• поисковый - отбор нетрадиционных техник, которые наиболее доступны, понятны и интересны ребёнку–дошкольнику с ОВЗ;
• изучение и теоретический анализ психолого-педагогической, методической литературы по проблеме исследования;
• наблюдение;
• беседа;
• изучение педагогической документации;
• анализ продуктов детской деятельности.
Новизна опыта состоит в том, что нетрадиционные техники вводятся в практику дошкольного художественного образования с целью актуализации и развития творческих возможностей детей с ОВЗ как сущностной характеристики педагогической деятельности.