Получи документы

«Из истории ложки». Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной группе

Наталья Нелипина
«Из истории ложки». Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной группе
▼ Скачать + Заказать документы

Цель:

Развивать устойчивый познавательный интерес к процессу открытия новых, необычных знаний о знакомом предмете — ложке.

Задачи:

-дать представление об истории и разнообразии ложек (разные по размеру, форме, материалу);

-формировать познавательный интерес к скрытым свойствам разнообразных материалов (дерево, алюминий, нержавеющая сталь, пластмасса);

-конкретизировать знания о свойствах разнообразных материалов (лёгкая-тяжёлая, гнётся- не гнётся, ломается — не ломается, притягивается — не притягивается магнитом);

Публикация «„Из истории ложки“, Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной группе» размещена в разделах

-развивать диалогическую речь, обогащать словарный запас детей (части ложки и материал, народные промыслы: резьба по дереву, роспись, качественными прилагательными;

-развивать внимание, ассоциативное мышление, память, воображение;

-развивать эстетический вкус;

-воспитывать интерес к истории, умение видеть прекрасное в окружающем мире.

Интеграция образовательных областей: познание, социализация, коммуникация, художественно-эстетическое развитие.

Материал: камень, ракушки, коллекция ложек из разных материалов, мультимедийное оборудование, презентация: «История ложки»; магнит, ёмкость с водой, музыкальная запись, «солнышко» с лентами, пластмассовые ложки на каждого ребёнка, гофрированная бумага и пластилин для самостоятельной работы.

Предварительная работа: рассказы об истории ложек с подбором иллюстраций; выставка ложек, применяемых в быту; подбор стихов, загадок, пословиц, посвященных ложкам; занятие по рисованию «Украшение ложки хохломской росписью».

Ход занятия:

Воспитатель: Ребята, сегодня мы с вами отправимся в путешествие. А куда мы с вами отправимся. Попробуйте отгадать. А ваши друзья вам помогут.

(Дети загадывают загадки)

Дети: 1. Всех кормлю с охотою, а сама безротая.

2. Долго черпал экскаватор

Суп, картошку и салаты.

3. По моей тарелочке

Лодочка плывёт,

Лодочку с едою

Отправляю в рот.

4. Утром, вечером и днём

Соберёмся за столом.

Ждут нас каша, суп, окрошка,

А помогут есть их. ложка.

Воспитатель: Ребята, для чего человеку нужна ложка? Оказывается, ложка- очень важный предмет. И без него невозможно обойтись. Ложка предназначена для переноса жидкой и полужидкой пищи; её можно использовать и в качестве вилки, и в качестве ножа, и в качестве поварёшки.

Ложка — труженик простой,

Кран подъёмный городской,

Набирай скорей на ложку

Кашу, суп или картошку.

Поднимай скорее грузы,

Отправляй их прямо в рот.

Доедай всё сам до крошки,

Чтоб быстрей бежали ножки,

Чтоб росли скорей ребятки

Словно овощи на грядке.

Воспитатель: Как вы думаете, из чего была сделана самая первая ложка?

Посмотрите, что у меня в руке? (камень). Подержите его. Какой он? Самая первая ложка была сделана из камня. Древний человек брал камень и долбил его другим острым камнем (слайд №2)

Как вы думаете, удобно было есть такой ложкой? Почему? Да, она была очень тяжёлая, края у неё были неровные, и во время еды она обжигала рот. Вот посмотрите, какими были первые ложки (слайд №3).

Воспитатель: Что это? (Ракушки). В Греции,когда не было ложек, использовали ракушки (слайд №4, 5). У вас есть вода. Давайте попробуем зачерпнуть ракушками воду. Вода льётся, выливается, руки мокрые, зачерпывается мало воды. А представьте, что вы кушаете горячий суп. Удобно вам? А почему? (Ответы детей) Края острые, неровные. А чего не хватает? (Ручки).

В древнем Египте ложки вырезали из слоновой кости (Слайд №6, 7).

В Японии люди пользовались и пользуются до сих пор ложками-палочками, которые люди называют хаси (Слайд №8, 9, 10).

Как вы думаете, какими ложками ели раньше на Руси? (ответы детей). На Руси ложку изготовили довольно рано. Простые русские люди с незапамятных времён ели щи да кашу деревянными ложками (Слайд №11, 12).

Прошло время, и мастера-ложечники стали украшать ложки резьбой по дереву (Слайд № 13). И у простых русских людей появились вот такие резные ложки (Слайд № 14).

А короли и аристократы использовали серебряные (Слайд №15, 16) и золотые ложки (Слайд №17, 18).

Воспитатель обращается к детям:

-Дети, а у вас бывает День рождения? Вы любите этот праздник? Почему? (Ответы детей). Ребята, я услышала, что оказывается День рождения бывает не только у людей, но и у предметов тоже. Давайте мы сегодня устроим День рождения ложке? (Ответы детей). Ребята, я знаю место, где находится очень много ложек, я там уже побывала. Это место — музей ложек. Хотите и вы побывать вместе со мной? (Слайд № 19).

Давайте произнесём волшебные слова (раз, два, три — вот и в музее мы) закроем глазки ипокружимся вокруг себя один раз.

(Дети выполняют и оказываются в «музее», где на столах лежит большое количество разных ложек.)

Воспритатель: Ребята, посмотрите, сколько здесь ложек. И все они разные. (Дети рассматривают ложки, трогают их руками. Садятся на стульчики).

Посмотрите, ребята, из какого только материала не изготавливают ложки! А сейчас наиболее часто из какого материала используют ложки? Верно, современная ложка сделана из металла и называется (дети — металлической ложкой).

(Дети находят металлическую ложку в «музее» и показывают её остальным ребятам).

Воспитатель: Ребята, эта ложка сделана из нержавеющей стали, которую изготавливают сталевары в доменных печах. А вот эту ложку сделали из аллюминия (воспитатель показывает детям аллюминевую ложку). Посмотрите и скажите: чем аллюминевая ложка отличается от ложки из нержавеющей стали? (Ответы детей).

Воспитатель: Ребята, посмотрите, а чем ещё отличаются ложки друг от друга? (форма, размер, цвет, материал). А чем ещё? Не знаете? Попробуем узнать — одинаково ли ведут себя ложечки в воде. Возьмём по одной деревянной, пластмассовой, аллюминевой ложке и по одной ложке из нержавеющей стали и пройдём в комнату опытов.

(Дети проходят с ложками за столы, на которых стоят тазики с водой и с магнитами).

Воспитатель: Четыре ложки мы опустим в воду, а что будет, смотрите внимательно.

ОПЫТ С ВОДОЙ: Ложки одну за другой опускают в таз с водой и определяют, что две ложки (из чего) - из нержавеющей стали и аллюминевая утонули сразу, третья (из чего) - деревянная, плавает в воде, а ложка из пластмассы держится на поверхности воды.

Воспитатель: Как вы думаете, почему две ложки утонули? (Они тяжёлые — из нержавеющей стали и аллюминевая). А почему плавают на поверхности две другие ложки? (Они лёгкие — из пластмассы и дерева). А если ложки в воде ведут себя по-разному, они одинаковые? (Разные).

-А теперь мы попробуем согнуть ложечки.

ОПЫТ С СИЛОВЫМ ДВИЖЕНИЕМ: дети начинают сгибать ложки: гнутся пластмассовая и аллюминевая, не гнутся — деревянная и из нержавеющей стали, но деревянную можно сломать.

Воспитатель: Вот и гнутся ложечки тоже по-разному.

А как можно ещё узнать, какая из ложек из нержавеющей стали? (если дети не могут сказать — подсказать: с помощью магнита).

ОПЫТ С МАГНИТОМ: Все ложки проверяют с помощью магнита.

-В России мастера-ложечники изготавливали и расписывали разными узорами ложки (Слайд № 20), расписывали ложки как героев сказок (Слайд №21), и с помощью этих ложек люди показывали детям сказки. А расписные ложки берут музыканты-ложечники (ложкари) и играют (Слайд № 22, 23), постукивая ложками и получается ритмичная, задорная, плясовая мелодия. А тем более, раз сегодня День рождения лдожки, может быть вы захотите сыграть на ложках небольшой музыкальный номер.

Воспитатель: Какими ложками мы будем играть? (деревянными)

1 ребёнок: Ложки, ложки

Расписные ложки,

Ложки золочёные

Узоры крученые

Хоть щи хлебай

А хоть музыку играй.

2 ребёнок: Наши деды на Руси — у любого ты спроси -

Эту ложку уважали, из берёзы вырезали.

Расписная ложка — лаковая ножка,

Красной ягоды глазок, золотистый завиток.

И для каши и для щей нету ложечки нужней,

И красива и легка — для любого едока.

Мы наелись от души, ну и ложки хороши!

А теперь пойдём плясать, да на ложечках играть!

(Звучит народная музыка, дети играют на ложках).

Воспитатель: Какой замечательный подарок — концерт! Ребята, а когда у вас бывает День рождения вы, наверное приглашаете гостей? Вот и ложка на День рождения пригласила гостей. А кого же она пригласила? Сейчас мы узнаем.

Игра с движением «Посуда».

Вот большой стеклянный чайник (Надули животики, одна рука на поясе,

Очень важный, как начальник. другая изогнута, как носик).

Вот фарфоровые чашки- (приседают, одна рука на поясе)

Очень хрупкие бедняжки.

Вот фарфоровые блюдца (кружатся, рисуя руками круг)

Только стукни, разобьются.

Вот серебряные ложки- (тянутся вверх, руки смыкают над

Голова на тонкой ножке. головой)

Вот пластмассовый поднос- (ложатся на ковёр, вытягиваются)

Он посуду нам принёс.

Воспитатель: Ребята, а наши ложечки тоже хотят пойти на День рождения, но у них нет нарядных платьев. До начала праздника осталось пять минут. Может мы с вами поможем ложкам, нарядим их?

(Воспитатель ставит песочные часы на пять минут, дети из гофрированной бумаги изготавливают одежду, головные уборы; украшают лица ложечек пластилином: из синего пластилина — глазки; из красного — ротики. Ставят ложечки на «полянку» в хоровод.)

Воспитатель: А теперь, ребята, нам пора возвращаться в детский сад. Давайте встанем, произнесём волшебные слова и закроем глазки: Раз, два, три, вот и в группе мы!

(Дети садятся вокруг круглой жёлтой коробочки с лентами).

Воспитатель: Ребята, ничего не стоит на месте. Идёт время, и благодаря знаниям и умениям человека, всё вокруг изменяется. Изменяются условия жизни, изменяются бытовые приборы, изменяется мебель, изменяется одежда. Сегодня мы увидели, как появилась и изменилась ложка — простой столовый прибор. Мы увидели, как на смену каменным ложкам пришли удобные, прочные красивые ложки.

Скажите, пожалуйста, что вам понравилось в нашем путешествии. Как только вы скажите, потяните на себя ленточку.

(Дети вытягивают ленточкина себя, проговаривая, что им понравилось в путешествии.)

По ходу воспитатель задаёт вопросы по теме занятия.

- Из чего была сделана первая ложка?

- Каким предметом греки заменяли ложки?

- Какими ложками пользуются японцы?

- Какими ложками пользовались на Руси?

- Какие ложки тонут в воде?

- Какие ложки плавают на поверхности воды?

- Какие ложки держаться на поверхности воды?

- Какие ложки можно согнуть?

- Какую ложку можно сломать?

- Какие ложки гнутся?

- Все ли ложки притягивает магнит?

- Где мы с вами побывали сегодня?

Воспитатель: Что у нас получилось?

Дети: Солнышко!

Воспитатель: Сегодня мы с вами получили столько знаний, сколько лучей у этого солнышка.

Ссылка на презентацию "История Ложки"

Публикации по теме:

Приобщение детей к истокам русской народной культуры. Проект «Масленица» Программное содержание: Образовательные задачи: Дать детям знания о русском народном празднике Масленица. Знакомить детей с историей.

Проект «Ложечка точеная — ручка золоченая» для средней группыПроект «Ложечка точеная — ручка золоченая» для средней группы Проект «Ложечка точеная - ручка золоченая» для средней группы Детского сада№43. Актуальность проекта: Окружающие предметы, впервые пробуждающие.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
«Из истории ложки». Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной группе
Опубликовано: 8 мая 2014 в 00:33
+9Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация ««Из истории ложки». Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной группе» (включая файлы) размещена пользователем Наталья Нелипина в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД