Наталья Нелипина
«Из истории ложки». Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной группе
▼ Скачать
Цель:
Развивать устойчивый познавательный интерес к процессу открытия новых, необычных знаний о знакомом предмете — ложке.
Задачи:
-дать представление об истории и разнообразии ложек (разные по размеру, форме, материалу);
-формировать познавательный интерес к скрытым свойствам разнообразных материалов (дерево, алюминий, нержавеющая сталь, пластмасса);
-конкретизировать знания о свойствах разнообразных материалов (лёгкая-тяжёлая, гнётся- не гнётся, ломается — не ломается, притягивается — не притягивается магнитом);
Публикация «„Из истории ложки“, Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной группе» размещена в разделах
- Занятия по ознакомлению с окружающим миром
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Ложка. Все о ложках для детей
- Ложка. История ложки
- Подготовительная группа
- Посуда. Все о посуде для детей
- Посуда. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
-развивать диалогическую речь, обогащать словарный запас детей (части ложки и материал, народные промыслы: резьба по дереву, роспись, качественными прилагательными;
-развивать внимание, ассоциативное мышление, память, воображение;
-развивать эстетический вкус;
-воспитывать интерес к истории, умение видеть прекрасное в окружающем мире.
Интеграция образовательных областей: познание, социализация, коммуникация, художественно-эстетическое развитие.
Материал: камень, ракушки, коллекция ложек из разных материалов, мультимедийное оборудование, презентация: «История ложки»; магнит, ёмкость с водой, музыкальная запись, «солнышко» с лентами, пластмассовые ложки на каждого ребёнка, гофрированная бумага и пластилин для самостоятельной работы.
Предварительная работа: рассказы об истории ложек с подбором иллюстраций; выставка ложек, применяемых в быту; подбор стихов, загадок, пословиц, посвященных ложкам; занятие по рисованию «Украшение ложки хохломской росписью».
Ход занятия:
Воспитатель: Ребята, сегодня мы с вами отправимся в путешествие. А куда мы с вами отправимся. Попробуйте отгадать. А ваши друзья вам помогут.
(Дети загадывают загадки)
Дети: 1. Всех кормлю с охотою, а сама безротая.
2. Долго черпал экскаватор
Суп, картошку и салаты.
3. По моей тарелочке
Лодочка плывёт,
Лодочку с едою
Отправляю в рот.
4. Утром, вечером и днём
Соберёмся за столом.
Ждут нас каша, суп, окрошка,
А помогут есть их. ложка.
Воспитатель: Ребята, для чего человеку нужна ложка? Оказывается, ложка- очень важный предмет. И без него невозможно обойтись. Ложка предназначена для переноса жидкой и полужидкой пищи; её можно использовать и в качестве вилки, и в качестве ножа, и в качестве поварёшки.
Ложка — труженик простой,
Кран подъёмный городской,
Набирай скорей на ложку
Кашу, суп или картошку.
Поднимай скорее грузы,
Отправляй их прямо в рот.
Доедай всё сам до крошки,
Чтоб быстрей бежали ножки,
Чтоб росли скорей ребятки
Словно овощи на грядке.
Воспитатель: Как вы думаете, из чего была сделана самая первая ложка?
Посмотрите, что у меня в руке? (камень). Подержите его. Какой он? Самая первая ложка была сделана из камня. Древний человек брал камень и долбил его другим острым камнем (слайд №2)
Как вы думаете, удобно было есть такой ложкой? Почему? Да, она была очень тяжёлая, края у неё были неровные, и во время еды она обжигала рот. Вот посмотрите, какими были первые ложки (слайд №3).
Воспитатель: Что это? (Ракушки). В Греции,когда не было ложек, использовали ракушки (слайд №4, 5). У вас есть вода. Давайте попробуем зачерпнуть ракушками воду. Вода льётся, выливается, руки мокрые, зачерпывается мало воды. А представьте, что вы кушаете горячий суп. Удобно вам? А почему? (Ответы детей) Края острые, неровные. А чего не хватает? (Ручки).
В древнем Египте ложки вырезали из слоновой кости (Слайд №6, 7).
В Японии люди пользовались и пользуются до сих пор ложками-палочками, которые люди называют хаси (Слайд №8, 9, 10).
Как вы думаете, какими ложками ели раньше на Руси? (ответы детей). На Руси ложку изготовили довольно рано. Простые русские люди с незапамятных времён ели щи да кашу деревянными ложками (Слайд №11, 12).
Прошло время, и мастера-ложечники стали украшать ложки резьбой по дереву (Слайд № 13). И у простых русских людей появились вот такие резные ложки (Слайд № 14).
А короли и аристократы использовали серебряные (Слайд №15, 16) и золотые ложки (Слайд №17, 18).
Воспитатель обращается к детям:
-Дети, а у вас бывает День рождения? Вы любите этот праздник? Почему? (Ответы детей). Ребята, я услышала, что оказывается День рождения бывает не только у людей, но и у предметов тоже. Давайте мы сегодня устроим День рождения ложке? (Ответы детей). Ребята, я знаю место, где находится очень много ложек, я там уже побывала. Это место — музей ложек. Хотите и вы побывать вместе со мной? (Слайд № 19).
Давайте произнесём волшебные слова (раз, два, три — вот и в музее мы) закроем глазки ипокружимся вокруг себя один раз.
(Дети выполняют и оказываются в «музее», где на столах лежит большое количество разных ложек.)
Воспритатель: Ребята, посмотрите, сколько здесь ложек. И все они разные. (Дети рассматривают ложки, трогают их руками. Садятся на стульчики).
Посмотрите, ребята, из какого только материала не изготавливают ложки! А сейчас наиболее часто из какого материала используют ложки? Верно, современная ложка сделана из металла и называется (дети — металлической ложкой).
(Дети находят металлическую ложку в «музее» и показывают её остальным ребятам).
Воспитатель: Ребята, эта ложка сделана из нержавеющей стали, которую изготавливают сталевары в доменных печах. А вот эту ложку сделали из аллюминия (воспитатель показывает детям аллюминевую ложку). Посмотрите и скажите: чем аллюминевая ложка отличается от ложки из нержавеющей стали? (Ответы детей).
Воспитатель: Ребята, посмотрите, а чем ещё отличаются ложки друг от друга? (форма, размер, цвет, материал). А чем ещё? Не знаете? Попробуем узнать — одинаково ли ведут себя ложечки в воде. Возьмём по одной деревянной, пластмассовой, аллюминевой ложке и по одной ложке из нержавеющей стали и пройдём в комнату опытов.
(Дети проходят с ложками за столы, на которых стоят тазики с водой и с магнитами).
Воспитатель: Четыре ложки мы опустим в воду, а что будет, смотрите внимательно.
ОПЫТ С ВОДОЙ: Ложки одну за другой опускают в таз с водой и определяют, что две ложки (из чего) - из нержавеющей стали и аллюминевая утонули сразу, третья (из чего) - деревянная, плавает в воде, а ложка из пластмассы держится на поверхности воды.
Воспитатель: Как вы думаете, почему две ложки утонули? (Они тяжёлые — из нержавеющей стали и аллюминевая). А почему плавают на поверхности две другие ложки? (Они лёгкие — из пластмассы и дерева). А если ложки в воде ведут себя по-разному, они одинаковые? (Разные).
-А теперь мы попробуем согнуть ложечки.
ОПЫТ С СИЛОВЫМ ДВИЖЕНИЕМ: дети начинают сгибать ложки: гнутся пластмассовая и аллюминевая, не гнутся — деревянная и из нержавеющей стали, но деревянную можно сломать.
Воспитатель: Вот и гнутся ложечки тоже по-разному.
А как можно ещё узнать, какая из ложек из нержавеющей стали? (если дети не могут сказать — подсказать: с помощью магнита).
ОПЫТ С МАГНИТОМ: Все ложки проверяют с помощью магнита.
-В России мастера-ложечники изготавливали и расписывали разными узорами ложки (Слайд № 20), расписывали ложки как героев сказок (Слайд №21), и с помощью этих ложек люди показывали детям сказки. А расписные ложки берут музыканты-ложечники (ложкари) и играют (Слайд № 22, 23), постукивая ложками и получается ритмичная, задорная, плясовая мелодия. А тем более, раз сегодня День рождения лдожки, может быть вы захотите сыграть на ложках небольшой музыкальный номер.
Воспитатель: Какими ложками мы будем играть? (деревянными)
1 ребёнок: Ложки, ложки
Расписные ложки,
Ложки золочёные
Узоры крученые
Хоть щи хлебай
А хоть музыку играй.
2 ребёнок: Наши деды на Руси — у любого ты спроси -
Эту ложку уважали, из берёзы вырезали.
Расписная ложка — лаковая ножка,
Красной ягоды глазок, золотистый завиток.
И для каши и для щей нету ложечки нужней,
И красива и легка — для любого едока.
Мы наелись от души, ну и ложки хороши!
А теперь пойдём плясать, да на ложечках играть!
(Звучит народная музыка, дети играют на ложках).
Воспитатель: Какой замечательный подарок — концерт! Ребята, а когда у вас бывает День рождения вы, наверное приглашаете гостей? Вот и ложка на День рождения пригласила гостей. А кого же она пригласила? Сейчас мы узнаем.
Игра с движением «Посуда».
Вот большой стеклянный чайник (Надули животики, одна рука на поясе,
Очень важный, как начальник. другая изогнута, как носик).
Вот фарфоровые чашки- (приседают, одна рука на поясе)
Очень хрупкие бедняжки.
Вот фарфоровые блюдца (кружатся, рисуя руками круг)
Только стукни, разобьются.
Вот серебряные ложки- (тянутся вверх, руки смыкают над
Голова на тонкой ножке. головой)
Вот пластмассовый поднос- (ложатся на ковёр, вытягиваются)
Он посуду нам принёс.
Воспитатель: Ребята, а наши ложечки тоже хотят пойти на День рождения, но у них нет нарядных платьев. До начала праздника осталось пять минут. Может мы с вами поможем ложкам, нарядим их?
(Воспитатель ставит песочные часы на пять минут, дети из гофрированной бумаги изготавливают одежду, головные уборы; украшают лица ложечек пластилином: из синего пластилина — глазки; из красного — ротики. Ставят ложечки на «полянку» в хоровод.)
Воспитатель: А теперь, ребята, нам пора возвращаться в детский сад. Давайте встанем, произнесём волшебные слова и закроем глазки: Раз, два, три, вот и в группе мы!
(Дети садятся вокруг круглой жёлтой коробочки с лентами).
Воспитатель: Ребята, ничего не стоит на месте. Идёт время, и благодаря знаниям и умениям человека, всё вокруг изменяется. Изменяются условия жизни, изменяются бытовые приборы, изменяется мебель, изменяется одежда. Сегодня мы увидели, как появилась и изменилась ложка — простой столовый прибор. Мы увидели, как на смену каменным ложкам пришли удобные, прочные красивые ложки.
Скажите, пожалуйста, что вам понравилось в нашем путешествии. Как только вы скажите, потяните на себя ленточку.
(Дети вытягивают ленточкина себя, проговаривая, что им понравилось в путешествии.)
По ходу воспитатель задаёт вопросы по теме занятия.
- Из чего была сделана первая ложка?
- Каким предметом греки заменяли ложки?
- Какими ложками пользуются японцы?
- Какими ложками пользовались на Руси?
- Какие ложки тонут в воде?
- Какие ложки плавают на поверхности воды?
- Какие ложки держаться на поверхности воды?
- Какие ложки можно согнуть?
- Какую ложку можно сломать?
- Какие ложки гнутся?
- Все ли ложки притягивает магнит?
- Где мы с вами побывали сегодня?
Воспитатель: Что у нас получилось?
Дети: Солнышко!
Воспитатель: Сегодня мы с вами получили столько знаний, сколько лучей у этого солнышка.