Наталья Ильченко
Итоговое занятие по ознакомлению с окружающим в старшей группе на тему «Осень золотая»
▼ Скачать + Заказать документы
Итоговое занятие по ознакомлению с окружающим в старшей группе
на тему : «Осень золотая».
Публикация «Итоговое занятие по ознакомлению с окружающим в старшей группе на тему „Осень золотая“» размещена в разделах
- Занятия по ознакомлению с окружающим миром
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Осень. Конспекты занятий на осеннюю тему
- Осень. Материалы для воспитателей
- Старшая группа
- Темочки
Программное содержание. Закрепить в сознании детей представления о сезонных изменениях в природе. Обобщить и систематизировать знания о характерных признаках осени. Активизировать «осенний» словарь детей. Обучать основам словообразования – образование однокоренных слов, подбор определений к существительным и наоборот, навыкам составления коротких описательных рассказов по картине.
Формировать эстетическое восприятие осеннего пейзажа. Развивать умение выстраивать логическую взаимосвязь, делать выводы.
Воспитывать чувство любви к родной природе. Формировать эстетическое восприятие осеннего пейзажа.
Образовательные области. Познавательная, речевая, художественно – эстетическая
Материал. Демонстрационный материал. Круг, разделённый на 4 сектора, символизирующих по цвету разные времена года и их месяцы. Картинки с изображением сентября, ноября, декабря. Мяч. Листья на каждого ребенка для зрительной гимнастики. «Тучки» для дыхательных упражнений. Картинки с овощами и фруктами с определенным количеством. Корзина с угощением. Презентация по теме занятия. Демонстрационное дерево с листья, на которых написаны задания.
Предварительная работа. Наблюдения за сезонными изменениями осенью. Беседы об осени, чтение произведений, рассматривание иллюстраций осенней тематики, разучивание пальчиковой игры «Осенние листья».
Ход занятия.
Организационная часть.
1. Работа с кругом «Круглый год»
(Демонстрирую детям круг, символизирующий круглый год)
-Ребята, Посмотрите, у нас на стене изображен круг. Что он вам напоминает? – Колесо.
-Правильно, колесо. Давным – давно в старинные времена год представляли в виде колеса, которое двигается по Солнцу. Отсюда и название «круглый год». Наше годовое колесо разделено по цвету на 4 части. Как вы думаете, почему?
-Правильно! Это времена года. Вспомните их название. – Зима, весна, лето, осень.
Игра «Назови соседей времен года» (лето-осень-зима, зима-весна-лето) и т. д.
Сюрпризный момент.
Стук в дверь.
В. : Кто же к нам стучит? Да, да, заходите.
(приносят конверт с письмом).
В. : Ребята посмотрите, что это такое?
Д. : Конверт.
В. : Давайте посмотрим что в нем. (Достает и читает письмо). Это же послание от жителей другой планеты. И в нем они пишут, что на их планете никогда не бывает осени, они даже не знают, что такое осень. Ребята, вы согласны им помочь.
II. Основная часть.
1. Загадка об осени.
-Сегодня мы с вами будем говорить только об одном времени года. А вот о каком времени года, вы догадаетесь сами, если отгадаете загадку.
Несу я урожаи,
Поля вновь засеваю,
Птиц к югу отправляю,
Деревья раздеваю
Но не касаюсь сосен
И ёлочек. Я… (Осень)
Беседа «Осенние месяцы» (Снова демонстрирую круг «Круглый год»)
В каждом времени года три месяца, так и осенью бывает. Тоже три месяца.
-А как называются осенние месяцы? – Сентябрь, октябрь и ноябрь.
-Давайте попробуем определить, где сентябрь, где октябрь, а где ноябрь.
-Как называют осень в сентябре? В октябре? В ноябре? Чем нас радовала ранняя осень? Золотая? Поздняя? – (Ответы детей)
Сентябрь –ранняя осень
Октябрь – золотая осень
Ноябрь – поздняя осень.
-Какая бы не была осень, но мы всегда ей очень рады, всегда узнаём её на картинках и на прогулках. Сегодня мы отправляемся в царство Золотой Осени. А королева этого царства приготовила для нас сложные задания. Задания она спрятала на нашем дереве, перед тем как начнем выполнять задания возьмем осенние листочки и выполним упражнения для глаз.
Зрительная гимнастика «Осенние листочки»
Листья вправо,
листья влево,
Листья вверх и листья вниз.
Покружились, покружились (моргают глазками)
И на землю опустились (закрывают глазки).
-Молодцы, ребята! А теперь давайте расскажем, какая же сама осень.
Дети, чтобы рассказать об осени и объяснить им, что такое осень, нам надо выполнить семь заданий. А задания развешаны на листочках осенней березы.
Первый листик –отрываем первый листик.
игра с мячом «Назови приметы осени» (Дети по очереди передают мяч и называют приметы осени.)
Проводится пальчиковая гимнастика «Собираем листья»
Раз, два, три, четыре, пять
Будем листья собирать:
Листья рябины,
Листики тополя,
Листья осины,
Листики клена.
Листики мы соберем
В детский сад мы принесем.
Второй листик
Отрываем второй листочек и читаем задание: «Определите по картинкам: раннюю осень, середину осени, позднюю осень».
(презентация «Осень»)
Третий листик
Игра «Погода осенью». Я буду читать вопросы, если ответ «да», надо хлопнуть в ладоши, а если «нет», положить руки на пояс.
Осенью цветут цветы?
Осенью растут грибы?
Тучи солнце закрывают?
Урожай все собирают?
Птичьи стаи улетают?
Часто, часто льют дожди?
Ну а птицы гнезда вьют?
И букашки прилетают?
Можно детям загорать?
Ну а что же надо делать – куртки, шапки надевать?
Молодцы и с этим заданием справились. А теперь мы немножко отдохнем.
Дыхательное упражнение «Тучка»
Тучку в руки мы возьмем и немного поиграем с ней.
Подуем тихо, подуем рывками, подуем сильно.
Четвертый листик.
4. Игра по картине «Чего не бывает осенью?» Осень прислала нам рисунок, на котором она нарисована. Она очень недовольна, что художник неправильно изобразил ее царство и дает нам задание исправить ошибки художника.
(Дети рассматривают картину и говорят о том, чего не бывает осенью).
-Осенью не растут подснежники.
-Осенью не купаются в речке.
-Осенью не загорают.
-Осенью не надевают шубы. И т. д.
-А что бывает осенью? Я вам помогу ответить на этот вопрос. Я буду говорить слова - определения, а вы называть подходящие предметы и наоборот.
Пятый листик
«Назовите птиц и расскажите о них: зимующих птиц в домик со снежинкой, а перелетных – в зеленый домик с солнышком.»
Ребята, скажите почему мы воробья, голубя, ворону, синичку и дятла называем зимующими птицами?»
Д. : Потому что они остаются с нами зимовать. Им не страшны холода, могут отыскать себе спрятавшихся насекомых, съедают семена и плоды лиственных деревьев.
В. : Правильно все говорите.
А журавля, зяблика, грача, соловья, кукушку, ласточку почему называем перелетными?
Д. : Потому что улетают в теплые края. Они не приспособлены делать себе запасы корма на зиму и добивать его в зимних условиях.
В. : Ребята, как мы можем помочь зимующим птицам?
Д. : сделать кормушки и развесить их на деревьях. В них каждый день класть корм.
Шестой листик
Игра «Подбери признак». «Какая бывает погода осенью?»
У меня волшебный мяч, будет в руки к вам скакать и вопросы задавать. Надо ответить на вопросы погода осенью бывает какая?
- когда идет дождь – дождливая.
- когда дует ветер – ветреная.
- холодно – холодная.
- хмуро – хмурая.
- ясно – ясная.
- когда светить солнце – солнечная.
- пасмурно - пасмурная.
Седьмой листик.
Педагог обращается к детям:
- Осень богата не только красивыми листьями, а чем еще богата осень?
-Урожаем: фруктами, овощами, ягодами и грибами.
Игра «Собери урожай» (дети по очереди берут картинки и называют какой урожай они собрали и сколько).
III. Заключительная часть.
О каком времени года говорили? – осени.
За хорошие ответы осень приготовила вам подарки. Она их собрала в лесу и принесла вам дары. (корзина с угощением).
В. : Вот ребята мы справились со всеми заданиями. Ка вы думаете? Мы помогли жителям другой планеты понять, что это такое осень.
Д. : Помогли.
В. : Вы сделали доброе дело. Я тоже надеюсь, что инопланетянам несмотря на все изменения, которые происходят в природе осень понравилась.
ИТОГ.
В. : О каком времени года мы сегодня говорили?
Д. : Об осени.
В. : Сколько осенних месяцев?
Д. : Три (называют).
В. : Кому мы рассказывали об осени
Д. : Инопланетянам.
В. : Вам понравилось наше занятие?
Д. : Да.
В. : Молодцы ребята, вы настоящие знатоки природы.