Ирина Кривоногова
Итоговое занятие по обучению грамоте для детей старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Цели:
развивать артикуляционную моторику
закрепить связь звука и буквы
развивать фонематический слух
совершенствовать навык звуко-буквенного, слогового анализа и синтеза
развивать графические навыки и мелкую моторику
упражнять в правильном чтении слов
развивать межполушарное взаимодействие.
развивать внимание, память, мышление, зрительное восприятие
развивать произвольное внимание и пространственную ориентировку
воспитывать усидчивость, дисциплинированность, уважение к товарищу.
Оборудование:
Публикация «Итоговое занятие по обучению грамоте для детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах
Игрушки кукла Маша, поезд, картинки-буквы, спрятанные под лист цветной бумаги, нарезанной тонкими полосками (по количеству детей, изографы «вертолет», «парашют», рабочие тетради, предметные картинки, обручи, цифры 1,2,3, аудиокассета с музыкой.
Ход занятия
Оргмомент
Логопед: Ой, слышите, кто-то плачет? Да это же Маша! Что с тобой случилось, Маша?
Маша: «Я написала письмо, положила в конверт, хотела его подарить бабушке. Но тут прилетел страшный Буквоед и забрал мое письмо. Теперь мне нечего показать бабушке, и она не узнает, как я научилась писать.»
Логопед: Мы поможем тебе, Маша! Найдем Буквоеда и заберем письмо. Прежде чем отправится в путь, мы немного потренируемся.
Артикуляционная гимнастика
Очень любит наш роток улыбаться. (“Улыбка”)
А подвижный язычок работой заниматься.
Наш язык лопатку сделал раз, два, (“Лопатка”)
А потом забор построил. Красота! (“Заборчик”)
Рядом с новеньким забором – желобок (“Желобок”)
По нему несется воздуха поток (упражнение на выработку воздушной струи)
Качели надо делать не спеша
Физкультура получилась хороша.
Ну, нам пора отправляться.
Предстоит нелегкий путь-
Надо сапоги обуть
И подняться в небеса,
Чтоб увидеть чудеса.
Логопед: закрывайте глазки. Представьте, что мы поднимаемся в небеса. Открывайте глаза мы с вами на воздушном транспорте. Изограф «Вертолет» - изображение вертолета возникло из букв, которые расположились на листе бумаги определенным образом. Найдите эти буквы.
Составление букв
Чтобы нам было не скучно лететь, мы с вами вспомним для каждой изученной буквы стихотворение. А вы составите букву из счетных палочек.
Пора спускаться вниз. В этом нам поможет (изограф «парашют»)
Формирование направленного длительного выдоха
Логопед: Сейчас мы отправимся на волшебную поляну. Посмотрите, здесь “заколдованы” буквы. Давайте попробуем их “расколдовать”.
Вышли на полянку,
Сели все в кружок.
Угадай-ка букву,
Милый мой дружок!
Дети садятся в круг. Перед ними лежат картинки, спрятанные под лист цветной бумаги, нарезанной тонкими полосками.
Логопед: Дети, поднесите спрятанную букву к своим губам. Положите язык на нижнюю губу и подуйте на него так, чтобы буква открылась. Назовите звук, который обозначает ваша буква.
Кинезиологическая гимнастика (комплекс упражнений, развивающих межполушарное взаимодействие)
Логопед: Чтобы выполнить следующее задание, нам надо как следует подготовиться. Давайте сделаем гимнастику для головы.
Сначала натянем “умную шапку”. (Указательными и большими пальцами оттягиваем мочки ушей вниз или имитируем завязывание узелка под подбородком.)
Теперь позеваем. (Открывает широко рот и нажимает указательными пальцами на середину щек.)
Покажем “умную сову”. (Правую руку кладет на левое плечо и слегка надавливает, медленно поворачивает голову влево назад, затем вправо назад, меняет руку и повторяет движение головы.)
Совушка-сова,
Большая голова
На суку сидит,
На всех глядит.
Дети вместе с логопедом выполняют каждое упражнение 3-4 раза.
Развитие произвольного внимания и пространственной ориентировки.
Логопед: А теперь, ребята, посмотрите, у нас в группе повсюду расставлены картинки. Я предлагаю вам их собрать. Но собирать мы их будем не просто, вы угадывали буквы, а теперь найдите картинку, название которой начинается на звук, которая обозначает ваша буква. Возьмите вашу букву, и отправляйтесь на поиски слова со своим звуком.
Молодцы. Все отыскали свои картинки. (Во время поисков звучит сказочная, волшебная музыка)
Деление звуков на гласные, согласные.
Смотрите, я вижу вдалеке поезд. Но что-то случилось, он не едет. У него на пути произошел обвал из букв. Ребята, давайте поможем, освободим путь. Разложили буквы по вагонам. Звуки бывают гласные, согласные. В первый буквы обозначающие согласный звук, во второй буквы обозначающие гласный звук. Ребята, давайте вспомним правило (Звуки мы слышим, и говорим). (Буквы мы видим,пишем)
Отправляемся дальше на поиски Буквоеда. А вот и он сам.
(Дети вместе с логопедом просят Буквоеда вернуть письмо внучке Машеньке)
Физминутка. (деление слов на слоги)
Ребята давайте разделимся на две команды, будем делить слова на слоги. Я буду произносить слова, Если в слове один слог-обруч с цифрой 1, если два, то с цифрой2 и т. д
Пальчиковая гимнастика «Обед Буквоеда»
Дети загибают пальчики на каждую букву.
Что, скажите на обед
Съел сегодня Буквоед?
Букву А и ухмыльнулся,
Букву О и облизнулся,
Букву У и букву И
Сладким соусом запил.
Вилкой букву Я поддел,
Так старался- весь вспотел.
Мы накажем Буквоеда-
Не дадим ему обеда,
Пусть от голода страдает!
Буквы не едят! Читают!
Буквоед отдает письмо, но оно пустое.
Логопед: Не огорчайся Маша, мы с ребятами напишем тебе письмо заново.
Работа в тетради, составление, чтение слова:
«Графический диктант». В тетради заранее написаны буквы точками. Написать слово.
Логопед: Прочитайте слово, которое у вас получилось. «Бабушка»
Логопед: Вот сколько получилось писем, ты можешь их отнести бабушке.
Маша: спасибо вам, ребята, у меня для вас тоже есть сюрприз
Итог. Вот и закончилось наше путешествие. С какими задания вам легко было справиться, а с каким вы испытали трудности?