Анастасия Еремеева
Итоговое мероприятие — развлечение в старшей группе «Пришла коляда — отворяй ворота!»
▼ Скачать + Заказать документы
Возрастная категория: 5 – 6 лет
Цель:знакомить с традициями рождественских праздников, с русским народным костюмом, бытом и гостеприимством.
Задачи:
Образовательные:
- приобщать детей к духовно-нравственной традиции русского народа,к старинным семейным обычаям;
- систематизировать представление о
Развивающие :
- формировать элементы самостоятельности, навыки взаимоотношений с взрослыми и сверстниками;
- развивать творческие способности, воображение воспитанников, общую двигательную активность;
- развивать навыки речевого общения;
Публикация «Итоговое мероприятие — развлечение в старшей группе „Пришла коляда — отворяй ворота!“» размещена в разделах
- Коляда, колядки, святки. Колядуем на Рождество
- Колядки, святки. Сценарии праздничных развлечений. Коляда
- Старшая группа
- Сценарии праздников. Развлечения, досуги, утренники
- Темочки
- развивать диалогическую речь;
- актуализировать и обогащать номинативный и предикативный словарь детей по теме: «Колядки» (через стихи, песни, образные выражения);
- развивать умение наблюдать, анализировать, обобщать и сравнивать; делать выводы;
- развивать творческие возможности в процессе интеграции разнообразных видов деятельности: словесной, игровой.
- развивать координацию движений, умение выполнять простейшие танцевальные движения под музыку;
Воспитательные:
-воспитывать интерес и уважение к прошлому, к русскому фольклору и праздникам, к истории и культуре своего народа, народным играм.
- продолжать воспитывать доброжелательные взаимоотношения между детьми;
Материалы к занятию: костюмы для ряженья, маски животных, воздушный шар (внутри из блестящей бумаги вырезанные звездочки, восьмиконечная звезда, мешочек, шумовые музыкальные инструменты, красный носок, ленточка, пуговица, конфетка, монетка, ключи для гадания.
Совместная деятельность: разыгрывание ситуаций, просматривание иллюстрация о колядках и нарядах колядовщиков,пропевание колядок, отгадывание загадок.
Предварительная работа:
-беседа «Что такое Рождество?», «Святки», «Колядки»
-рассматривание иллюстраций на тему «Как люди колядуют»,
- знакомство с атрибутами и персонажами обряда колядования;
-изготовление масок животных для ряженых;
-заучивание стихов и колядок;
- разучивание народных игр «Круг добра», «Снежки», «Кто быстрее очистит двор», «Два Мороза»
- слушание и разучивание колядок
-просмотр презентации на тему: «Колядки»
Методические приё мы: ситуативный разговор, игра малой подвижности «Кто быстрее очистит двор?», объяснение воспитателя, самостоятельная творческая деятельность детей.
Методы и приемы: наглядно – практический метод (ответы на вопросы, словесный метод (ответы на вопросы, игровой прием (двигательные упражнения, прием эмоционального объединения детей в начале занятия (сюрпризный момент, позволил за мотивировать детей на дальнейшую деятельность, создать доброжелательную игровую атмосферу, рефлексия.
Итоговое мероприятие в старшей группе
развлечение : «Пришла коляда – отворяй ворота!»
№ п/п Формы работы Взаимодействие воспитателя с детьми в ходе развлечения Комментарии, создание предметно – развивающей среды
І. Организационный момент. Подготовка детей к работе: психологическая подготовка детей к общению.
1. Этюд на выразительность эмоций - Открывайте ворота!
Гости мерзнут у крыльца!
- Ох уж этот мороз и гостей наших заморозил. Давайте мы улыбнемся, чтобы им стало теплее.
ІІ. Подготовка детей к работе на основном этапе (Мотивационная составляющая). Обеспечение мотивации, принятие цели детьм
2. Беседа - Зима богата не только снегами, морозами, но еще и народными праздниками. Праздники в старину справляли весело, с выдумкой, никто не скучал. Какие праздники мы отмечаем зимой? ( ответы детей: новый год, рождество)
- А чем же эти праздники отличаются друг от друга? ( ответы детей: на новый год наряжаем елку, приходит Дед мороз, а на рождество люди колядуют)
- А что такое колядки? ( ответы детей: люди в этот день наряжаются, ходят по дворам славят хозяев, желают большого урожая, играют и поют песни)
- Как нужно наряжать в этот день? ( ответы детей: люди одевают шубы, девочки берут большие платки, длинные юбки, одевают маски животных)
- А зачем нужны такие маски, если мы идем в гости? ( ответы детей: чтобы люди не узнали, и чтобы было весело)
- А вы хотите пойти колядовать (ответы детей)
3. Распределение ролей - Будем все тогда наряжаться, но на этом празднике есть главные ряженные. Кто они? ( ответы детей: звездарь, звонарь, весельчак)
- Что им нужно для праздника? ( ответы детей:)
– Для того чтобы определиться кто кем будет на празднике, подойдите к столу и выберите себе звездочку.
- А теперь будьте внимательны: кому достался колокольчик - будет звонарем, у кого – мешок, тот будет весельчак, у кого звезда – тот звездарь, у кого маска – тот ряженный.
- Роли мы распределили. Теперь предлагаю из нашего сундука достать наряды, каждый выбирает, то, что ему нравится. На столе лежат звздочки, на обратной стороне приклеены картинки с изображением
Дети из сундука выбирают наряды
ІІІ. Основной этап (усвоение представлений и способа действий).
4. Игровая ситуация Воспитатель:Коляда, коляда отворяй ворота!
1 ребенок:Здравствуй, хозяин с хозяюшкой!
Хозяйка: Здравствуйте, люди добрые.
Милости просим, проходите.
1 ребенок: Позволь-ка, хозяйка, под окошко встать
Коляду покликать….
2 ребенок:Уж как нашла Коляда
Не велика, не мала.
Она в двери не влезает,
Нам в окошко шлет,
Через улицу метет,
Через тын падает! Воспитатель и дети заходят под шумовые эффекты в соседнюю группу
5. Исполнение колядок - Что ж вы приуныли, разве нас вы не узнали, кто мы? (ответы детей)
Хозяева:
1 ребенок:
К нам на Святки пришла Коляда!
С новым годом поздравляю
Счастья всем мы вам желаем.
Хозяйка:
Гости мои дорогие
Пожилые молодые
Собрались мы с вами для беседушки!
Собрались мы с вами для забавушки!
Как когда-то наши прадешушки
Ну а с ними наши прабабушки.
2 ребенок:
От рождества и до Крещения.
Приготовив угощенье
Пели разные колядки
По дворам ходили святки!
Наряжались и шутили
Праздник дали и любили
Так давайте же сейчас
Встретим мы по у нас. Дети «хозяева» сидят на стульях, колядовщики возле них образуют полукруг
6. Хороводная игра с музыкальным сопровождением «Метелица»
- Мы к вам пришли не с пустыми руками, а с плясками, шутками, прибаутками, играми. Хотите поиграть. Выходите, хоровод заводите.
7. Игра малой подвижности «Кто быстрее очистит двор» - Сколько много снега намело. А вы любите играть в снежки? (ответы детей)
- Тогда давайте разделимся на две команды, у каждой команды будет свой двор. Дворы разделяются забором - «лентой». Ваша задача – под музыку перекидывать снежки через забор друг в друга, чтобы быстрее очистить свой участок. У кого окажется меньше снежков на участке, та команда и победила. Дети делятся на команды, между ними натягивается серебристая лента. Через нее перекидывают снежки – ватные шарики
8. Отгадывание загадок про зиму - Вот какие вы шустрые ребята, а теперь давайте проверим вашу смекалку. Мы сейчас вам загадки загадаем.
Растет она вниз головой,
Не летом растет, а зимой.
Но солнце ее припечет,
Заплачет она и уйдет… (сосулька)
Голубой как небосвод,
На реке замерзший … (лед)
Всю зиму смирно лежит,
А весной убежит (снег)
Снежный ком мы слепим в миг
Получился ….(снеговик)
Щиплет уши, щиплет нос
Значит, рядом Дед …. (Мороз) Дети стоят в группе образуя круг
9. Игровой массаж «Мороз»
- А мороз за окном трещит, нас заморозить велит. Ох, и суровая зима у нас, мы совсем уже замерзли. Давайте согреемся и поиграем. Чтобы не превратиться в сосульку, будьте очень внимательны.
Ой, мороз, мороз, мороз - похлопывание ладошками по предплечьям
Щиплет щеки, щиплет нос - движения по тексту
Щиплет уши, щиплет губы - движения по тексту
Забирается под шубы - поглаживание руками по бокам
Чтоб согреться – посмотри
Все как следует потри:
Щеки, носик, уши, губы - потирание пальчиками щек,носа, ушей, губ
Пар пошел уже от шубы - похлопывание себя ладошками по телу. Дети встают в круг
Воспитатель, читая детям, стихотворение осуществляет показ движений, а дети повторяют, имитируя действия воспитателя
10. Игра - гадание - А еще в этот праздник гадали. Собирались вечерами и узнавали свою судьбу кого, что ожидает.
1 ребенок:
Раз в крещенский вечерок девушки гадали,
За ворота башмачок, сняв с ноги бросали.
В: А вы хотите узнать, что вас ждет в будущем?
По одному подходите ко мне и доставайте предмет из волшебного башмачка. А я вам скажу, что вас ждет.
Ленточка - далеко расстелится,
Кому сбудется, тому сбудется.
Ждёт того, кому она попадётся путешествие.
Пуговица - Кому попадётся - тому обувкой обернётся.
Монетка (бумажная) - к достатку. Жить будешь богато!
Конфетка - Лучше нету радости
для ребят, чем сладости.
Вытащат конфетку- будет сладко деткам.
Ключи – ждет переезд вас. Дети сидят на ковре и по одному подходят к воспитателю, достают из мешочка предметы
11. Исполнение колядок Девочки :
Коляда – Маляда
На кануне Рождества
Тетенька, добренька
Пирожка-то сдобненька
Не режь, не лопай,
А скорое подавай.
2 ребенок:
Не дашь пирога –
Мы корову за рога.
Не дашь блинка –
Мы хозяина в пинка
3 ребенок:
Славите, славите! Сами люди знаете:
Я славить не умею, просить многое не сумею.
Открывайте сундучок, доставай же пятачок.
Мне Мишке на чаек!
12 Пропевание колядки Все вместе :
Коляда Маляда
Золотая борода
Позолоченный усок
По рублю за волосок
Подай тетушка,
Подай матушка
На тарелочке,
Да на блюдечке.
(хозяйка дает угощение
Повесили ли вы нас, спасибо!
А вот вам угощенье.
Сыр да печенье, пряники, конфеты!
Угощайтесь детки)
ІV. Подведение итогов
12. Сюрпризный момент А еще примета есть - если звездочку с неба поймаешь и желание загадаешь, то оно непременно исполнится. А у вас есть заветное желание, хотите, чтобы оно исполнилось. Закрывайте глаза и думайте о своем желании. Раз, два, три, звездочку лови! Только берегите звездочку, а иначе ничего не сбудется.
Воспитатель протыкает воздушный шар, из него разлетаются бумажные звездочки