МААМ-картинки

Дидактическая игра как средство развития речи детей младшего дошкольного возраста (10 фото)

Дина Ахметгалина
Дидактическая игра как средство развития речи детей младшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы

Мой педагогический стаж 24 года. Всё это время я проработала в группе раннего возраста. Работу с детьми веду всегда в игровой форме. Здесь очень важно внимательно подбирать игрушки и наглядный материал. Каждый год стараюсь находить и создавать более современный игровой материал.

«Без игры нет, и не может быть

полноценного умственного развития.

Игра-это огромное светлое окно,

через которое в духовный мир

ребёнка вливается жизненный поток

представлений, понятий. Игра-это

искра, зажигающая пытливости и

любознательности».

В. А. Сухомлинский.

Публикация «Дидактическая игра как средство развития речи детей младшего дошкольного возраста» размещена в разделах

Именно в раннем возрасте

нужно обогащать пассивный словарь ребёнка, приучать ребенка самостоятельно

пользоваться словами, стимулировать речевую активность и познавательные

интересы.

Эта проблема подвела меня к мысли о необходимости больше внимания

уделить именно развитию речи детей самого раннего возраста. Не секрет, что в

группах для таких маленьких в основном заботятся о создании комфортных

условий и гигиене малышей. А ведь именно ранний возраст наиболее

благоприятен для закладывания основ грамотной, четкой, красивой речи, для

пробуждения интереса ко всему, что нас окружает. Поэтому задача обогащения

словаря и активизации речи детей должна решаться ежеминутно, ежесекундно,

постоянно звучать в беседах с родителями, пронизывать все режимные

моменты. С каждым годом растет число детей имеющих отклонения в развитии

речи. А речь, как мы знаем, один из наиболее мощных факторов и стимулов развития ребенка в целом. Это обусловлено исключительной ролью речи в

жизни человека. Без речевого окружения ребенок никогда не заговорит. Но и

этого недостаточно для возникновения у него речи. Важно, чтобы у него самого

появилась потребность к пользованию речью, как основным способом общения

со сверстниками, близкими.

Начав работать с детьми с 1 мл группы я поставила перед собой цель:

Развить связную речь детей через введение в работу дидактических игр.

Исходя из данной цели, я поставила перед собой следующие задачи:

1. Создать условия для развития речи детей через использование дидактической

игры;

2. Разработать перспективный план по развитию речи в 1 и 2 младших группах с

использованием дидактических игр, внедрить его в работу.

3. Сделать подборку дидактических игр по развитию речи в 1 и 2 младших

группах.

Я начала работу с введения речевых игр на взаимоотношение детей друг к

другу и к воспитателю. Это такие игры, как: «Ладушки», «Иди ко мне»,

«Хоровод с куклой», «Беги ко мне». Эти игры помогли малышам поближе

узнать друг друга, развить у них зрительное внимание и запоминание, также

создать у детей положительное эмоциональное состояние в общении друг с

другом и с взрослым. Дети стали общаться со взрослыми и сверстниками

посредством речи. Очень увлекали детей дидактические игрушки (пирамидки,

матрешки, вкладыши). В процессе игр с ними у детей я совершенствовала

координацию движения рук, развивалась мелкая моторика и глазомер. Малыши

научились понимать речь взрослого, отвечали на простейшие вопросы: «Что?»,

«Какой?», «Где?», применяли в речи прилагательные, обозначающие цвет и

величину предметов, наречия. Играя с сюжетными дидактическими игрушками,

я с детьми наделяли их человеческими качествами, заботились о них,

укладывали спать. К концу года дети в своих играх сопровождали игровые и

бытовые действия речью. Для формирования словаря я проводила

дидактические игры по ознакомлению с окружающим миром: «Помоги кукле

постирать», «Уберемся в комнате», «Приготовим обед». Игры помогли развить у

детей способность наблюдать, дети узнали разнообразные предметы, а также я

познакомила детей с трудовыми действиями взрослых. Дети не только усвоили

слова, обозначающие трудовые действия, но и научились их употреблять по

собственному усмотрению. Дидактические игры помогли мне обогатить

активный словарный запас детей, малыши научились слушать небольшие

рассказы без наглядного сопровождения, отвечать на вопросы, повторять за

взрослыми простые предложения, делиться информацией. С помощью

дидактической игры процесс обучения стал эмоциональным, действенным,

позволил детям получить собственный опыт.

Между тем опыт работы показывает, что наиболее

эффективных результатов можно достичь только при условии совместной

работы родителей и педагогов. При этом работа должна быть построена таким

образом, чтобы родители являлись равноправными участниками развивающего

процесса. Для этого мною были разработаны консультации, памятки для

родителей, были проведены тематические родительские собрания: «Игры и

упражнения по развитию речи детей 3-го года жизни», «Развитие речи младших

дошкольников», «Использование игр и игровых упражнений в домашних

условиях для развития речи детей», «Дидактическая игра и развитие речи детей»

и др. Собрание «Язык детской игры» старалась проводить в игровой форме,

чтобы родители немного почувствовали себя детьми, отключились от

повседневных забот. А самое главное научились сами играть и могли научить

играть своих детей.

Было проведено родительское собрание на тему о роли развития речи

ребенка, обогащении его словаря. Просила родителей помочь ребенку выбрать

игрушку, побеседовать о том, почему он выбрал эту игрушку, почему она ему

нравится, рассмотреть внимательно игрушку, помочь ребенку рассказать о ней,

описать ее. Часто советую родителям больше разговаривать с детьми, читать

книжки на ночь, даже на кухне, когда готовят ужин, можно поиграть в

словесные игры. Многие родители прислушиваются к советам и когда виден

результат, говорят спасибо.

А так же провожу работу с педагогами ДОУ. Подготовила для них презентацию на тему «Дидактическая игра как средство развития речи детей младшего до-

школьного возраста».

К сожалению, некоторые педагоги воспринимают дидактическую игру

лишь как развлекательный и организующий момент занятия, позволяющий

снять умственное напряжение.

Такое представление в корне неверно. В этом случае игра не входит

органично в занятие, находится около процесса обучения. Можно поэтому

согласиться с тем, что «не умея построить настоящую дидактическую игру,

которая будила бы мысль дошкольников, некоторые воспитатели облекают в

игровую форму обучения тренировочные упражнения».

Считается, что на смену старому должно прийти новое. Но ведь новое есть

хорошо забытое старое, и, значит, на смену «урочному» виду занятий должно

прийти нечто еще более древнее и более вечное. Одним из эффективных путей

активизации познавательной деятельности дошкольников является

дидактическая игра. Поэтому необходимо оживить и разнообразить жизнь

воспитанников, использовать нетрадиционные и активные методы обучения.

Игровая деятельность как ведущая в дошкольном детстве еще не потеряла

своего значения. Опора на игровую деятельность, игровые формы и приемы —

это важный и наиболее адекватный путь включения детей в учебную

деятельность.

Дидактические игры — это еще и игровая форма обучения, которая, как

известно, достаточно активно применяется на начальных этапах обучения в

младшем школьном возрасте.

Дидактическая игра является и игровым методом обучения детей

дошкольного возраста, и формой обучения, и самостоятельной игровой

деятельностью, и, самое главное, средством всестороннего воспитания

личности ребёнка. Поэтому ведущей педагогической идеей моего опыта

является, создание эффективных условий для активизации познавательной

активности у детей с использованием дидактических игр в разного рода видах

деятельности детей, посредством дифференциации и индивидуализации

процессов воспитания, развития и обучения детей дошкольного возраста.

Проводимая мною работа показала, что создание оптимальных условий

применения дидактических игр, для развития связной речи позволяет находить

новые пути и методы, что в свою очередь создает базу для качественного

обучения дошкольников.

Анализ результатов работы показал, что включение различных видов

дидактических игр и игровых ситуаций в процессе обучения способствует

успешному развитию речи у детей дошкольного возраста. Использование

предложенной мною серии игр и упражнений в работе показало эффективные

результаты по формированию лексико-грамматического строя речи у детей,

развития фонематического восприятия, связной речи.

Я полагаю, что предложенная мной работа по развитию связной речи с

использованием дидактических игр поможет как родителям, так и воспитателям

детских садов. Применение разнообразных дидактических игр в ходе НОД по

развитию связной речи, насыщенность их игровыми обучающими ситуациями с

привлечением сказочных героев, создание игры на всех занятиях вызывало

огромный интерес у детей, постоянно поддерживало их положительный

настрой, стимулировало мыслительную деятельность, повышало мотивацию к

обучению.

При создании мною постоянно игровых ситуаций обеспечивалась

возможность удержания в течение длительного времени максимальной

работоспособности детей, а также более легкое и быстрое усвоение

программного материала. А это в свою очередь, объясняет более высокие

показатели успешности в обучении детей.

В результате моей работы по данной теме у детей :

1. Повысился уровень речевой деятельности детей.

2. Обогатился и расширился словарный запас детей.

3. Сформировалась способность сравнивать и объединять предметы по

признакам.

4. Начала совершенствоваться звуковая культура речи детей.

5. Многие дети стали отвечать краткими и развернутыми предложениями.

6. В своей речи дети все чаще стали использовать простые формы

монологической и диалогической речи.

7. У родителей проявился повышенный интерес к речи детей.

Систематическая работа в данном направлении позволила достичь

следующих положительных результатов:

Речь детей стала лучше, расширился и обогатился словарный запас,

произношение слов и звуков стало чище, дети стали отвечать краткими

простыми предложениями, научились сравнивать, объединять предметы по

признакам, у детей стала развиваться способность устанавливать простые

причинно-следственные связи между предметами. Таким образом, работа

по развитию речи с использованием дидактических игр, позволяет детям к

концу дошкольного периода не только научиться играть и совершенствовать

речь, но и значительно расширить знания дошкольника об окружающем мире.

Дидактическая игра как средство развития речи детей младшего дошкольного возраста
Мой педагогический стаж года Всё это время я проработала в группе раннего возраста Работу с детьми веду всегда в игровой форме Здесь очень важно внимательно подбирать игрушки и наглядный материал Каждый год стараюсь находить и создавать более современный игровой материал Без игры нет и не может быть полноценного умственного развития Игра это огромное светлое окно через которое в духовный мир ребёнка вливается жизненный поток представлений понятий Игра это искра зажигающая пытливости и любознательности Публикация Дидактическая игра как средство развития речи детей младшего дошкольного возраста размещена в разделах Дидактические игры Развитие ребенка
Публикации по теме:

Интервью как средство развития речи детей старшего дошкольного возраста «Интервью как средство развития речи детей старшего дошкольного возраста» Тиунова Н. В., воспитатель МБДОУ НГО «Детский сад №17 «Солнышко».

«Метод наглядного моделирования, как средство развития речи у детей старшего дошкольного возраста» «Учите ребенка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам - он будет долго напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками,.

Опыт работы «Пластилинография как средство развития мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста» 1. ВведениеОдним из показателей хорошего физического и нервно - психического развития ребенка является развитие его руки, кисти, ручных.

Дидактическая игра как средство развития речи детей 4–6 лет «Кто (что) здесь лишнее?»Дидактическая игра как средство развития речи детей 4–6 лет «Кто (что) здесь лишнее?» Авторская дидактическая игра на тему:"Дидактическая игра как средство развития речи детей-"Кто (что) здесь лишнее?"(4-6 лет). Цель игры:.

Дидактическая игра «Бизиборд» как средство познавательного и речевого развития детей дошкольного возрастаДидактическая игра «Бизиборд» как средство познавательного и речевого развития детей дошкольного возраста Темой моего педагогического самообразования раз и навсегда была выбрана тема "Развитие речи детей дошкольного возраста через разнообразные.

Дидактическая игра «Паровозик» как средство развития речи детей младшего возрастаДидактическая игра «Паровозик» как средство развития речи детей младшего возраста Через каждое занятие, через любую деятельность с детьми я пытаюсь привить у них любовь к родному языку, развить умение правильно говорить,.

Дидактическая новогодняя игра как средство развития внимания у детей дошкольного возрастаДидактическая новогодняя игра как средство развития внимания у детей дошкольного возраста Дидактическая новогодняя игра на развитие внимания у детей дошкольного возраста Воспитатель: Назарова Т. А. Дошкольный возраст - это период.

Дидактическая игра как средство развития речи у детей дошкольного возраста при ознакомлении дошкольников с Приморским краемДидактическая игра как средство развития речи у детей дошкольного возраста при ознакомлении дошкольников с Приморским краем при ознакомлении дошкольников с Приморским краем (из опыта работы)Отличительная особенность детей заключается в том, что любую информацию.

Русская народная кукла-как средство развития речи у детей дошкольного возрастаРусская народная кукла-как средство развития речи у детей дошкольного возраста Темой моего самообразования я раз и навсегда выбрала речевое развитие детей дошкольного возраста посредством разнообразных методов и приемов.

Театрализованная игра как средство развития связной диалогической речи у детей дошкольного возрастаТеатрализованная игра как средство развития связной диалогической речи у детей дошкольного возраста Актуальность Ведущим видом деятельности в дошкольном возрасте является игра. Театрализованные игры являются одним из эффективных средств.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Дидактическая игра как средство развития речи детей младшего дошкольного возраста
Опубликовано: 22 апреля 2020 в 19:12
+7Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Дидактическая игра как средство развития речи детей младшего дошкольного возраста» (включая файлы) размещена пользователем Дина Ахметгалина в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 ноября. День матери. Папка-передвижка к празднику

День матери - самый главный праздник в детском саду!

23 ноября. День рождения Н. Носова. Передвижка о писателе

 23 ноября исполняется 115 лет со дня рождения известного детского прозаика, драматурга и киносценариста Николая Николаевича Носова. Книги этого писателя знакомы всем в нашей стране,...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД