Чулпан Хабибуллина (Баязитова)
Итоговое открытое занятие «В королевстве шахмат»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект итогового занятия по шахматам
"В королевстве шахмат".
Составитель: воспитатель I кв. категории Хабибуллина Ч. Ф.
Тип занятия : повторение и обобщение пройденного материала в игровой форме с элементами инсценировки.
Цель: закрепить и систематизировать знания и навыки детей в шахматной игре.
Задачи:
- образовательные: закрепить и систематизировать знания и навыки детей в шахматной игре;
Публикация «Итоговое открытое занятие „В королевстве шахмат“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Открытые занятия. Конспекты
- Шахматы. Конспекты шахматных занятий
- Шашки, шахматы. Материалы для обучения детей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» ноябрь 2018
- развивающие: развивать логическое мышление, память, внимание, сообразительность;
- воспитательные: воспитывать усидчивость, терпение; партнерские отношения между детьми и взрослыми.
Материалы и оборудование: интерактивная доска, проектор, магнитная шахматная доска, демонстрационные шахматные фигуры, "Волшебный мешочек" с шахматными фигурами, наборы шахмат на каждого ребенка; комплект квадратиков из белого и черного цвета.
Предварительная работа: изучение шахматной доски, ходов фигур, как бьют шахматные фигуры, основные правила игры, что такое шах, мат, пат, длинной и короткой рокировки, шахматной нотации и линейного мата.
Образовательная область: познавательная, речевая, социально-коммуникативная.
Активизация словаря: Ладья, слон, конь, ферзь, король, пешка, шах, мат.
Ход занятия:
Кабинет украшен шарами (черные и белые).
Воспитатель: Ребята, посмотрите сколько гостей у нас в кабинете. Давайте с ними поздороваемся.
- Здравствуйте уважаемые гости! Мы вас приветствуем в шахматном королевстве. (Дети здороваются с гостями).
- Ребята, сегодня на адрес нашего детского сада "Жар-птица" пришла посылка. (Воспитатель показывает детям посылку).
- Давайте посмотрим, что в ней, но к посылке еще есть открытка. (Воспитанник подготовительной группы читает открытку, воспитатель помогает).
"Чтобы открыть посылку нужно выполнить ряд заданий".
Воспитатель: И так вы готовы, к выполнению заданий? (ответы детей).
Воспитатель: для того, чтобы было интереснее, мы сейчас поделимся на команды: белые и черные. А мы, с нашими гостями, посмотрим чья команда умнее, сильнее и быстрее.
1. Игра "Составь доску". У каждой команды комплект полосок из белого/черного цвета. Чья команда быстрее правильно выложит на столе шахматную доску, тот победит.
2. "Отгадай-ка". Каждая команда отгадывает загадки про шахматные фигуры.
Маленькая, удаленькая Прыгнет он - подковы звяк.
Через поле пройдет Необычен каждый шаг,
И награду найдет. (Пешка) Буква "Г" и так, и сяк. (Конь)
Это есть не пораженье, Если в шахматы играешь,
Не фиаско, и не крах, То, конечно, это знаешь-
А всего лишь нападенье- Будет лучший результат
Королю объявлен. (Шах) Если ты поставишь. (Мат).
Загадка для присутствующих гостей.
Слабый в шахматах готов
И поймать такой "улов".
Я ответу буду рад-
Результат ничейный. (Пат).
3. "Волшебный мешочек" (дети по очереди на ощупь отгадывают шахматную фигуру).
Физкультминутка: «Мы поднялись, потянулись - Это раз!».
Мы поднялись, потянулись - Это раз!
Наклонились и прогнулись - Это два!
И в ладоши три хлопка - Это три!
Руки в стороны пошире - Вот четыре!
На носочки встать и руками помахать - Это пять!
И опять за столик сесть - Это шесть
4. Эстафета "Расставь шахматные фигуры" (каждая команда по очереди расставляет свои фигуры на доске, называя при этом каждую шахматную фигуру в соответствии со цветом). Побеждает та команда, которая правильно расставит фигуры.
5. "Блиц-опрос".
– Каких клеток больше, черных или белых? (равно)
– Без какой фигуры не бывает игры? (король)
– Где возникли шахматы? (Индия)
– Как пешке укрыться от чернопольного коня? (встать на белое поле)
– Что такое шах?
– Что такое мат?
– Между какими фигурами стоит конь в начале игры? (слон и ладья)
– Какая фигура может перепрыгивать через фигуры? (конь)
Воспитатель: - Молодцы, ребята! Вы справились со всеми заданиями. Победила дружба. Но осталось самое главное задание, без чего мы не сможем открыть нашу посылку. Это, всеми ваша любимая - шахматная партия. (Дети присаживаются за столы).
- Ребята, прежде чем начать игру, какое мы правило должны совершить? (ответы детей- рукопожатие).
- Молодцы! Шахматную партию вы сыграли. И посылка открылась. Что же там. (Воспитатель и воспитанники открывают посылку, достают дипломы и медали).
Воспитатель подводит итоги.
- Уважаемые гости, подойдите к демонстрационной магнитной шахматной доске и если вам понравилось занятие, прикрепите на шахматную доску белую шахматную фигуру, если что-то я не учла прикрепите черную шахматную фигуру. Огромное спасибо воспитанникам и нашим гостям.
Воспитатель, воспитанники и гости фотографируются на память детскому саду.