ольга кечкина
«Зима». Итоговое занятие по ознакомлению с окружающим в подготовительной группе
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект занятия
по ознакомлению с окружающим
подготовительная группа
Тема: Зима
итоговое занятие
Программное содержание:
Обобщить и систематизировать представления детей о зиме, как сезоне, наиболее неблагоприятном для жизни растений и животных в природе.
Закрепить знания детей о том, как растения и животные приспособлены к жизни в зимнее время.
Развивать способность воспринимать красоту зимних явлений природы, её отражение в произведениях поэтов, художников, композиторов.
Развивать память, внимание, речь.
Материал. Иллюстрации, изображающие жизнь животных в зимнее время; иллюстрации с изображением птиц зимующих и перелетных; репродукции картин «Волшебница зима» К. Юона, «Зима» И. Шишкина, «Март» И. Левитана, «Масленица» Б. Кустодиева «Взятие снежного городка» В. Сурикова
Ход занятия.
Прочитать отрывок из стихотворения:
Белый снег пушистый
В воздухе кружится,
И на землю тихо
Падает, ложится…
- Что я прочитала? О каком времени года это стихотворение? Почему вы так думаете?
Загадка:
Снег на полях.
Лед на реках.
Вьюга гуляет –
Когда это бывает? (зимой)
- Что я прочитала сейчас? (загадку)
Сказать пословицу:
Береги нос в большой мороз.
- Что я теперь прочитала? О каком времени года эта пословица?
Почему вы так считаете?
Ребята, не случайно все произведения, которые я вам сейчас прочитала о зиме. Календарная зима закончилась, и сегодня мы поговорим о зиме последний раз.
Кто может назвать по порядку зимние месяцы? А я вам немного подскажу.
Назовите-ка, ребятки,
Месяц в этой вот загадке:
Дни его всех дней короче,
Всех ночей длиннее ночи.
На поля и на луга
До весны легли снега.
Только месяц наш пройдет.
Мы встречаем новый год.
По каким приметам вы узнали, что это декабрь?
Щиплет уши, щиплет нос,
Лезет в валенки мороз.
Брызнешь воду – упадет
Не вода уже, а лёд.
Даже птице не летится,
От мороза стынет птица.
Повернуло солнце к лету,
Что, скажи за месяц это?
- Какие приметы указывают на то, что это месяц январь?
Снег мешками валит с неба,
С дом стоят сугробы снега.
То бураны и метели
На деревню налетели.
По ночам мороз силен,
Днем капели слышен звон.
День прибавился заметно.
Ну, так что за месяц это?
- По каким приметам вы узнали февраль?
Сейчас мы поговорим о зимних явлениях в неживой природе. А как живется зимой птицам и зверям?
- Как мы называем птиц, которые осенью улетают из наших лесов? – перелетные.
- Как мы называем птиц, которые остаются у нас зимовать? – зимующие.
- Отобрать среди иллюстраций с изображением разных птиц только те, на которых изображены птицы зимующие. Назовите зимующих птиц. Какую помощь оказывают люди зимующим птицам?
- А сейчас давайте вспомним, как проводят зиму дикие звери.
Угадайте, что за шапка
Меха целая охапка.
Шапка бегает в бору,
У стволов грызет кору. (заяц)
Как и где живут зимой зайцы? – Меняют шубку на теплую и белую, чтобы их не было видно на снегу. Зайцы питаются ветками с кустов и корой деревьев. Заяц живет под елкой.
То рыжая, то серая,
А с названьем белая. (белка)
-Конечно, это белка. Какого цвета у белки шубка? Где живет белка? А чем она питается? – шишки, грибы, орехи, которые она заготавливает осенью.
Кто зимой холодной
Бродит злой, голодный. (волк)
- Где живет волк? – в логове. Чем питается волк? – охотится, ловит зайцев.
У кого из зверей
Хвост пушистей и длинней? (лиса)
- Чем питается зимой лиса? – охотится на мышей. Где лиса живет? – в норе. Как и другие звери меняет шерстку на более теплую.
Кто позабыв тревоги
Спит в своей берлоге? (медведь)
-Как переживает зиму медведь? Как он готовится к зиме? (строит берлогу и спит в ней всю зиму). Что происходит в берлоге медведей зимой? (рождаются медвежата)
- Какие ещё животные спят зимой? – ёж, бурундук, сурок, барсук, суслик.
Зима очень красивое время года, вы согласны? Какие красивые зимние явления вам нравятся? – снег сверкает на солнце, снегопад. Иней на ветках деревьев и др. Многим людям нравится это время года. Под впечатлением этой красоты художники пишут картины, поэты сочиняют стихи, композиторы пишут прекрасную музыку. Давайте посмотрим несколько картин.
Мы сегодня с вами беседовали о прекрасном времени года – о зиме. А сейчас давайте каждый из вас скажет по одному слову, которое будет обозначать, какая же зима? – белая, пушистая, серебристая, холодная, снежная, красивая, студеная, волшебная, сказочная, морозная, вьюжная, сверкающая, суровая, веселая.