Луиза Лисина
Из опыта работы «Башкирский детский сад 75 «Акбузат»
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Башкирский детский сад №75 «Акбузат» функционирует с сентября 1999 года. Это детский сад с приоритетным направлением по обучению детей родному (башкирскому) языку. Находится в Демском районе г. Уфы.
Основные направления ДОУ:
- обучение детей родному (башкирскому) языку через знакомство с историей, культурой, бытом башкирского народа и народов РБ;
- воспитывать интерес и любовь к родному языку и краю.
Публикация «Из опыта работы „Башкирский детский сад 75 „Акбузат“» размещена в разделах
Реализация такой системы образования невозможна без знаний традиций своей Родины и своего родного края. «Только тот, кто любит, ценить и уважать накопленное и сохраненное предшествующим поколением, может любить Родину, узнать её, стать подлинным патриотом» (С. Михалков).
Обращение к отечеству наследию воспитывает уважение к земле, на которой живет ребенок, гордость за нее. Поэтому детям необходимо знать уклад жизни, быт, обряды, историю своих предков, их культуру. Знание истории своего народа, родной культуры поможет в дальнейшем с большим вниманием, уважением и интересом отнестись к истории и культуре других народов.
Патриотизм в своевременных условиях – это, с одной стороны, преданность своему Отечеству, а с другой – сохранение культурной самобытности каждого народа, входящего в состав России. Базой формирования патриотизма являются глубинные чувства любви и привязанности к своей культуре и своему народу, к своей земле, воспринимаемых в качестве родной, естественной и привычной среды обитания человека. Патриотические чувства закладываются в процессе жизни и бытия человека, находящегося в рамках конкретной социо-культурной среды. Люди с момента рождения инстинктивно, естественно и незаметно привыкают к окружающей их среде, природе и культуре своей страны, к быту своего народа. Естественно развивающиеся чувства привязанность к отеческим ценностям становятся предметом осмысления в процессе целенаправленного патриотического развития, где на их основе формируются убеждения и готовность действовать соответствующим образом.
Целенаправленная работа по воспитанию любви к Родине (как начало патриотизма и гражданственности) обязательно предполагает связь воспитательной работы с окружающей социальной жизнью, её историей, культурой и теми ближайшими доступными объектами и образами, которые окружают и интересуют ребенка.
Дети, проживающие в Республики Башкортостан, обретают чувства привязанности к Отчизне в процессе знакомства с историей, культурой современной социальной жизнью региона. При этом любовь ребенка к Родине начинается с отношения к конкретным людям, событиям, местам.
Чувство патриотизма многогранно по содержанию: это и любовь к родным местам, и гордость за свой народ, и ощущение своей неразрывности со всем окружающим миром, и желание сохранять, приумножать богатство своей Родины. Поэтому наша работа включает целый комплекс задач:
- воспитание у ребенка любви и привязанности к семье, родному дому, детскому саду, родной улице, городу;
- формирование бережного отношения к родной природе и всему живому;
- воспитание уважения к труду людей;
- развитие интереса к башкирским традициям и промыслам; расширение представление о Башкортостане, её столице; знакомство детей с символами государства: гербом, флагом, гимном; развитие чувства ответственности и гордости за достижения Родины;
- формирования толерантности, чувства уважения и симпатии к другим людям, народам, их традициям.
При организации работы по патриотическому воспитанию разнообразные формы работы с детьми : занятия, беседы, экскурсии, наблюдения, игры, коллективный труд, развлечения, праздники, выставки и. т. д. Все мероприятия проводятся с учетом возрастных особенностей дошкольников.
Стало традицией проведение в детском саду башкирских фольклорных праздников.
Ежегодно проводятся такие праздники как «Сабантуй», «Воронья каша», «Гусиная помощь», «Шэжэрэ», «Кукушкин чай», «Навруз», «Нардуган» и. т. д.
Праздники способствуют формированию в подрастающем поколении экологической культуры, развивает потребность с природой, познания реального мира, определяя в какой-то степени положительное поведение людей в природе.
Большое значение имеет и художественная часть праздников: многолюдные хороводы, игры, соревнования, песни, танцы. Примечательно, что песни и танцы на праздниках используются прошлых лет.
Наш детский сад является активным участником всех мероприятиях Демского района. Мы принимаем участие в конкурсах «Звездочки столицы», «Хрустальный микрофон», «Здравствуй, здравствуй сказка», «Спартакиада» и занимаем призовые места.
Воспитанники башкирского детского сада являются постоянными участниками районных, городских, республиканских конкурсов и мероприятий.
В ДОУ функционирует этнографический музей башкирского быта. Важно отметить, что многие старинные подлинные вещи, которые собраны детьми совместно с их родителями, представляют семейную реликвию. Также многие экспонаты мини-музея изготовлены детьми с помощью родителей.
Не менее важным условием патриотического воспитания детей является тесная взаимосвязь по данному вопросу с родителями.
По словам А. С. Макаренко, именно в семье и под руководством родителей растет будущей гражданин. Все, что совершается в стране, через душу и мысль педагогов должно проходить к детям. Эту заповедь используются в работе педагоги ДОУ с детьми, а также с их родителями. В настоящее время эта деятельность актуальна и трудна, так как в молодых семьях вопросы воспитания патриотизма, гражданственности не считаются важными.