Попова Елена Николаевна
Пребывание детей на свежем воздухе имеет большое значение для физического развития и профилактики утомления
▼ Скачать + Заказать документы
(из опыта работы)
Пребывание детей на свежем воздухе имеет большое значение для физического развития и профилактики утомления.
Прогулка является первым и наиболее доступным средством закаливания детского организма. Она способствует повышению его выносливости и устойчивости к неблагоприятным воздействиям внешней среды особенно к простудным заболеваниям.
Публикация «Пребывание детей на свежем воздухе имеет большое значение для физического развития и профилактики утомления» размещена в разделах
Что такое прогулка? И как ее организовать? Многие начинающие воспитатели испытывают затруднения в планировании прогулки. Насколько должна быть различна деятельность детей на участке детского сада. Это подвижные игры, наблюдения и спортивные развлечения, труд, самостоятельные занятия детей. Чем лучше продуманы условия на участке, чем более четко осуществляется режим, тем плотнее, шире интереснее деятельность детей. Планируя прогулки равномерно распределяю программный материал, избегая часто повторяющихся тем, обогащая дошкольников знаниями, развиваю любознательность, оказываю влияние на формирование положительных взаимоотношений в коллективе сверстников. Я — организатор наблюдений, участник игр и забав, руководитель детской деятельности.
Активная двигательная активность детей наиболее целесообразна во время прогулок, как утром так и вечером. Длительность пребывания на свежем воздухе в разные сезоны года меняется, но даже в холодное время и ненастную погоду она не должна быть меньше 2- 3- часов. Летом это время значительно увеличивается.
Наблюдение проводим в начале прогулки: обращаем внимание детей на состояние погоды, отмечаем сезонные изменения в природе, наблюдаем за деревьями, птицами, животными, транспортом, прохожими, за трудом взрослых.
Во время прогулок широко используются бессюжетные народные игры с предметами, такие, как кольцеброс, кегли, а в старших группах — элементы спортивных игр: бадминтон, футбол.
Дети младшего возраста, общаясь и играя со старшими детьми, нередко сами стремятся организовать подвижную игру, зазывая на участке всех желающих. У детей формируется самостоятельность и активность в подвижных играх и спортивных упражнениях.
Процесс воспитания детей непрерывен. Большие потенциальные возможности для всестороннего гармонического развития личности ребенка заложены в процессе воспитательно-образовательной работы с детьми в условиях прогулки.
Основная цель моей работы на прогулке состоит в обеспечении активной содержательной, разнообразной и интересной для детей деятельности : игры, труда, наблюдения, в процессе которых формируется детский коллектив, усваиваются и воспитываются положительные навыки поведения, накапливаются представления детей об окружающей природе и общественной жизни. Прогулка должна дать разрядку ребенку, снять напряжение после занятий и создать у него жизнерадостное настроение, что в свою очередь обеспечивает соответствующий тонус для успешного физического и психического развития ребенка в иных условиях и видах деятельности. Непременным условием успешного развития и воспитания дошкольников на прогулке является одновременное овладение ими умственными и практическими действиями. Это успешно решается в ходе систематических проводимых наблюдений, заранее планируемых мною. Ежедневные наблюдения на прогулках обогащают представления детей о мире природы, людей (их труда, взаимоотношений, обогащают детские эстетические представления.
Таким образом, наблюдение — один из главных компонентов прогулки. Детей следует привлекать к активной мыслительной деятельности, к выполнению заданий совершенствовать их навыки, умения ориентироваться на участке детского сада и т. п. На прогулке планирую наблюдения предметов и явлений общественной жизни и природы, наблюдения за трудом взрослых, жизнью города, животных, а так же за трудовой деятельности самих ребят. В календарном плане конкретно указываю, что дети будут наблюдать, с какой целью, каким видом труда будут заняты как будут распределены между ними обязанности.
Таким образом, структура прогулки состоит из следующих компонентов:
- Разнообразные наблюдения (цель) (дидактические задачи);
- Трудовые действия самих детей (цель); -
Подвижные игры и игровые упражнения;
- Индивидуальная работа по физкультуре;
- Самостоятельная деятельность детей.
Каждый из обязательных компонентов прогулки занимает по времени от 7 до 15 минуты осуществляется на фоне самостоятельной деятельности детей. последовательность и продолжительность разных видов деятельности, должны изменяться с учетом конкретных условий: времени года, погоды, возраста детей и характера их предшествующей деятельности. Так, если перед прогулкой проводились занятия, требующие от детей умственного напряжения, то начать ее целесообразно с организации подвижных игр или спортивных развлечений, труда. И наоборот, если прогулке предшествовали физические и музыкальные занятия, то начать ее лучше со спокойной самостоятельной деятельности. Главное — каждый из компонентов прогулки вносит свое, неповторимое в развитие и воспитание, в формировании личных качеств дошкольников.
На фоне самостоятельно играющих детей можно что-то рассказывать и показывать им, пообщаться с одним-двумя на интересную для них тему, организовать индивидуальные игры — развлечения, понаблюдать с подгруппой детей за каким-либо необычным явлением или событием, которое заметили они сами. Главное — сделать так, чтобы на прогулке не было скучно. Прогулка «У природы нет плохой погоды» Цель прогулки — активизировать имеющиеся у детей знания о животных и растениях, познакомить с понятием «погода», с влиянием изменений погоды на растения, животных и людей, способствовать формированию умения оценивать состояние окружающих растений и животных, учить вести фенологические наблюдения. Перед прогулкой рассказываю детям о факторах, составляющих погоду, делаем образец дневника природы, показываю, как фиксировать известные явления природы в дневнике при помощи условных знаков. Рассказываю, как нужно одеваться на прогулку в разную погоду. Выясняю, каких птиц, насекомых, обитающих на нашем участке, знают дети. Рассмотриваем иллюстрации, изображающие известных птиц и насекомых. Следовательно прогулка начинается с ежедневного наблюдения за погодой, за сезонными явлениями природы. В начале и в конце прогулки можно спросить детей, какова погода, произошли ли какие изменения в состоянии погоды за время прогулки, как дети определили это. Этим мы изучаем состояние неба (чистое, наличие облаков и туч, присутствие ветра (тихо, ветрено, температуру (тепло, холодно, прохладно). Как выглядят растения (веселые, грустные, поникшие, птицы (нахохлились, радостные, тревожные, летают ли насекомые, как влияет погода на человека (зябко, жарко, какое настроение). Затем прошу детей отметить приметы осени. Выполнить игровое задание «Природные несуразности» и поиграть в игру «Жмурки в кругах». «Природные несуразности» Во время прогулки по определенному маршруту детям предлагаю найти предметы неприродного происхождения, которые заранее располагаю на этом участке. После прохождения маршрута по количеству увиденных несуразностей определяем самого зоркого путешественника. Затем с детьми ещё раз идет по маршруту, отмечая вместе с ними эти несуразности. «Жмурки в кругах» Водящему, выбранному по считалке, завязываю глаза. В радиусе 3–5 шагов вокруг водящего играющие чертят небольшие круги и встают в них. Кто-нибудь из играющих кружит водящего на месте, чтобы он потерял направление, в каком искать круги. Водящий идет наугад, а играющие перебегают из круга в круг, пока он не подошел близко к одному из кругов. По команде руководителя все останавливаются и больше не сходят с места. Водящий вытягивает руки вперед, стараясь дотронуться до стоящего в круге, а тот приседает, увертывается, не сходя с места. Найдя, наконец, прячущегося, водящий ощупывает его и называет имя. Если водящий ошибся, то он продолжает водить. В случае трех неудач подряд выбирают нового водящего. Играющий, который сдвинулся с места после того, как водящий подошел к кругу, должен его сменить.
После прогулки дети заносят свои наблюдения за погодой в дневник природы. Я как старший воспитатель систематически изучаю работу воспитателей с детьми на прогулке, оказываю им методическую помощь в планировании ее содержания, приемов и методов руководства разнообразной детской деятельности. Так же слежу, чтобы в календарном плане воспитатели указывали, какие атрибуты, игрушки будут нужны для игры детей, т. е. материал на вынос. Потому что, исходя из этого у детей возникает желание играть в ту или иную игру (матросские бескозырки, бинокль — «моряков», руль — «шофера» и т. п. Содержание вечерних прогулок должно планироваться с учетом всей предшествующей деятельности детей. Планируются наблюдения игры, труд, физические упражнения и подвижные игры. Однако необходимо иметь виду, что вечером не следует проводить игры большой подвижности, возбуждающие нервную систему детей. Литература: 1. Т. Г. Кобзева. Организация деятельности