Титова Наталья Анатольевна
Итоговое собрание для родителей детей раннего возраста «Развиваем с пелёнок дома и в детском саду»
▼ Скачать + Заказать документы
Добрый вечер, уважаемые родители!
Сегодня мы поговорим с вами о важности раннего развития детей, подробно остановимся на тех периодах, которые важно было и надо не упустить для дальнейшего успешного развития вашего ребёнка.
То как Вы воспитывали своего ребёнка до года, как его развивали, какие игрушки покупали, какие книги читали, как развивали его движения, какие песенки пели, где гуляли, что показывали, о чем разговаривали со своим малышом, отразиться не только на развитии памяти, речи, мышления, но и на его характере, поведении, общей культуре.
Публикация «Итоговое собрание для родителей детей раннего возраста „Развиваем с пелёнок дома и в детском саду“» размещена в разделах
- Итоговые родительские собрания
- Младшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» апрель 2019
27 марта в газете Амурский лиман вышла статья «Создание предметно – игровой среды» в ней я описала этапы создания игровой среды для ребёнка в домашних условиях, ориентир был сделан на родителей детей от рождения до 3х лет.
Почему, да потому что в первый год жизни ребенок развивается очень стремительно. И важно не упустить ни развития моторики – двигательных умений, не сенсорного восприятия и навыков, ни этапов развития речи, вовремя перестать сюсюкать с малышом и перейти с «языка нянь» на использование слов в речи, так как потом будет поздно.
Сейчас я расскажу и покажу в презентации, на что следовало родителям обращать внимание в период до поступления в детский сад.
Именно до года у ребёнка закладываются основные привычки, формируются склонности и его личностные особенности, поэтому так важно не упустить не один месяц в его развитии, закрепить то, что он уже умеет и дать новое.
Условно период развития ребенка от 0 до 1 года можно разделить на четыре этапа. Каждый этап охватывает, примерно, три месяца.
Первый этап (от 0 до 3 месяцев). На данном этапе родителями осуществляется уход и присмотр за ребенком, удовлетворение его физиологических потребностей. Это очень важно! Так как, в это время у вашего ребенка формируется доверие к окружающему миру, и от того как качественно за ним ухаживали родители (вовремя ли меняли пеленки, кормили, переодевали) зависит то, как в дальнейшем малыш будет относится к окружающему миру.
Сейчас я буду проговаривать этапы, которые проживал ваш малыш до года, а вы для себя отметьте, все ли вы делали правильно?
• Разговаривали ли вы ласково со своим малышом? Уделяли ли вы внимание формированию сенсорного восприятия малыша. Первый отклик на голос мамы, папы, звук погремушки, закрепляли ли Вы его неоднократно.
• Пели ли песенки, рассказывали ли потешки, читали ли детские стихи, какие стихи читали? Играли ли в пальчиковые игры, делали общий массаж спины, рук, ног.
• Сорока – сорока
• Ладушки – ладушки
• Все это способствовало моторному, сенсорному развитию ребенка его зрения, слуха, координации движений, восприятию интонационной выразительности речи мамы.
По мнению исследователей именно общение с матерью (бабушкой, тётей, племянницей, сестрой) особенно важно для ребенка. Потому что женская речь более эмоционально окрашена.
*Выкладывая на животик, подгибали ножки и подталкивали малыша вперёд, помогая ему испытать ощущение отталкивания.
Если что - то упустили, то это тревожный звоночек для дальнейшего развития малыша.
Второй этап длится от 3-х до 6 - ти месяцев.
Если вы разговаривали с малышом, как можно больше в разных бытовых ситуациях (и не сюсюкались): во время пробуждения, кормления, переодевания, во время купания. Формируя сенсорное и слуховое восприятие, воспитывая музыкальную культуру, включали ему различные жанры музыки. Возвращаясь к одному и тому же не однократно. Обращали внимание на различные звуки природы (пение птиц, шум ветра, шелест листвы, лай собак и т. д.). С помощью эмоциональных комментариев и потешек, коротких стихов учили быть внимательным к окружающему миру.
Качали в воздухе ребёнка, держа его за две руки, или перевернув вверх ногами, держали и кружили в воздухе, держали сначала за обе ноги, а затем за одну, укрепляя вестибулярный аппарат ребёнка и улучшая общую моторику и координацию движений, делали зарядку по рекомендациям педиатра и медсестры из кабинета здорового ребёнка.
Третий этап (от 6 до 9 месяцев) характеризуется непоседливостью и любознательностью ребенка. Он становится во много раз активней, любознательней, непоседливей, начинает познавать окружающий мир самостоятельно, так как в этот период дети начинают сидеть, ползать,
Если вы разговаривали с малышом, как можно больше в разных бытовых ситуациях
во время пробуждения,
и во время кормления
во время переодевания
во время купания
включали ему различные жанры музыки, обращая внимание на различные звуки природы (пение птиц, шум ветра, шелест листвы, лай собак и т. д. ,
поощряли желание ползать,
Качали в воздухе держа за руки за ноги, делали зарядку по рекомендациям педиатра и медсестры из кабинета здорового ребёнка
На первые слова ребёнка: ав – ав, би - би и т. д. правильно называли увиденные ребёнком предметы и домашних животных
Если вы позволяли ребёнку изучать содержимое шкафов, заранее позаботившись о его безопасности.
Предоставили вашему ребенку возможность свободно перемещаться по дому, не забывая о безопасности вашего ребенка.
Играли в ладушки, сороку-сороку.
Показывали ребенку части лица и называли, их просили ребенка показать: «А где у Саши носик, глазки зубки, ушки, лобик?».
Четвертый этап продолжается от 9 месяцев до 1 года.
Ребенок учится ходить самостоятельно, возрастает интерес к общению со взрослыми.
Знакомили ли вы своего малыша с формами предметов и их размером.
Привлекали ли вы своего малыша к сортированию игрушек, предметов: машинки с машинками, кубики с кубиками, колечки к колечкам, крышечки к крышечкам, показали ли как собирать пирамидку, матрешку и т. д.
Постоянно следует разговаривать с ребенком, объяснять, поощрять, хвалить, но и не допускать негативных действий.
Родителям следует помнить, что в любом периоде для ребенка, крайне важно, тесное общение с мамой и папой.
Кроме того, все мы знаем, что для формирования здорового психического развития необходима доброжелательная атмосфера в семье. Так как, отношения, складывающиеся, между родителями лягут в основу поведения вашего ребенка.
На каждом этапе развития ребенка родители открывают для себя что-то новое. Естественно, что для них важно знать, какие нормы развития приняты в том или ином возрасте, чтобы сравнивать навыки и показатели своего чада с общепринятыми. Важно понимать, что если отклонения незначительные, то списать их можно на индивидуальный график развития ребенка. Но если вы видите отставание на 2-3 месяца, то надо забить тревогу и обратиться за помощью к воспитателю, прийти на консультацию ко мне как старшему воспитателю, рассказать, что вас беспокоит. С Вами вместе мы постараемся найти правильные пути решения ваших тревог и беспокойств, только в индивидуальной беседе с вами, станет понятно глубина проблемы, будет понятно что делать дальше и куда идти. В свою очередь, мы дадим вам рекомендации и подскажем к кому обратиться за помощью, если что – то выходит за рамки нашей компетенции, но в большинстве случаев, родитель сам может помочь своему ребёнку, если не будет равнодушен, если будет уделять внимание его развитию и воспитанию. Бывают случаи когда надо обратится и к психологу, к сожалению, у нас нет его в штате, и к врачу, каждый случай индивидуален. Важно, что бы вы не молчали, не утаивали проблемы в воспитании, развитии, здоровье своего ребёнка. Кроме того, нужно учитывать такие важные показатели, как условия проживания малыша, уход и питание, наличие родовых травм, рождение раньше срока и так далее. Все эти факторы могут оказать влияние на развитие ребенка, особенно в первые годы жизни. А именно в этот период особенно важно развивать и моторику и речь ребёнка.
После того как ребёнку исполняется год многие мамы задумываются о выходе на работу, поэтому стоит вопрос о подготовке ребёнка к детскому саду.
НАВЫКИ И РАЗВИТИЕ ГОДОВАЛОГО РЕБЕНКА
В возрасте одного года нормально развивающийся ребенок должен уметь делать следующее:
• ходить с поддержкой или без поддержки;
• стоять без поддержки;
• складывать игрушки в корзину;
• делать небольшие башни из нескольких кубиков;
• выполнять простые просьбы и команды;
• произносить несколько слов (до шести);
• лепетать на своем детском наречии.
В этом возрасте можно стимулировать умственное развитие крохи, постепенно начиная работать с ним по специальным методикам, развивая сенсорные навыки. В этот же период можно в ненавязчивой игровой форме обучать ребенка цветам, буквам, цифрам, используя картинки, книжки, игрушки.
Навыки и обучение полуторагодовалого малыша
А вот в возрасте полутора лет большинство детей уже уверенно умеет:
• ходить и бегать без поддержки;
• забираться на ступени и спускаться, удерживаясь за поручни;
• пить из чашки, не проливая, и пользоваться ложкой;
• показывать по просьбе родителей на знакомые предметы, игрушки, части тела;
• рисовать линии карандашом;
• поднимать с пола предметы, не теряя равновесия;
• выражать эмоции жестами или звуками;
• отдавать предпочтение отдельным игрушкам;
• иметь в словарном запасе до 15 простых слов.
В этом возрасте родителям стоит подумать о том, чтобы отучить ребенка от пустышки и отлучить от груди, если он все еще находится на грудном вскармливании.
Полуторагодовалого малыша можно приучать к соблюдению простых правил гигиены, показывая ему, как мыть руки, собирать за собой игрушки, чистить зубы. Кроме того, в этом возрасте уже можно обучать ребенка правилам поведения за столом, приучать к использованию салфеток и столовых приборов. У крохи в 1,5 года должны быть свои пусть небольшие, но уже обязанности. Ему можно поручать вытирать пыль, поливать цветы, вытряхивать прикроватный коврик.
Конечно же, главным событием в жизни полуторогодовалого малыша должна стать покупка его первого велосипеда. В этом возрасте он пока не сможет самостоятельно крутить педали, но будет счастлив погонять по двору на велобеге, отталкиваясь ногами. В полтора года с малышом уже можно впервые посетить стоматолога. Со временем такие походы должны стать регулярными, как минимум один раз в год. Кто – то уже в этом возрасте предлагает своему ребёнку впервые прокатиться на электргонном паровозике, или попрыгать на батуте.
Основные навыки двухлетнего ребенка
В два года, при условии, что развитие ребенка проходит нормально, он порадует родителей следующими достижениями:
• быстрым бегом, уверенной ходьбой и умением прыгать;
• навыками строить башню из более чем четырех кубиков;
• играми с мячом (кидание, пинание и ловля);
• ролевыми играми с игрушками;
• самостоятельными уверенными спусками и подъемами по лестнице;
• знанием собственного имени и способностью говорить о себе в третьем лице;
• знанием названий собственных частей тела;
• умением слушать во время чтения книг и показывать на соответствующие рассказу картинки;
• умением снимать и надевать на себя простые вещи;
• пополненным словарным запасом;
• использованием нескольких словосочетаний в речи;
• попытками контроля мочевого пузыря и кишечника.
Двухлетние дети могут также похвастаться улучшенной координацией «глаза-руки», поэтому они с удовольствием упражняются в рисовании, конструировании и собирании пазлов.
В два года уже можно пробовать «переселять» малыша в отдельную если пока не комнату, то кровать. А вот что касается желания крохи завести себе маленького друга — кошку или собаку – то в возрасте двух лет этого делать не рекомендуется. Малыши в этом возрасте еще недостаточно ответственны, кроме того, с домашними питомцами они могут быть не слишком осторожны и внимательны.
Как развивается трехлетний ребенок?
Если развитие трехлетнего ребенка протекает согласно запланированному природой графику, то к этому возрасту он:
• самостоятельно, уверенно и быстро спускается и поднимается по лестнице, переставляя ноги поочередно;
• одевается и раздевается без помощи родителей;
• катается на трехколесном велосипеде;
• понимает простые команды и выполняет просьбы;
• говорит о себе в первом лице;
• большую часть слов произносит четко и раздельно;
• понимает, о чем ему говорят;
• показывает на знакомые предметы в книжках, на картинках, на улице;
• знает практически все части тела и показывает их;
• проявляет интерес и пытается наладить контакт с детьми на прогулке;
• самостоятельно пользуется горшком.
К трем годам у детей заметно улучшается речь, поэтому с этого возраста нужно активнее приучать их к чтению, вместе петь песенки, разучивать стихи, просто разговаривать, обсуждая увиденное и услышанное.
Как развивается четырехлетний ребенок?
Развитие четырехлетнего ребенка протекает в ускоренном темпе. В этом возрасте дети уже отлично контролируют собственные действия, стараются быть самостоятельными во всем, начиная от одевания и раздевания и заканчивая туалетом и питанием. Кроха отлично пользуется ложкой и вилкой, ест аккуратно и достаточно быстро.
Повышенная активность в четыре года превращает пухлощекого кроху в долговязого малыша с начинающими развиваться мышцами.
Важно обратить внимание на внутреннюю часть бедер и предплечья малыша. Если младенческие жировые складки так и не пропадают, то кроха, скорее всего, склонен к полноте. В этом случае вместе со специалистом нужно будет составить для него правильный график питания, обеспечить адекватные возрасту физические нагрузки.
В словаре четырёхлетнего крохи уже больше тысячи слов, он уверенно использует фразы из более чем 6 слов, говорит понятно и четко. В этом возрасте у малышей возникает первый интерес к собственному телу, поэтому они часто играют роль докторов, акцентируя внимание на различиях между мужчинами и женщинами.
Четырехлетние малыши уже способны справиться с завязыванием шнурков, посещают детский сад. Также в этом возрасте можно приучать детей к плаванию, периодически бывая с ними на занятиях в бассейне.
Как развиваются дети в пять лет: особенности
Пятилетний малыш отлично знает разницу между утром и вечером, завтраком и обедом. Он много запоминает и с удовольствием демонстрирует навыки знакомым и незнакомым людям по просьбе. Кроха уже способен подолгу заниматься самостоятельно, концентрируя внимание на раскрашивании или сборе конструктора. Дети в пять лет особенно восприимчивы к иностранным языкам, поэтому можно пополнять их словарный запас иностранными словами, используя игровую форму обучения.
Совершеннее становится к 5 годам и физическое развитие. Малыши в среднем весят до 20 кг, прибавляют в росте по сравнению с прошлым годом не менее 4 см. Они выбирают для себя в основном подвижные игры, очень активны и непоседливы.
Как развивается ребенок в 6-7 лет?
К шести-семи годам развитие ребенка достигает высокого уровня. Личность его уже почти сформирована. Малыш отлично координирован, хорошо рисует, умело прорабатывает мелкие детали. В книгах ребенок обращает внимание не только на картинки, но и на сюжет, действия, анализирует поступки героев, ставит себя на их место и продумывает возможный сценарий своего поведения.
Дошкольники уже отлично пересказывают и сочиняют собственные истории на основе личного опыта, они знают много стихов и песен, с удовольствием посещают спортивные секции и творческие кружки.
На новый уровень переходит и социальная адаптация малышей. Они уважительно относятся не только к старшим, но и к сверстникам, умеют концентрировать внимание на том, что не представляют для них интереса, и в целом готовы к поступлению в первый класс.
Во время протекания всех возрастных периодов основные рекомендации родителям сводятся к следующему:
• Сохраняйте спокойствие;
• Умейте выслушать;
• Дайте ценный совет;
• Не навязывайте свое общество;
• Уважайте выбор своего ребенка;
• Дайте ему разумную свободу действия, соответствующую возрасту;
• Любите своего ребенка;
• Говорите ему о своей любви как можно чаще.
Соблюдая эти простые правила, взрослые не только смогут легче пережить эти непростые времена, но и помогут в этом нелегком деле своим детям.
Подведем итоги
Любая возрастная классификация очень условна, так же как расплывчаты ее границы. Нельзя оценивать степень развития своего ребенка сухими среднестатистическими данными.
Однако, зная основные периоды развития детей, родители смогут подготовиться к грядущим изменениям в поведении и мироощущении своих наследников и избежать очень серьезных ошибок в процессе их воспитания.