Лариса Турченко
Из опыта работы «Инновационный подход к формированию у детей с ОНР интереса к занятиям по ЗОЖ»
▼ Скачать + Заказать документы
Проблема здоровьесбережения в условиях ДОУ очень актуальна для детей с ОВЗ. Дети с речевой патологией, как правило, отличаются от сверстников по показателям физического и нервно-психического развития. У таких дошкольников отличаются существенные отклонения в развитии моторной, двигательно- координационной и эмоционально- волевой сфер; общая моторная неловкость, недостаточные статическая и динамическая координация, двигательная память, слабый мышечный тонус, высокая истощенность движений, снижение произвольного внимания при выполнении серии двигательных заданий.
Публикация «Из опыта работы „Инновационный подход к формированию у детей с ОНР интереса к занятиям по ЗОЖ“» размещена в разделах
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Конспекты занятий. Все конспекты
- ОНР. Конспекты занятий
- ОНР. Общее недоразвитие речи
- Опыт работы, практика
- Темочки
Поэтому, планирование работы по развитию речедвигательной координации детей в группе «Радуга» осуществляется через рабочую программу по образовательной области «Речевое развитие» с учётом разнообразных форм работы с детьми : дидактические, дыхательные упражнения, упражнения на координацию, пальчиковую гимнастику, подвижные игры, артикуляционную гимнастику.
В своей деятельности руководствуемся Законом Р. Ф. «Об образовании» и нормативно – правовыми документами, регламентирующие воспитательно– образовательный процесс по формированию основ здорового образа жизни детей дошкольного возраста», федеральным Законом Р. Ф. «Об образовании»(1.09.2013г) ст. 12 «Образовательные программы», ст. 13 «Общие требования к содержанию образования», п. 6, ст. 64 «Дошкольное образование», ст. 41 «Охрана здоровья учащихся».
При проведении организованной образовательной деятельности педагоги группы руководствуются инструктивно – методическим письмом МО РФ от 14.03.2000г. № 65-12-16 «О гигиенических требованиях к максимальной нагрузке на детей дошкольного возраста в организованных формах обучения».
Педагогическое наблюдение за индивидуальным развитием детей детей по данному направлению осуществлялась на начало года. На основе его составляется индивидуальные программы по речевому развитию, включающие критерии развития речедвигательной координации детей.
В дальнейшем планируется по педагогическим наблюдениям индивидуальная и подгрупповая работа с детьми.
Планирования работы носит камендарно- тематический характер, где большое внимание уделяется развитию речедвигательной координации.
Так были проведены:
-упражнения для снятия воротниовой зон «Вверх- вниз»;
-самомассаж ладоней, фаланг, подушечек пальцев (упражнения «Грабельки», «Дети любят всех зверят», «Щелчки»);
-упражнения для развития мимико- артикуляционных мышц;
-кинезиологические упражнения» Кулак- ладонь», «Кулак- ребро-ладонь»;
-дыхательные упражнения «Овощи- худышки», «Овощи-толстячки», «Кислое яблоко», «Чистим лук и плачем» и т. д.
-упражнения на координацию «Фрукты», «Овощи», «Мы у нашего колодца» и др.
-пальчиковая гимнастика «Апельсин», «Капуста», «Дождик» и др.
-подвижные игры «Пирожок», «Дударь» и др.
Имеются в группе имеется картотека развитию речедвигательной координации по темам.
В группе реализовался проект с детьми «Крушкоград» с целью : развитие мекой моторики рук ( сроки: с 10/10 по 14/10-2016г.) .
Проводился НОД по лексическим темам «Человек» (с 18/10 20/10-2016г, «Спорт» (с 10/10 по 14/10-20126г).
В логопедическом кабинете создана развивающая среда по развитию речедвигательной координации детей.
Имеются пособия для развития:
-артикуляционного аппарата детей («Игрушка будущего» Лягушка,наглядное пособие Е. Косинова «Гимнастика для развития речи»,видио материал «Домашний логопед»);
-органов дыхания ( дидактический материал:«Сдуй снежинку», «Сдуй листочек», «Подуй на кораблик», «Подуй на крылышки стрекозу» ,«Воздушный футбол», «Мыльные пузыри», «Надуем воздушный шарик», «Задуй ватку в игрушку» ,«Веселые пузырьки»,музыкальные инструменты (для развития органов дыхания);
-мелкой моторики рук (видио материал «Пальчиковая гимнастика», серия развивающих дисков «Пластелиновая азбука», пальчиковый театр «Семья», «Дикие животные», счетные палочки (2 вида, Д/игры «Подбери ткань на ощупь» (по М. Мантессори, «Разноцветные прищепки» (по М. Мантессори, «Развивающая доска» (6 штук, «Русские сказки» и др.
Взаимодействие по данному направлению проводилась и с родителяма воспитанников. Так были проведены такие мероприятия:
-папка - ширма «Логопед советует»( «Развитие мелкой моторики рук», «Что делать тем, кто поступил в речевые группы впервые») (21.9)
-буклет «Речевая гимнастика для дошкольников» (26.9), «Развитие речевого дыхания» (24/10)
-рекомендации родителям по развитию речевого дыхания. (24/10)
-«Домашняя видеотека» «Пальчиковая гимнастика» (31/10) «Артикуляционные упражнения» (22/11)
-памятка «Развиваем мелкую моторику» (29.9) ,«Развитие мелкой моторики ребенка дома» (3/10);
-мастер – класс «Мои пальчики расскажут».(3/10)_
-речевой час по теме «Развиваем речь с помощью скороговорок».(23/09)
-консультация «Биологический возраст Вашего ребенка. Охрана здоровья полости рта» (24/10,информационный материал для родителей «Упражнения для речевого дыхания, дикционные упражнения, упражнения на развитие голоса» (17/10)
- семейный практикум с элементами тренинга «Артикуляционная гимнастика в домашних условиях»(27/10)
-трудовой десант «Создаем пособие своими руками» (25/11)
Итак, благодаря проводимым метороприятиям, уровень речевого развития детей составил 3,0 балла (75%). Развитие речедвигательной координации детей улучшилась.
Прогнозирование:
1. Продолжать реализовывать задачи по формированию у детей подготовительной логопедической группа «Радуга» интереса к занятиям по ЗОЖ. ( срок: в течение года)
2. Продолжать пополнять развивающую средуданному направлению
( срок : в течение года)