Галина Обухова
Использование нестандартного физкультурного оборудования для развития двигательной активности воспитанников
▼ Скачать + Заказать документы
Использование нестандартного физкультурного оборудования
для развития двигательной активности воспитанников.
"Здоровье свыше нам дано,
Учись, малыш, беречь его".
Публикация «Использование нестандартного физкультурного оборудования для развития двигательной активности воспитанников» размещена в разделах
- Двигательная активность ребенка
- Нестандартное оборудование по физкультуре
- Работа инструкторов по физической культуре
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
Дошкольное детство – уникальный период в жизни человека, когда формируется здоровье, осуществляется развитие личности. Перед дошкольным образованием в настоящее время остро стоит вопрос о путях совершенствования работы по укреплению здоровья, развитию движений и физическому развитию детей. Одним из многообразных факторов, влияющих на состояние здоровья и работоспособность растущего организма, является двигательная активность. Двигательная активность – это естественная потребность в движении, удовлетворение которой является важнейшим условием всестороннего развития и воспитания ребёнка.
В ФГОС дошкольного образования говорится о физическом развитии, что оно включает в себя приобретение опыта в двигательном поведении детей : в том числе связанном с выполнением упражнений, которые направлены на развитие таких физических качеств, как координация и гибкость и способствуют правильному формированию опорно-двигательной системы организма, развитию равновесия, координации движения, крупной и мелкой моторики обеих рук.
На сегодняшний день наиболее актуальными в деятельности любого ДОУ являются
вопросы физкультурно-оздоровительной работы, основная задача которой —способствовать укреплению здоровья, совершенствованию физического развития ребенка, развитию двигательной активности. И начинать эту работу следует с детьми раннего возраста, т. к. фундамент здоровья человека закладывается уже в раннем детстве.
Оздоровительная работа с дошкольниками в последние десятилетия приобрела особую
актуальность, что связано со стабильной тенденцией ухудшения здоровья всего населения
России, в том числе и детей.
Мною было отмечено, что у большинства воспитанников отдельные компоненты физического развития неразвиты. Наблюдая за детьми, я отметила, что если в организованной деятельности дети проявляли двигательную активность, то в самостоятельной деятельности были малоподвижны: с неохотой играли в подвижные игры, редко брали физкультурное оборудование, отдавали предпочтение настольным играм. Здоровый ребенок развивается в деятельности, и чем она полнее и разнообразнее, тем успешнее идет развитие. Наряду с традиционным физкультурным оборудованием, которое способствует разностороннему физическому развитию ребенка развитию выносливости, скоростно-силовых качеств, в своей работе по развитию двигательной активности я использую нестандартное физкультурное оборудование, изготовленное своими руками, ведь новое спортивное оборудование - это всегда дополнительный стимул активации физкультурно-оздоровительной работы.
Моя задача - насыщение пространства недорогим, нестандартным, многофункциональным оборудованием и инвентарем, отвечающим гигиеническим, анатомофизиологическим, психическим, эстетическим, эргономическим и другим требованиям, которая соответствует всем санитарно-гигиеническим требованиям и нормам. Это красочное многофункциональное оборудование, вызывает не только большой восторг у детей, но и позволяет расширить возможности для выполнения многообразных движений, упражнений.
Посредством нестандартного оборудования, внося элементы необычности, я вызываю интерес, желание поиграть с новыми для детей атрибутами. Нестандартное физкультурное оборудование служит важным условием формирования всех систем и функций организма, одним из способов познания мира, ориентировки в нем, а так же средством всестороннего развития дошкольника.
Для изготовления этого оборудования я выбрала современные предметы, которые привлекли меня необычными формами и материалами, из которых они сделаны: футляры от «киндер-сюрпризов», пластиковые бутылочки, баночки из-под йогуртов, а также всевозможные упаковки, резиновые пробки, бобины из-под скотча и т д. Эти, бесполезные на первый взгляд предметы превратились в забавные игрушки и пособия для выполнения различных упражнений и корригирующих гимнастик. Дети сами с удовольствием принимают участие в изготовлении нового оборудования.
Решающая роль по формированию личностного потенциала и двигательной активности ребенка принадлежит семье. Родители полноправные участники всех мероприятий ДОУ. Родители принимали непосредственное участие в изготовлении нестандартного физкультурного оборудования, приносили бросовый материал в детский сад.
Дети стремятся к организации различных игр, к общению друг с другом. Они пытаются самостоятельно выполнять достаточно трудные двигательные задания, добиваясь хорошего результата. Можно сделать вывод, что использование нестандартного физкультурного оборудования в ДОУ как эффективного средства развития двигательной активности детей дошкольного возраста, позволило повысить уровень физического развития детей.
Мастер — класс «Султанчик для самомассажа»
Изготовление нестандартного оборудования для НОД физической культурой в ДОУ и семье.
Актуальность.
Одной из приоритетных задач формирования здорового образа жизни у детей дошкольного возраста является создание мотивации, обучение и привитие навыков здорового образа жизни у детей дошкольного возраста.
Современный воспитатель - это творческий работник, мастер своего дела, новатор, ведущий здоровый образ жизни, который использует в своей работе новейшие методические разработки.
Комплексы общеразвивающих упражнений выполняются детьми с большим желанием при наличии ярких предметов в руках: ленты, шнуры, гантели, мячи, обручи, флажки и т. д. Дети очень любят, когда их окружают красивые, оригинальные вещи. Интересное оборудование стимулирует их активность, помогает с желанием, включится в работу, познавать новое, с увлечением играть.
Многообразен и непредсказуем мир вещей, способных обрести вторую жизнь благодаря творчеству выдумке и умелым рукам. Не одно поколение использовало для реализации своих фантазий куриные яйца, катушки, пробки, спичечные коробки. На смену исчезающим бытовым любимцам мы выбрали современные предметы, которые привлекли нас необычными формами и материалами, из которых они сделаны: футляры от - киндер-сюрпризов», пластиковые бутылочки, баночки из-под йогуртов, а также всевозможные упаковки, резиновые пробки, бобины из-под скотча и т д.
Эти, бесполезные, на первый взгляд, предметы превратились в забавные игрушки и пособия для выполнения различных упражнений и корригирующих гимнастик. Достигнув цели расширить предметно-развивающую среду путем создания нового нестандартного оборудования, помогающего полноценному физическому и психическому развитию детей, мы решаем следующие задачи:
• Обеспечить высокую двигательную активность, совершенствуя движения
детей и их физические качества.
• Обогащать творческий потенциал, развивать воображение, стремление к активности, самостоятельности.
• Развивать у детей интерес к процессу движений с использованием предметов нестандартного оборудования
• Создавать условия для проявления у детей положительных эмоций.
• Воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми, стремление
прийти на помощь друг другу.
• Научить детей ухаживать за нестандартным оборудованием, бережно
и аккуратно пользоваться им.
Нестандартное оборудование используется в нашем детском саду во всех видах физкультурно-оздоровительной работы : на утренней гимнастике, физкультурных занятиях, корригирующих гимнастиках, в игровой деятельности.
«Султанчики» для самомассажа
(нестандартное физкультурное оборудование)
В последнее время увеличилось число детей с нарушением речи. И чтобы как то укрепить и сохранить здоровье детей, все больше в детских садах вводят самомассаж.
Я хочу предложить пособие – «карандаш» для самомассажа, только более в интересном варианте. Ведь дети с удовольствием занимаются, когда это красочно и интересно.
А назовем мы их «Султанчики» - для самомассажа.
Данное пособие можно назвать нестандартным физкультурным оборудованием.
Пособие повышает прилив крови к рукам, в результате чего работа головного мозга повышается, происходит расслабление мыщц и их укрепление, лучше стимулируют тактильные ощущения, развивается внимание, развивается мелкая моторика рук и. д. ,
и, вообще готовим руку к письму. С помощью этого веселого карандаша можно так же
в игровой форме провести пальчиковую гимнастику.
Материалы для изготовления султанчиков:
- Карандаш;
- Капсула от киндер - сюрприза;
- Шпагат цветной;
- Самоклейка белого, голубого, чёрного и синего цветов.
1 этап
- Проделать отверстие в капсуле от киндер - сюрприза по диаметру карандаша
с одной стороны;
- С другой стороны сделать отверстие поменьше.
2 этап
- На ладонь намотать в несколько раз цветной шпагат;
- С одной стороны завязать узелком и оставить хвостик.
- С другой стороны разрезать, должна получиться кисточка.
3 этап.
- Из цветной самоклейки вырезать глаза, носик и рот;
- Наклеить на киндер – сюрприз, оформить лицо.
4 этап
- В верхнее отверстие вставить «кисточку» и закрепить.
- Вставить карандаш в нижнее отверстие;
Султанчик готов.
Игра с султанчиком «Самомассаж подушечек пальцев»
Шёл медведь к своей берлоге (мизинец)
Да споткнулся на пороге. (безымянный)
«Видно, очень мало сил (средний)
Я на зиму накопил», – (указательный)
Так подумал и пошёл (большой)
Он на поиск диких пчёл. (большой)
Все медведи – сладкоежки, (указательный)
Любят есть медок без спешки, (средний)
А наевшись, без тревоги (безымянный)
До весны сопят в берлоге. (мизинец)
Мастер - класс для педагогов
«Здоровье — это здорово!»
Цель: Формирование у педагогов умения и желания заботиться о своем здоровье, потребности в здоровом образе жизни и эмоциональном благополучии как залоге успешности в педагогической деятельности.
Задачи:
1. Создать условия для сохранения и укрепления здоровья педагогов.
2. Поддерживать благоприятный психологический климат.
3. Сформировать у педагогов навыки саморегуляции, чувство эмпатии, позитивное отношение, искренность и открытость.
«Здоровье - это здорово!»
Ведущий: Добрый день, уважаемые педагоги! Прошу обратить внимание на экран.
Прочитайте высказывания знаменитых людей, в каждом из них пропущено слово.
«Единственная красота, которую я знаю – это….» Г. Гейне
«…. – великое дело как для того, кто им пользуется, так и для других» Картейль Т.
«…гораздо более зависит от наших привычек и питания, чем от врачебного искусства». Джон Леббок. Вы правы. Пропущенное слово – здоровье. (Звучит музыка из программы «Здоровье»)
«Здоровье – это здорово!» Именно этим словом мы начинаем свой день, мы желаем друг другу здравствовать, то есть быть здоровым.
Здоровьесбережение – приоритетная задача в дошкольном возрасте, что обусловлено интенсивным морфофункциональным развитием.
Основным приоритетным направлением деятельности нашего детского сада - физкультурно – оздоровительная работа.
Ежедневно в своей работе я реализую несколько форм физкультурно - оздоровительной деятельности: утренняя гимнастика, занятия по физической культуре в зале и на открытом воздухе, разнообразные подвижные игры в течение всего дня, что позволяет обеспечить двигательную активность детей на протяжении всего дня.
С целью оздоровления дошкольников в своей работе я использую современные здоровьесберегающие технологии - дыхательная, пальчиковая, зрительная, артикуляционная гимнастики, точечный самомассаж, динамические паузы, упражнения с игровыми тренажёрами. Эти упражнения помогают снять мышечное и психологическое напряжение, выполнение которых не занимает много времени и не требует специального оборудования. Со своими детьми я изготовила куклы тренажеры, с помощью этих игровых тренажеров дети вместе с родителями выполняют дома гимнастику для глаз - это один из приемов оздоровления детей.
Приглашаю вас в художественную мастерскую. Мы будем делать куклу тренажёр.
У вас есть прекрасная возможность проявить свои навыки и умения в изготовлении пособия.
Приступаем к работе. У вас на столах лежат заготовки – одноразовые ложки, бумажные цветные салфетки, полоски желтой бумаги, бабочки, ленточки, узкий скотч, маркеры красного и черного цветов.
Берем ложку, клеим глаза. Чтобы сделать лицо для куколки, можете использовать фломастеры красного и черного цвета.
Затем берем полоску желтого или оранжевого цвета разрезаем сверху и снизу на полоски, приклеиваем на двухсторонний скотч на верхнюю часть ложки, получаются волосы.
Берем салфетку и вверху уголка срезаем край. Продеваем ложку в отверстие и скрепляем скотчем. Чтобы куколка была нарядной, завязываем бантик.
Образ куколки может быть любой, это мальчик или девочка.
Можете опираться на образы, которые у нас на экране (на экране показаны разные образы куколок тренажеров).
Можно украсить бантиками.
Вот и готовы наши куколки – тренажеры для профилактики усталости и снятия напряжения глаз.
А как я применяю в работе с детьми, сейчас расскажу.
Гимнастика для глаз.
1 вариант: Берем куклу в вытянутую руку, смотрим на нее прямо перед собой. Ведем руку вправо, голова прямо, а глаза следят за движением куколки. Потом влево, вверх – вниз.
2 вариант: Вы пока положите свои тренажеры на стол. Я держу на вытянутой руке тренажер, а вы следите глазами за движением куколки, узнайте, что нарисовано в воздухе. (Участники отгадывают). Вот так можно рисовать любые геометрические фигуры, цифры. А теперь вы сами нарисуйте и следите за движением своей руки. Мы сняли напряжение глаз, пальчики получили массаж, выполнили упражнения для снятия мышечного напряжения. А теперь я предлагаю вам, расслабится. Сядьте удобно, закройте глаза (звучит музыка)
Ощутим тепло в своем сердце, душе. Там – маленький теплый кусочек солнышка…
Он пульсирует, растет, заполняет теплом наши сердца. Его лучики просятся наружу …
(открыть глаза). Посылаем их вперед всем, протягиваем, как теплые ладошки, как знак дружбы… Вместе с лучиками шлем пожелания всем:
- Да будет дружба!
- Да будет здоровье!
- Да будет радость во всем мире!
Посылаем теперь лучики нашей дружбы всему залу, за пределы зала, всем знакомым и незнакомым людям.
Будьте добрыми, если захотите;
Будьте мудрыми, если сможете;
Но здоровыми вы должны быть всегда!
Я желаю вам здоровья!
Упражнение на расслабление
А теперь я предлагаю вам, расслабится. Сядьте удобно, закройте глаза (звучит музыка)
Ощутим тепло в своем сердце, душе.
Там – маленький теплый кусочек солнышка…
Он пульсирует, растет, заполняет теплом наши сердца….
Его лучики просятся наружу ….(открыть глаза).
Посылаем их вперед всем, протягиваем, как теплые ладошки, как знак дружбы…
Вместе с лучиками шлем пожелания всем:
- Да будет дружба! - Да будет здоровье!
- Да будет радость во всем мире! Посылаем теперь лучики нашей дружбы всему залу, за пределы
зала, всем знакомым и незнакомым людям.
Будьте добрыми, если захотите; Будьте мудрыми, если сможете;
Но здоровыми вы должны быть всегда! Я желаю вам здоровья!
Игровое пособие "Солнышко"
Развивает глазодвигательные мышцы. Это самый простой тренажер. Для его изготовления нужен материал темного цвета, из которого шьются две рукавички. Он применяется для детей в детском саду во всех группах.
Детям предлагается молча следить за движением солнышка, рука отводится в сторону, затем ее убираем, двигаем другой рукой. Движения идут вправо- влево, вверх – вниз. «Солнышко поднялось на небе высоко-высоко, потом закатилось за гору спать…». Затем начинает поочередно сжимать одну и затем вторую ладонь. Дети видят только одно солнышко на ладонях. Таким образом, они переводят точку взора, держа голову неподвижно. Воспитатель контролирует выполнение задания, глядя в глаза детям. Схема тренажера: вначале держим руки в стороны и 10-15 секунд поочередно сжимаем и разжимаем ладони. Затем ставим руки в положение в сторону-вверх /одна рука/ и другая в сторону - вниз. Рука как бы показывают диагональ прямоугольника. 10-15 секунд вы-полняем движения, затем меняем положение рук и снова проводим тренаж. Таким образом, мы заставим сокращаться и расслабляться все глазораздвигательные мышцы ребенка
Мастер – класс: Утренняя гимнастика на степ – платформах
«Весенняя разминка»
Утренняя гимнастика представляет собой систему специально подобранных упражнений, разносторонне воздействующих на организм ребенка, усиливающих его основные функциональные процессы, способствующих его гармоничному развитию, повышению жизненного тонуса. А так же способствует более быстрому приведению организма в рабочее состояние, поддержанию высокого уровня работоспособности в течение дня, совершенствованию координации опорно-двигательного аппарата, деятельности сердечно-сосудистой и дыхательной систем, и ряда других физических процессов, таких как, профилактика плоскостопия и нарушение осанки.
Одно из современных направлений физкультурно-оздоровительной работы с детьми дошкольного возраста - занятия степ-аэробикой, направленные на сохранение здоровья и развитие физических качеств дошкольников, активизацию их двигательной деятельности Степ-аэробика - один из самых простых и эффективных стилей и направлений аэробики. В переводе с английского языка «степ» означает «шаг», это интенсивная ритмическая гимнастика с использованием подставки (степ-платформы, которая имитирует ступеньку. Занятия степ-аэробикой обязательно сопровождаются бодрой, ритмичной музыкой, которая создает у детей хорошее настроение.
Цель: укрепить здоровье детей и повысить сопротивляемость организма.
Задачи:
- Продолжать упражнять детей в различных видах ходьбы с заданиями;
- Способствовать закреплению навыков выполнения ОРУ
- Воспитывать внимание, ловкость, координацию движений и инициативность на
протяжение всего занятия;
- Содействовать развитию дыхательной мускулатуры, поддержанию
положительного эмоционального тонуса детей;
Ход занятия
Воспитатель : Доброе утро ребята. Начинаем нашу зарядку.
- Ребята к нам на утреннюю гимнастику пришли гости, давайте поздороваемся.
- Физкульт
Дети: - Привет
Воспитатель : - На право - В обход по залу шагом марш (звучит музыка)
I. Вводная часть.
1. Ходьба по залу в колонне по одному с высоко поднятыми коленями
2. Ходьба на носочках руки вверх.
3. Ходьба на пятках, руки на поясе.
4. Звучит бодрая музыка. Легкий бег (1 круг, подскоки (руки на поясе);
6. Боковой галоп правым плечом, легкий бег (полкруга);
5. Ходьба с упражнением на дыхание руки вверх – вдох, вниз – выдох – проходят к
своим степам.
II. Основная часть (звучит музыка)
1. Ходьба вокруг степа – 1 круг;
2. И. п. стоя за степом руки на поясе – спортивная ходьба счет до 10 – руки
вперед – движение ладошками вверх, вниз – (8 р.)
3. И. п стоя за степом руки впереди - шаг вправо, шаг влево (6 р.)
4. И. п стоя за степом ноги на ширине плеч, руки по швам: ногу на носок
вправо, в И. п. - влево руки в стороны (6 р.
5. И. п. стоя за степом, руки внизу – правое плечо вверх, левое плечо вверх, в и. п.
6. И. п стоя за степом руки внизу, ноги на ширине плеч – наклон вниз коснуться
середины степа, левого угла (6 р.)
7. И. П. за степом руки поясе: носок правой ноги поставить на степ, в И. п. :
носок левой ноги поставить на степ, вернутся в И. п. (6 р.)
8. И. П. за степом руки поясе: пятку правой ноги поставить на степ, в И. п.,
пятку левой ноги поставить на степ, вернутся в И. п. (6 р.)
9. И. п стоя за степом руки на поясе: шаг правой ногой на степ руки в стороны,
в И. п., шаг левой ногой на степ в и. п. (6 р.)
10. И. п стоя за степом руки на поясе: шаги на угол степа - руки вверх (4 р.)
11. И. п стоя за степом руки на поясе : шаг правой ногой на степ поднять левое
колено хлопок перед собой, в И. п., шаг левой ногой руки в сторону (6 р.)
12. И. п стоя за степом руки на поясе : шаг правой ногой со степа, в и. п., то же
левой ногой (6 р.)
12. И. п. стоя на степе, руки в стороны «Самолёт», поворот по кругу на степе.
13. И. п. стоя за степом: ходьба вокруг степа один круг в И. п.
14. И. п. сидя на степе, руки в упоре сзади: упражнение велосипед
III Заключительная часть: И. п. сидя на степе по – турецки, руки на коленях
звучит спокойная музыка
Упражнение на дыхание: поднять руки вверх - вдох, опустить вниз – выдох,
наклон головы вправо, влево с помощью рук, туловища вправо, влево рука
тянется вверх, руки вверх - вдох, вниз на колени -выдох (6 р.).
Зарядка наша закончилась, спасибо дети.
«Здоровье в порядке, спасибо зарядке».
Быть здоровым – естественное стремление человека.
Здоровье означает не только отсутствие болезней, но и психическое
и социальное благополучие!